В тундру мы пойдём гулять!
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Ярдова Евгения Леонидовна

Игра-путешествие для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_tundru_my_poydyom_gulyat.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-путешествие «В тундру мы пойдем гулять»

(для детей старшей дошкольной группы)

Программное содержание:

  • Обобщить знания детей о природной зоне тундры, формировать представление о человеке как о части живой природы.
  • Закрепить знания детей о составе числа «7».
  • Упражнять в аппликативных умениях (промазывание клеем, аккуратное наклеивание).
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей, чувство прекрасного.
  • Воспитывать у детей интерес и любовь к своей малой Родине

Материалы и оборудование: аудиозапись песни Ю.Корнилова «Северный край», аудиозаписи ненецких народных песен;  мягкие модули (для постройки «тундрохода» и создания путеводного кубика); компьютер, мультимедийный проектор и экран (для создания «окна» с визуальными образами); разрезная картинка с изображением совы; диск с записью видеофильма «Замечательное путешествие в тундру»; выставка ненецких сумочек и куколок в национальной одежде; столы для проведения аппликации, стулья по количеству детей; клей, салфетки, «куколки» из цветного картона, заготовки орнаментов из цветной бумаги, белый круг для лица «куколки», карандаши и фломастеры – по количеству детей; ненецкие национальные костюмы для воспитателя и педагога, исполняющего роль Мастерицы.

Ход игры-путешествия.

Звучит аудиозапись песни Ю.Корнилова «Северный край». Дети входят в зал.

Воспитатель. Добрый день, ребята! Скажите, вам знакома эта картина:

На широкий бережок

Тихо стелется снежок.

Конечно, ведь мы с вами живем на севере. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашему краю. А путешествовать мы будем на «тундроходе». Прошу всех занять свои места. В славянских сказках героям при выборе маршрута помогает волшебный клубочек, правда? А нам будет помогать путеводный кубик. На гранях кубика показаны все этапы путешествия. Бросив его, вы сможете определить точку маршрута. А чтобы не пропустить ничего интересного, внимательно смотрите в «окно» (мультимедийный экран). 

Дети бросают кубик и выполняют задания каждого этапа путешествия.

Этап 1. Ямальская головоломка.

Детям предлагается из частей разрезной картинки составить изображение и сказать, что нарисовано на ней. (Полярная сова.)

Этап 2. Загадки.

Педагог загадывает загадки о растениях и животных тундры. Дети отгадывают. Правильность ответов подтверждается слайдами.

Вильнёт хвостом туда-сюда –

И нет её, и нет следа. (Рыба.)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный. (Волк.)

Кто на своей голове лес носит? (Олень.)

Всю ночь летает –

Мышей собирает.

А станет светать –

Сразу летит спать. (Сова.)

Лети – пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит,

Сядет и укусит. (Комар.)

Белая корзинка –

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце. (Ромашка.)

Белые овечки

Бегают по свечке. (Верба.)

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Мох.)

Под кочкой крошка,

Только шляпка да ножка. (Гриб.)

Этап 3. Оленья тропа.

Воспитатель. На пути нам встретились следы. Это следы самого важного животного в жизни северных народов. Как вы думаете, чьи они? Конечно, это следы оленя.

Рад и взрослый, и ребенок,

Когда беленький как снег

В стаде первый оленёнок

Появляется на свет.

Мы с вами пойдем оленьей тропой и вспомним, что же даёт человеку это животное? Какую пользу приносит?

Просмотр отрывка видеофильма «Замечательное путешествие в тундру».

Этап 4. Грибочки.

Воспитатель. А вы знаете, ребята, что многие северные народы не употребляют в пищу грибы? А всё потому, что грибы – это любимое лакомство оленей. Давайте и мы соберем немного грибочков для молодых оленят.

Посмотрите в «окно»: на нашей сопке растёт 7 грибочков. Грибочки не хотят попасть в наше лукошко, они играют с нами в прятки. Ваша задача ответить, сколько грибочков спряталось.

Этап 5.Сбор ягод (динамическая пауза).

Раз, два, три, четыре, пять –

В тундру мы пошли гулять.

(Идем по кругу, показываем направление указательным пальцем)

За морошкой,

За брусникой,

Мы – за клюквой,

Голубикой.

(Имитируем сбор ягод)

Много ягод мы набрали

И друг друга угощали.

(Стоим в кругу, лицом друг к другу, показываем открытые ладошки)

Этап 6. Северные узоры.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения П.Явтысыя.

Нить вплела в узоры паниц

Всё, чем славен мой народ –

Крылья песен,

Плавный танец,

Стад оленьих хоровод.

Зашифрованы в узорах,

Чтобы радовать людей,

Синь озёр,

А на озёрах –

Гордый контур лебедей.

Рыбы лов,

Охоты сценки,

Ритм труда,

Азарт игры…

С давних пор

Владеют ненки

Тайной мастерства иглы.

Воспитатель. Северными узорами мы называем орнаменты. Каждый орнамент отражает жизнь северных народов, картины природы. И поэтому все они имеют своё название.

Дети рассматривают варианты ненецких орнаментов.

Посмотрите, как орнаментами украшены самые обыкновенные вещи – сумки, одежда, обувь. Во время шитья северные мастерицы напевают народные песни и мечтают. Каждая из них вкладывает душу в свою работу, поэтому изделия так красиво выглядят!

Наконец мы добрались до конечной точки нашего маршрута – до Ямальской мастерской. Давайте войдём в неё. Нас встречает знатная мастерица (роль исполняет педагог), которая покажет нам свои работы и научит украшать ненецкую национальную одежду орнаментами.

Мастерица показывает детям ненецкие сумочки и куколок в национальной одежде, украшенные орнаментами, и предлагает детям выполнить аппликацию. Дети оформляют орнаментами одежду куколок без лица, вырезанных из картона. Во время работы звучат аудиозаписи ненецких народных песен.

Воспитатель. Какие красивые куколки получились у вас, ребята! Но чего-то не хватает. (Лица.) Нарисуйте, пожалуйста, лица своим куколкам. И пусть на них отразятся те эмоции, которые вы испытали в ходе нашего путешествия.

Пока дети прорисовывают лица куколок, воспитатель подводит итог путешествия, выясняет, какие впечатления они получили и что нового узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гулять, гулять и еще раз гулять!

Рекомендации для родителей дошкольников о том, на что обращать внимание во время прогулок с детьми!...

Конспект прогулки - развлечения "В тундру мы идем гулять"

Дети дома ребенка, как правило, чаще гуляют на участке. С целью сглаживания синдрома двигательной депривации, расширения представлений об окружающей среде, мы стараемся как можно чаще организовывать в...

Гулять или не гулять в морозную погоду

Гулять или не гулять в морозную погоду...

НОД во 2 младшей группе «Мы гулять пойдём и друзей новых найдём» ( по стихам А. Барто)

НОД в младшей группе«Мы гулять пойдём и друзей новых найдём»...

"Папа, пойдём гулять!"

Рекомендации для родителей по проведению игровой прогулки с детьми...

Из опыта работы: « Гулять, гулять, гулять!»

Из опыта работы: « Гулять, гулять, гулять!»В моей группе дети очень любят гулять.На прогулке они много двигаются, учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ло...