Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весенний подарок".
план-конспект занятия (аппликация, лепка, старшая группа) на тему

Пляцко Людмила Александровна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 27 «БЕРЁЗКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА  ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с окружающим миром  и ручному труду в средней группе

 Тема: «Весенний подарок»

Воспитатель:

Пляцко Л.А.

2013-2014 учебный год

Конспект интегрированного занятия по родной природе и ручному труду в средней группе, тема: «Весенний подарок».

Цель: Стимулировать желание детей создать цветочную композицию с помощью разных техник конструирования из бумаги.

Программное содержание:

Расширить знания детей о первых весенних цветах (подснежник).

Закрепить признаки весны через загадку, рассказ, стихи о подснежнике.

Развивать память, любознательность, мелкую моторику.

Воспитывать экологическое восприятие, воображение детей, желание сделать маме приятное.  

Упражнять в связной речи. Обогащать словарный запас детей (проталина, первоцвет, подснежник). Закрепить умение наклеивание предметов, состоящих из нескольких частей.

Оборудование:

Картинки с изображением подснежников, аудиозапись с голосами птиц, использование ИКТ, бумага для оригами и для аппликации.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Здравствуйте ребята! Я приглашаю вас прогуляться по весеннему лесу. Звучат звуки леса (голоса птиц)

 Вот мы и пришли, посмотрите : «лес уже проснулся от зимнего сна, в нем сейчас происходят необычные чудеса. Но эти чудеса вы увидите , если вспомните и назовете приметы весны.

Ответы детей: тает снег, бегут ручьи,  поют птицы, появляются первые проталины и первые цветы.

Ребята, кто мне может сказать, что такое проталины?

Проталины – это места где уже растаял снег и показалась земля.

Ребята, что такое первоцветы?

Цветы, которые появляются первыми ранней весной  - называются первоцветами.

Воспитатель: я загадаю вам загадку, а вы должны понять, про какой цветок говорится:

Хорошо гулять в лесу!

Тихо… Утро раннее.

Чудо-песенка звенит

На лесной проталине,

Чей-то нежный голосок

Еле-еле слышен -

Кто, расправив лепесток

Из-под снега вышел?

Правильно, (подснежник).

Ребята,  послушайте рассказ о подснежнике.

Воспитатель: (мини рассказ)

«Растопило солнышко снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб  и сухую листву. Там, где она упала, показалась зеленая стрелочка. А на ней расцвел беленький цветочек. Смотрит на снег  и удивляется: «А не рано ли я проснулся? Нет, не рано, пора-пора, запели птицы».

- Ребята, подснежники появляются на проталинах, на полянках.

-Посмотрите, в нашем весеннем лесу тоже есть полянка. Какие цветы расцвели на полянке?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно ! молодцы! Это самый первый цветок.

--Посмотрите, какой он красивый. Давайте его рассмотрим.

- что у него есть?(стебель, листья, лепестки)

-кто может сказать какой стебель?(длинный, короткий, зеленый и т.д.)

- какие листья по форме? (продолговатые, тонкие и т.д.)

-какой цветок?(белый, нежный и т.д.)

Воспитатель:

-Садитесь на стульчики.

Посмотрите на экран,  я хочу показать вам ,как происходит в природе «Пробуждение подснежника».

Включить видео подснежники. После видео остаётся картинка «подснежник».

Воспитатель: Вам понравилось? На первый взгляд подснежник очень нежный цветок, но сила его в том ,что он может выдерживать даже 10 градусный мороз, когда другие цветы при таком морозе гибнут.

Включить музыку Шопен Ф. «Токатта»

(Входит весна)

Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете, кток нам идет на встречу? Какая красивая.

Весна:

-Я проходила мимо и услышала ваши голоса.

-Ребята, вам понравилось гулять в моем весеннем лесу?

Ответы детей: Да. Нам очень понравилось гулять в твоем весеннем лесу.

Весна:

- Ребята, о каких весенних  цветах мы узнали? Какие цветы мы видели на полянке?

Воспитатель:

-Как можно назвать цветы, которые появляются первыми? ( Первоцветы)

-А где появляются первые цветы? ( на проталинах)

Весна: Молодцы, вы очень много знаете об мне, о Весне.

«Ну вот пора пришла прощаться,

С весенним лесом расставаться,

Со мной красавицей весной.

Красив ,чудесен лес весной

Он украшается листвой

Цветут цветы, поют скворцы

Летают майские жуки,

И дышит все вокруг легко

Ну, до свидания друзья!

Я снова буду ждать вас в гости в нарядный лес .

 Воспитатель:

- Ребята, за что мы можем сказать спасибо Весне?

-Спасибо тебе весна за теплые лучики солнца, за пение птиц и за первоцветы.

Воспитатель:

Ребята, а какой праздник бывает весной? Праздник наших дорогих мам, бабушек, сестричек.  В этот день им дарят подарки. Очень хотелось бы подарить им такой прекрасный цветок!

Правда?

 Подснежников в лесу осталось очень мало. Когда сорвешь цветок, то на следующий год здесь цветы уже не вырастут! Мы с вами можем сделать цветок своими руками ?  Из чего?

Ответы детей:

-Из бумаги и т.д.

Воспитатель:

-Ребята,  перед работой мы разомнем пальчики , поднимите свои кулачки, сделаем бутоны . Повторяйте за мной.

- -Наши первые цветки распускают лепестки,

-Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,

-Наши первые цветки закрывают лепестки,

-Головой качают,

-Тихо засыпают.

-Теперь садимся все за столы.

-Мы с вами говорили, что  у подснежника есть стебель, возьмите заготовку стебля и наклейте на средину синего картона. Хорошо промазывайте края клеем.

Включить музыку Шопен Ф. «Токатта»

-Кроме стебля что еще есть?- листья. Возьмите лист и наклейте рядом со стеблем. А чего еще не хватает? – Цветка.

-Перед вами белый лист бумаги. Какую форму он имеет?

Ответы детей:

– Квадрата.

Воспитатель:

-А мы с вами знаем, как получить из квадрата треугольник? - Соедините противоположные углы так, чтобы все края совпали и  получим треугольник. На линии сгиба зрительно определите средину и поставьте пальчик. Теперь загните один и второй угол. Посмотрите, как это делаю я.

У нас получился цветок.

_ Ребята,  посмотрите , куда смотрят лепестки подснежника вверх или вниз?

Ответы детей:

- Вниз.

Воспитатель:

-Наклеиваем наш цветок лепестками вниз.

- Какой цветок  у нас получился? Как называется?

Ответы детей: Подснежник.

Воспитатель:

-Наведите порядок на рабочих местах и подойдите ко мне.

-Какие прекрасные работы! Я думаю, ваши родные будут рады получить такой подснежник! Покажите подарок гостям. Дети под музыку уходят.

 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 27 «БЕРЁЗКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА  ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

141103, Московская область, г. Щёлково-3, ул.Институтская, 6Б.                          тел 8(496)253-97-76,  e-mail:  mdou.berezka27@mail.ru

Консультация для воспитателей на

тему: «Развитие у детей младшего дошкольного возраста воображения, мышления и творческих способностей через ручной труд»

Выполнила:

Воспитатель: Пляцко Л.А.

2014г

Тема: «Развитие у детей младшего дошкольного возраста воображения, мышления и творческих способностей через ручной труд»

Цель: Содействовать всестороннему развитию личности дошкольника. Создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Дать возможность реально самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных, т.п., постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
Задачи: 

Развитие сенсорных эталонов формы, величины, цвета.
Развитие у детей тактильной чувствительности, мелкой ручной моторики, эстетического вкуса.
Воспитание аккуратности; Формирование умения доводить начатое дело до конца.
Совершенствование коммуникативных навыков.
Предварительное планирование хода работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки).

Определять приемы работы и инструменты, контролировать свою работу (определять правильность действий и результаты, оценивать качество готовых изделий).


   Актуальность темы: дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, нравственного, умственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
Развитие ручного труда позволяет развивать у детей моторику, координацию, усидчивость, аккуратность, самоконтроль, умение доводить порученное дело до конца.
Формируется общая умелость руки, в том числе мелкая моторика руки - важный показатель физического и нервно-психического развития.
   При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач - рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больше запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления - наглядно-образному - и будет оперировать уже не предметами, а их образами.

Особая значимость продуктивных ручных действий дошкольников состоит в формировании базовых глубинных компонентов «психического стержня» ребенка, т.е. целенаправленная деятельность, результатом которой стал бы некий продукт, представляющий собой ценность и пригодный к употреблению. Эту потребность американский ученый Эрик Эриксон охарактеризовал как «чувство созидания», т.е. на смену желанию у ребенка «все разобрать», разломать приходит желание что-то смастерить, починить самостоятельно, непременно, чтобы этот продукт труда пригодился во взрослой жизни.

Формулировка: «Я сам могу это сделать, я справлюсь» - это первая формула «психологии победителя».

Уже во взрослой жизни человек, обладающий такой внутренней убежденностью, сталкиваясь с проблемой, думает не о сложности, а о том, как ее решить. И как правило, достигает успеха.
Технология, направленная на развитие ручной умелости, выполняет свою важнейшую психологическую функцию: «работает» на формирование у ребенка базовой, глубинной убежденности в своей компетентности, поскольку результат его труда вызывает у окружающих положительные эмоции, одобрение и похвалу без всяких натяжек.
Творчество в конструировании наблюдается уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в новом использовании известных сооружений). На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы постройка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета и новизна приемов для придания устойчивости сооружаемой постройке.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.

Первый - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.

Второй этап - процесс создания изображения.

Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение.

Детское конструирование, в силу самой его созидательно-преобразующей природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника, при правильной организации обучения обязательно носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения (Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко и др.) и интеллектуальной активности (Д.Б. Богоявленская), экспериментирования с материалом (Е.А. Флерина, Н.Н. Поддьяков), возникновения ярких и «умных» эмоций (А.В. Запорожец). Это позволяет считать детское конструирование мощным средством развития творчества у дошкольников. Л.С. Выготский писал: «...Все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека... является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении» И далее: «...В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

Список используемой литературы:

  1. Новоселова С.Л.,Зворыгина Е.В. Всестороннее воспитание детей в игре.Под ред. С.Л.Новоселовой. М.:Просвещение,1988.

  1. Парамонова Л.А.,Урадовских Г.В. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей:старший дошкольный возраст// Дошкольное воспитание,1985.



Предварительный просмотр:

(СЛАЙД №2)Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад — первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.                                                                                                                                (СЛАЙД №3)Цель работы— раскрытие актуальных форм и методов взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.  

 (СЛАЙД №4)«Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье»

А. Макаренко

Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и

интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь.

Анализируя работу по данному направлению, мы пришли к выводу, что добиться больших успехов в воспитании детей можно будет только при согласованном взаимодействии детского сада и семьи. Семья играет центральную роль в сознании ребёнка.

(СЛАЙД №5)Как говорил Себастьян Брандт: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример тому».

 Именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношение к людям, к природе.

Я в своей работе использую различные формы сотрудничества (как традиционные, так и нетрадиционные):

(СЛАЙД №6)Формы взаимодействия с родителями:

  1. Информационно – аналитические: анкетирование, тестирование, почта доверия, вопросы – ответы;

(СЛАЙД №7) 2. Наглядно – информационные: стенды, альбомы, папки-передвижки, фото – выставки, библиотека - передвижка, дни открытых дверей, интернет-сайт группы;

(СЛАЙД№8)3.Познавательные: родительские собрания, консультирование, беседы, дискуссии, круглые столы, (СЛАЙД №9) совместное создание развивающей среды;

(СЛАЙД №10) 4. Досуговые: открытые просмотры детской деятельности, семейные праздники и развлечения, дни здоровья, экологические субботники, выставки, творческие конкурсы, выпуск семейных газет и журналов, совместные проекты, выставка семейных коллекций.

(СЛАЙД №11) В группе оформлена стена «Наша большая дружная семья», где помещены фотографии всех воспитанников.

Проводится работа по проектной деятельности. В совместной работе с родителями и детьми созданы такие проекты, как:

  • «Перелетные птицы»; (СЛАЙДЫ №12-13)
  • «ХЛЕБ- всему голова".

Родители и дети очень любят проведение совместных семейных праздников: «Осень в гости к нам пришла», (СЛАЙД №14-17) «Новогодняя сказка», «Масленица», «Праздник весны», « Лето красное» и т.д.

В результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

(СЛАЙД №18) Большой интерес вызывает совместная продуктивная деятельность родителей и детей: выставка поделок  (СЛАЙД №19-20)

«Дары осени», «Дом, где живёт Дед Мороз»,«Новогодняя игрушка нашей семьи»,  «Моя любимая игрушка»,  «Лучший зимний участок» и т.д. (СЛАЙД №21) Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными, вызывают огромный интерес детей и желание мам и пап заниматься со своими детьми творчеством.(СЛАЙД №22) Благодаря активному участию родителей, дети всегда занимают призовые места в конкурсах!

Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания: «Семья – ребёнок – детский сад»; «Воспитание интереса к окружающему, любви к родной природе», «Какой хороший папа! », «Какие они разные: мальчики и девочки», «Азбука нравственности. Что такое хорошо и что такое плохо? » и т. д. Собрания всегда проходят не в традиционной форме.

(СЛАЙД №23) Создана страничка  группы на сайте ДОУ, где мы – педагоги, выкладываем фотографии с участием наших воспитанников, консультации для родителей, устраиваем конкурсы, предлагаем мастер – классы на разные темы. (СЛАЙД №24)Преимущества этого сайта:

родители могут следить за жизнью своих детей в группе;

могут получать информацию в форме педагогических советов;

(СЛАЙД №25)Было оформлено и постоянно пополняется портфолио группы. В нем есть страничка каждого ребенка, в создании которой принимали участие родители. Страничка оформлена прекрасными аппликациями и фотографиями детей.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей.

Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей.

(СЛАЙДЫ № 26-29) Они помогли нам изготовить пособия для занятий по обучению грамоте и математике, помогли оформить театральный уголок. С помощью родителей группа оформлена так, что каждая зона используется для развития детей.  Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо и уютно.

(СЛАЙД №30)Совместные усилия родителей и детей помогли собрать богатый урожай на нашем огороде.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав определенную работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае. (СЛАЙД №31)За активное участие в жизни группы родители были награждены благодарственными листами и грамотами.

  На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Подводя итоги, можно сказать, что организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление личности ребёнка, повысить уровень культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада. (СЛАЙД №32)



Предварительный просмотр:

РОЛЬ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ДОУ

Воспитатель  детского сада №27 «Березка» Пляцко Людмила Александровна.

Дошкольный возраст - сложный и драматический период жизни (как, впрочем, и любой другой). Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания себя и другого, близкого и далекого. Интерес к окружающей действительности пробуждается у ребенка в раннем возрасте, когда рамки этой действительности ограничиваются стенами дома, самыми близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье. Особых усилий в период дошкольного детства требует процесс активного воспитания путем действенного познания. Белинский В.Г. утверждал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления». Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики. С целью этого создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности - приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

Удивительная профессия — педагог детского сада. Его назначение — соединять прошлое и будущее через настоящее, обогащая личность воспитанника духовным наследием прошлого. Мы передаем вместе с ним в будущее культуру, произведения прошлого.

«Глаза ребенка. Глаза гения. Подлинная красота доступна только таким глазам. Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа — душа ребенка...» слова Э. Ме-желайтиса.

Музейная педагогика - это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Исходя из этого предметом музейной педагогики является музейная коммуникация. Однако на сегодняшний день существует несколько подходов к этому новому педагогическому направлению. Одни утверждают, что музейная педагогика - это область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс, организуемый в условиях музейной среды. Другие усматривают в данном понятии неоправданное сужение возможностей музейно-педагогической деятельности и отводят ему иную роль в образовательно-воспитательном процессе. Под музейной педагогикой в этом случае понимается область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальный и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. При таком подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом другом пространстве - детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д.

Необходима «прививка» музейной культуры. Привести детей в музей и ожидать от них полноценного восприятия музейной информации (эмоциональной реакции, выявление главной идеи экспозиции или экспозиционного комплекса, эстетического наслаждения и т.д.) - дело наивное и безнадежное. Это все равно что надеяться на то, что человек впервые взявший в руки скрипку, кисть, глину, начнет создавать шедевры.

Музейной педагог (воспитатель) должен отдавать себе отчет в том, что ребенок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Задача состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. Открытие окружающего мира начинается с малого. Если малыш научиться в простом, обыденном видеть важное, интересное, он сумеет распознать скрытые смыслы в отдаленных и сложных явлениях и фактах культуры. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического восприятия отводится роль проводника в этот мир. Вооружившись методами музейной педагогики, он может повести начинающих следопытов дорогами познания к бесчисленным открытиям.

. Следовательно, мы обязаны научить ребенка с дошкольного возраста отличать настоящее от подделки, истинное искусство от китча, прекрасное от дурное.

Я слышу - и забываю.

Я вижу - и вспоминаю.

Я делаю - и постигаю.

Это приписываемое Конфуцию изречение может служить своеобразным эпиграфом к музейной педагогике, так как в нем заключен важнейший принцип данного направления образовательно-воспитательной деятельности. Изречение осмыслили современные ученые и выразили его на сухом языке цифр:

То, что слышим, - 10%.

То, что видим, - 50%.

То, что делаем, - 90%.

«Никакое число наглядных уроков не может заменить соприкосновения с природой и знакомства с подлинными вещами и материалами, с фактическим изготовлением предметов».

На практике принцип включения ребенка в активный познавательный процесс в пространстве музея воплощается в заявленном девизе детских музеев и специализированных экспозиций для детей - «знание через руки». В большинстве музеев знакомство с экспозицией, как правило, заканчивается творческой работой детей . Здесь непосредственно закрепляются полученные знания, которые тем самым становятся личным приобретением каждого ребенка. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра.

 Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности. В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь.

Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Реализация принципов музейной педагогики при использовании мини-музеев в ДОУ способствует  решению следующих задач:

-учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

-формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности и иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

-формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

-формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки;

-развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

-вызывать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

-развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Задачи, которые ставит перед собой воспитатель, должны четко согласовываться с основными и неизменными принципами музейной педагогики: предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность.

Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы.

Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками. Начать создание мини-музея целесообразно с названия мини-музея, разработки его модели, выбора места для размещения.

Долгие годы наши музеи запрещали свои посетителям даже прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие из них работают с детьми и не только разрешают, но и всячески рекомендуют юным посетителям действия с предметами. Музеи становятся интерактивными. Нахождение ребенка в музейной среде станет интереснее и полезнее, если в условиях детского сада вместе с воспитателем при рассматривании изделий народных промыслов он будет рассуждать, что придает им красоту.

Немаловажным является исследование вещей и предметов в окружающей дошкольника предметно-пространственной среде. Взрослые в совместной деятельности с детьми рассматривают предметы старины; семейные коллекции; фотографии, вещи из коллекции самого ребенка.

“Диалог” с музейной вещью вне стен музея позволяет обратить внимание дошкольника и на обычные предметы, которые могут дать интересную информацию. Предложения и версии детей способствуют углублению их интереса, а затем и потребность к рассматриванию и обсуждению других предметов уже в экспозиции музея.

Культурологическое и эстетическое образование с помощью музейных средств возможно только на основе знания и учета особенностей детского восприятия, строгого следования психолого-педагогическим принципам, разработанным отечественными и зарубежными специалистами. Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики / Н.Р.Васильченко - Дошкольная педагогика, №5, 2009. стр.6-7

2.Виниченко В. Ребенок в пространстве музея / В.Виниченко - Дошкольное воспитание, 2003, № 5. стр.38-41

3.Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные  занятия / Под ред. К.Ю.Белой, Т.С.Комаровой. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

4.Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие / Л.В.Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005.

5.Куревина О.А. Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / О.А.Куревина, Г.Е.Селезнева. - М.: «Баласс», 2002.

6.Лашкина Н. Дети в музее / Н.Лашкина -Дошкольное воспитание, 2005, № 2. стр.72

7.Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся / Д.С.Лихачев.- М.:Просвещение, 1983.

8.Морозова А.Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой.- М.: ТЦ Сфера, 2006.

9.Найденова Е. Этнографический музей в дошкольном учреждении / Е.Найденова - Дошкольное воспитание, 2001, № 3. стр.92.

10.Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ/ Н.Нестеренко - Обруч, № 6, 2000. стр.30-31.

11.Пантелееева Л. Хочу в музей / Л.Пантелеева - Дошкольное воспитание, 2006, № 9. стр.115

12.Пастухова И. Домашний музей / И.Пастухова - Дошкольное воспитание, 2008, № 4. стр.111


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Подарок для осени» (образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие" - рисование)

Конспект непосредственно образовательной деятельностиТема: «Подарок для осени»для детей подготовительной к школе группы (в рамках тематической недели «Осень»)Программное содержание: 1. Воспитыват...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: «Весеннее путешествие в степь»

Программное содержание:Воспитывать у детей чувство симпатии к родной природе, развивать умение работать сообща (парами), оказывать помощь и поддержку друг другу в трудной ситуации.Развивать речь детей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Весенние лоскутки" для детей средней группы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы на тему: "Весенние лоскутки"....

конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "Подарок любимой маме".

Целью занятия является, ознакомление детей с праздником "День Матери"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Весенние цветы»

Программное содержание: Помочь детям освоить способ рисования -  ватными палочками, смятой бумаги, поролоновой кисточкой, изображающих ландыши, одуванчики в изображении весенних цветов....

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Весеннее путешествие»

Тема: «Весеннее путешествие»Возрастная группа: 2 младшаяЦели: Уточнить знания детей о весенних явлениях природы и расширить представления между явлениями живой и неживой природой. Фор...