Непосредственная образовательная деятельность Область «Художественное творчество» (лепка) в подготовительной группе: «ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНА КУБАНСКАЯ ПОСУДА?» (с использованием ИКТ)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Чобанян Рита Шотаевна

Цель:

Познакомить с кубанской посудой.

Сформировать представление о кубанской народной посуде, об особенностях её изготовления и оформления,

Подчеркнуть, что на изготовление вещей затрачивается труд людей.

Учить лепить посуду, используя приёмы сплющивания, оттягивания и уравнивания краёв. Развивать эстетическое восприятие формы, учить передавать форму посуды. Развивать воображение, общую ручную умелость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kubanskaya_posuda.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА №7

Г.КУРГАНИНСКА

Непосредственная образовательная деятельность

 Область «Художественное творчество» (лепка)

в подготовительной группе:

 «ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНА КУБАНСКАЯ ПОСУДА?»

(с использованием ИКТ)

                                                                                   Воспитатель:

                                                                                   Чобанян  Рита Шотаевна

                                            г. Курганинск.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы».

Цель: 

Познакомить с кубанской посудой.

Сформировать представление о кубанской народной посуде, об особенностях её изготовления и оформления,

Подчеркнуть, что на изготовление вещей затрачивается труд людей.

Учить лепить посуду, используя приёмы сплющивания, оттягивания и уравнивания краёв. Развивать эстетическое восприятие формы, учить передавать форму посуды. Развивать воображение, общую ручную умелость.

Материал:

Демонстрационный:  глина, дощечки,  кассета с муз. В.А. Моцарта  «Классика для малышей»; 

Раздаточный: глина, дощечки, салфетки, стеки.

Оборудование: набор глиняной посуды; презентация: «Как изготавливают  кухонную посуду».

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением глиняной посуды; чтение и придумывание загадок о посуде; беседа на тему:  Беседа «Из чего мы едим и пьем?», отгадывание загадок: «Какая бывает посуда, (оформление мини-музея: «Кухонные диковинки»); рассматривание посуды из разных материалов;

                                                  Содержание

             непосредственно образовательной деятельности.

1.Организационный момент.

Воспитатель загадывает загадки.

В земле я родился,
В огне закалился. 

(горшок)
Сейчас вы на экране увидите отгадку.  Слайд №1: «Горшок глиняный»

Вы ответили правильно вот вторая загадка.

Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»

(Чайник)

Сейчас вы на экране увидите отгадку. Слайд №2 «Чайник».  

Вы ответили правильно вот третья загадка.

Круглая, глубокая,
Гладкая, широкая,
Гончаром кручённая,
В печи обожжённая,
От кувшина – низка
Глиняная …

(миска)

 Слайд №3 «Миска»

Вы ответили правильно, вот четвёртая загадка.

Вы в деревне не кричите,
Холодильник не ищите,
Потому что молоко 
Не на ферме далеко
И не в ведре в коровнике,
А здесь, на подоконнике.
Не в кружке, не в ковше,
А просто в …

(кувшине)

Верно! Слайд №4 «Кувшин»

Послушайте следующую загадку.

Старый глиняный горшок

Был нам дальним дедом.

Накормить он раньше мог

Всю семью обедом.

А теперь мы легче стали

И бока блестят в эмали.

Но, как прежде, варим кашу

И семью накормим вашу.

(кастрюли)

Молодцы! Правильно! Посмотрите на экран, вот отгадка.  Слайд №5 «Кастрюля»

Воспитатель. Дети, вы, конечно, знаете, что без посуды нам никак не обойтись. Для чего нам нужна посуда?

Дети. Чтобы кушать из нее, готовить в ней.

Воспитатель. А вы знаете, что у наших бабушек и дедушек была другая посуда?

Стук в дверь. «Почтальон» приносит посылку из «прошлого».

Воспитатель. Ребята, это посылка из прошлого, давайте посмотрим, что там?

Каждый ребенок достает по одному предмету. Расставляют их на столе.

Воспитатель. Какие мы предметы достали?

(Тарелки – глубокие и мелкие, блюдо для хлеба (хлебницу), супницу).

Воспитатель. Сколько здесь предметов – один или много?

Дети. Много.

Воспитатель. А для чего они используются?

Дети. Для обеда, для того, чтобы кушать.

Воспитатель. А как вы думаете, из чего эта посуда сделана? (из глины)

Воспитатель. Посуда сделана из глины, она мягкая и легко поддается лепке. А какого цвета посуда?

Дети. Коричневая.

Воспитатель. А знаете, как она изготавливается? Посуду сначала лепят из глины, потом раскрашивают и обжигают в больших печах.

Ребята, а посуда какая – легкая или тяжёлая?

Дети. Тяжёлая.

Воспитатель. Да, тяжёлая, но очень красивая, теплая, как будто еще хранит тепло большой печи.

Дети вместе с воспитателем рассматривают посуду, устанавливают, что она прочная.

Люди на протяжении долгих лет пользовались только глиняной посудой.

«Как посуда попадает к нам в дом?»

А хотите узнать,  какой путь она прошла, прежде чем попала к нам на стол.

    Позже появилось гончарное ремесло по изготовлению посуды, а человек, который ее делал стали называть гончар. 
 Ну, тогда слушайте. Готовая посуда проходила сложный путь.

  -  Сначала, просушенную глину просеивали.  Слайд №6 «фото» 

Слайд №7.-  Непосредственно перед лепкой глиняное тесто перебивали и переминали для того чтобы удалить из неё пузырьки воздуха и повысить её однородность.

 Слайд № 8. «Гончарный круг»  затем глину укладывали на гончарный круг, для изготовления изделия. Для того, чтобы у гончара были руки гладкими и скользили по изделию он их смачивает в растворе из жидкой глины. 
Слайд №9. «Просушка» 
- Затем глиняное изделие должно пройти подготовительную стадию сушки. В первые, дни, посуду сушат в помещении, где не бывает сквозняков.

Слайд №10. «Обжиг» 
После этого изделия досушивали на протопленной печи.

   - Затем, проводится последняя стадия обработки глиняной посуды.

      Слайд №11«фото»  Посуду обваривали в заранее заготовленном  жидком растворе клейстера  из ржаной или овсяной муки или же в молочной сыворотке. Гуща проникает глубоко в стенки глиняной посуды, обваривается и надёжно закупоривает е поры.

     В руках талантливых мастеров  гончаров глина превращалась в истинные произведения декоративно прикладного искусства. Старые мастера умели лепить посуду порой гигантских размеров.

Ну, вот всё. Можно из неё кушать. 

Затем за работу принимаются художники, которые придумывают рисунок и наносят его на посуду, т.е. расписывают ее. 

Вот какой долгий путь проходит посуда, прежде, чем она окажется у нас дома
Воспитатель. Ребята, мы с вами узнали сегодня «тайну» изготовления  кубанской глиняной  посуды.

Воспитатель. А теперь давайте мы с вами превратимся в мастеров, и попробуем сами слепить посуду из глины, как это делали наши дедушки и бабушки.

Дети под музыку лепят из глины различные предметы посуды (с помощью воспитателя). Наиболее удачные работы оставляют в кубанском уголке.

Рефлексия.

Воспитатель просит ответить детей на вопросы:

- Как называется мастер, который делает глиняную посуду?

- Какую глиняную посуду может изготовить гончар?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Художественное творчество» «Рисование» в подготовительной группе Тема: «Как носила девица красный сарафан»

Знакомство детей с историей русского народного костюма. Показать особенности национального костюма на Руси. Расширение знаний детей о русской народной культуре....

Открытое занятие Непосредственно Образовательной Деятельности по реализации образовательных областей «Художественное творчество» (лепка), «Познание» (Формирование целостности картины мира), «Коммуникация» (развитие речи) с использованием ИКТ в средней гру

Открытое занятие Непосредственно Образовательной Деятельности по реализации образовательных областей «Художественное творчество» (лепка), «Познание» (Формирование целостности картины мира), «Коммуника...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Художественное творчество. Лепка "Зайчики на полянке" в средней группе.

Этот конспект предполагает развитие творческих способностей детей, творческого воображения и восприятия; тренирует моторику рук, воспитывает экокультуру и желание работать в коллективе. Через игровую ...

Непосредственно образовательная деятельность Художественное творчество – лепка Подготовительная группа «Стрекоза и муравей»

Непосредственно образовательная деятельностьХудожественное творчество – лепкаПодготовительная группа«Стрекоза и муравей» Цель занятий Обогащение знаний  детей о стрекозах и муравьяхЗада...