Занятия по лепке для детей от 1 года до 3 лет
материал по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Виноградова Любовь Борисовна

Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста являются тесто и пластилин. Для занятий следует использовать мягкое теплое тесто и мягкий пластилин хорошего качества.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_po_lepke_dlya_detey_ot_1_goda_do_3_let.docx264.21 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия по лепке для детей от 1 года до 3 лет 

Занятия по лепке для детей от 1 года до 3 лет
Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение,формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движениярук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса.Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возрастаявляются тесто и пластилин. Для занятий следует использовать мягкоетеплое тесто и мягкий пластилин хорошего качества.

Занятиялепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессеобыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилиномведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организациядеятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевоеподражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечнымперсонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — этоособая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Дляудобства использования в практической работе представленных нижезанятий мы приводим в описании некоторых из них примерный текст беседывзрослого с детьми, а также стихотворения, потешки, загадки. Этот вариант можно взять за основу и в дальнейшем развивать диалог с детьми.

Знакомство с пластичными материалами

Цели и задачи

Знакомство детей с пластичными материалами: пластилином и тестом.

Обучение разнообразным приемам действий с пластичны ми материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и «шлепанье».

Формирование интереса к работе с пластичными материалами.

Развитие мелкой моторики.

Материалы и инструменты

Мягкий пластилин ярких цветов, тесто, разноцветный матовый картон, подкладные доски, стеки. При обыгрывании сюжета могут использоваться игрушки. Используемые приемы лепки

Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

Отщипывание — отделение от большого куска пластилинаили теста небольших кусочков при помощи большого и указательногопальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого кусканебольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

«Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание — сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Большой кусок придавливают ладонями (под давлением веса тела) к плоской поверхности.

image001.png

Занятие 1. Вот какое тесто

Цель занятия:Познакомить с тестом; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеихрук; формировать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкуюмоторику.

Материал: Тесто, подкладные доски, влажная тряпочка.

Прием лепки. Разминание.

Рецепт теста  № 1:300 г муки, 1 ст. ложка растительного масла, 200 г воды. Постепеннодобавляя воду и масло в муку, замесить тесто. Готовое тесто хорошовымесить.

Рецепт теста № 2: 2 стакана муки, 1 стаканмелкой соли, 1 стакан воды, подкрашенной пищевым красителем (половинапакетика на порцию теста), 2 ст. ложки растительного масла. Смешатьмуку с солью и, постепенно добавляя воду и масло в полученную смесь,замесить тесто. Готовое тесто хорошо вымесить.

На основе первогорецепта получается более мягкое тесто. Поделки из соленого теста можноподсушить в духовке и использовать в играх.

Прием лепки: Разминание.

Ход занятия: (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребенка одеть фартучек).Покажите детям тесто, приготовленное заранее.

– Посмотри что это? Правильно это тесто.

– А какое оно? (потрогайте вместе с ребенком тесто) – Мягкое.

– А что можно испечь из теста? – Пирожки, булочки.

Можно почитать стихи:

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

***

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку,

А для милой мамочки

Испеку два пряничка

кушай, кушай, мамочка –

вкусные два пряничка!

А ребяток приглашу, пирожками угощу.

Дайтеребенку кусочек теста среднего размера. Путь ребенок поиграет столько,сколько захочет. Если ребенок не знает, как играть помогите ему:покажите, как можно отрывать кусочки, разминать их пальчиками,ладошками.

* В следующий раз можно приготовить тесто вместе с детьми. Испачканные руки нужно вытереть влажной тряпочкой.

Занятие 2. Тесто шлеп-шлеп

Цель занятия:Продолжать знакомить с тестом, его свойствами; учить шлепать ладонямиобеих рук по тесту; формировать интерес к работе с тестом; развиватьмелкую моторику.

Материал: Тесто, разделочная доска или поднос, влажные тряпочки.

Прием лепки: «Шлепанье».

Ход занятия:Выложите теплое тесто на разделочную доску или пластмассовый поднос.Разомните тесто, пошлепайте по нему своей ладонью (шлепать надо всейладонью, а не пальцами). Попросите ребенка повторить ваши действия иосторожно помогите. Действия можно сопровождать такими словами:

Шлеп, шлеп, шлеп, моя ладошечка! Получилась тонкая лепешечка! *Важно закончить игру с тестом до того, как ребенок устанет. Если вызаметили, что иинтерес к игре ослабел, уберите тесто. Возобновить игруможно через 2-3 дня.

Занятие 3. Спрячь шарик

Цель занятия: Продолжатьзнакомить с тестом, его свойствами; научить разминать тесто пальцами иладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развиватьмелкую моторику.

Материал: Тесто, маленькие (но не мелкие) пластмассовые или стеклянные шарики (желательно подбирать шарики с гладкой поверхностью, чтобы пластилин не прилипал к ним)(мы брали фасоль), влажные тряпочки.

Прием лепки: «Разминание».

Ход занятия: 

– Посмотри, какой у меня шарик. Давай его спрячем.

Возьмитенебольшой шарик (желательно, чтобы шарик и тесто были разного цвета) ина глазах у ребенка накройте шарик носовым платком.

– Посмотри, где шарик? Нет шарика! Куда же он спрятался?

Вместе снимите платок.

– Вот шарик! Нашелся! (поиграйте так несколько раз)

Дайте ребенку кусочек теста и предложите размять его, поиграть с ним.

Затемпокажите яркие шарики и попросите спрятать их в тесто. Когда шарикибудут спрятаны, предложите малышу найти их. Действие можно повторитьнесколько раз.

* Важно закончить игру с тестом до того, какребенок устанет. Если вы заметили, что интерес к игре ослабел, уберитетесто. Возобновить игру можно через 2-3 дня.

Занятие 4. Достань предмет

Цель занятия: Продолжатьзнакомить с тестом и его свойствами; научить разминать тесто пальцами иладонями обеих рук; формировать интерес к работе с тестом; развиватьмелкую моторику.

Материал: Тесто, мелкие пластмассовые игрушки из шоколадных яиц — желательно подбирать цельные (неразборные) игрушки с гладкой поверхностью, чтобы пластилин не прилипал к ним; можно немного смазать игрушку маслом или парафином, влажные тряпочки.

Прием лепки: «Разминание».

Ход занятия: Перед началом занятия подготовьте тесто и подберите яркие и красочные предметы, небольшие по размеру: шарики, кубики, мелкие игрушки, каштаны и пр.

Натритеих воском или парафином или смажьте маслом, чтобы к ним не прилипалотесто. Не забывайте о размере предметов: очень мелкие предметы ребенокможет взять в рот и подавиться.

В большой кусок теста спрячьте несколько игрушек или предметов так, чтобы видна была только часть той или иной игрушки или предмета:

– Посмотри, тут что-то спряталось в тесте. Что это спряталось? Давай посмотрим.

Начнитеаккуратно, не спеша, с интересом доставать предмет, освобождая его оттеста. Назовите предмет, который достали, внимательно рассмотрите еговместе с ребенком. Затем предложите малышу таким же образом извлечь изтеста другие предметы.

Подобным способом можно на глазах уребенка спрятать предметы в тесто, затем предложить им проделать то жесамое. Поначалу используйте для «пряток» предметы простые, с гладкимиповерхностями. В конце занятия предложите протереть руки влажнымитряпочками.

Занятие 5. Покормим птиц

Цель занятия: Продолжатьзнакомить с тестом и его свойствами; научить отщипывать маленькиекусочки теста от большого куска; формировать интерес к работе с тестом;развивать мелкую моторику.

Материал: Тесто, поднос илиподкладная доска, влажные тряпочки, игрушечные птицы. Если игрушечныхптиц нет, можно приготовить картинку с изображением птиц.

Прием лепки: «Отщипывание»

Ход занятия: Начните занятие с игры.Покажите игрушечных птиц, продемонстрируйте, как они летают и прыгают.Предложите покормить их крошками. Почитайте стихи. Можно включитьпесенку про птиц, или звуки птиц. Дайте малышу небольшой кусочек теста— это «хлеб». Покажите, как можно отщипывать от куска маленькие кусочки— это «крошки». Предложите малышу отщипывать крошки и складывать их наподнос или доску, чтобы получилось много «крошек»

Курочка-наседка

Отправилась гулять –

Вкусных спелых зерен

В травке поискать.

***

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки –

Жёлтые цыплятки.

«Ко-ко-ко! ко-ко-ко!

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зёрнышки ищите!»

– Посмотри, к нам прилетели птички, они кушать хотят. Давай покормим их.

– Что любят кушать птички? – Правильно хлебушек, давай покрошим им хлебушка.

Яркие, пушистые,

Жёлтые комочки –

Маленькие деточки

Нашей пёстрой квочки.

Словно одуванчики,

В маленьком лукошке.

Клювики раскрытые

Просят хлеба крошки.

Я возьму тихонечко

Золотое чудо,

Я цыплёнка – лапочку

Обижать не буду.

– Посмотри, как птичкам нравится наше угощенье. Обыграйте результатработы ребенка — покажите, как птицы клюют крошки, благодарят.

– Птички говорят нам спасибо.

– Вот они поели и улетели. До свиданья птички.

Занятие 6. Знакомство с пластилином

Цель занятия: Познакомить с пластилином и его свойствами; научить разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Кусочки мягкого пластилина среднего размера разных цветов. Стека, или детский ножичек.

Прием лепки: «Разминание»

Ход занятия (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребенка одеть фартучек).

Покажите ребенку пластилин. Повторите с ребенком названия цветов.

– Посмотри, это пластилин. Он бывает разных цветов. Он мягкий, из него можно лепить красивые и интересные поделки.

Покажите ребенку, как надо разрезать пластилин. Разрежьте несколько брусочков пластилина на кусочки средней величины.

– Посмотри, как много кусочков пластилина у нас получилось. Возьми, какой тебе нравится.

Покажите, как можно разминать пластилин пальцами, сдавливать его в разных направлениях, изменяя его форму.

Дайте ребенку возможность поиграть с пластилином, не ограничивая во времени. Это очень полезно для развития движений и мелкой моторики пальцев рук..

С этого упражнения рекомендуется начинать занятия лепкой. Затем скажите, что на следующих занятиях дети будут делать из пластилина интересные поделки, и уберите пластилин в недоступное для них место кусочки пластилинаразного цвета (предложите каждому выбрать по 2—3 кусочка разных цветов,в дальнейшем количество цветов можно увеличить) и основу для картинки(она может быть меньше, чем основа для коллективной работы, например,формата А5). Можно создавать не только «россыпь цветов», но и сюжетныекартинки — траву, солнце, цветы и т. п.

Занятие 7. Пластилиновая мозаика

Цель занятия: Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Мягкий пластилин разных цветов, дощечка или лист плотного картона формата (можно покрыть тонким слоем пластилина одного цвета), игра-мозаика.

Прием лепки: «Отщипывание»

Ход занятия (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребенка одеть фартучек).

Начните занятие с игры. Покажите малышу игру-мозаику, обратите внимание на то, какие яркие картинки и узоры можно сделать при помощи разноцветных

деталей. Затем дайте пластилин и объясните, как можно сделать мозаику из этого материала.

Положите на середину стола основу для мозаики — лист картона формата (его можно покрыть тонким слоем пластилина).

– Давай с тобой сделаем красивую картинку из пластилина.

Предложите ребенку выбрать кусок пластилина любого цвета. Затем покажите, как от куска пластилина отщипывать маленькие кусочки и прикреплять их к основе. Предложите малышу сделать из пластилина разноцветную мозаику. Следите, чтобы ребенок не спешил. Делайте мозаику вместе с ним. Предложите поменяться кусочками пластилина. По окончании работы получится картина. Придумайте вместе с ребенком название для нее.

Занятие 8. Блинчики

Цель занятия: Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев руки; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Мягкий пластилин желтого цвета, пластмассовые тарелки, куклы.

Прием лепки: «Сплющивание»

Ход занятия: (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребенка одеть фартучек).

Перед началом занятия подготовьте из желтого пластилина шарики диаметром 2—2,5 см.

Покажите малышу, как из шарика можно сделать блинчик. Для этого возьмите в руки пластилиновыйшарик и начинайте сплющивать его между пальцами, постепенно поворачиваяпо кругу. Вместе с ребенком рассмотрите готовый блинчик. Обратитевнимание малыша на то, что блинчик равномерно плоский и круглый.

Дайте ребенку пластилиновыешарики и скажите, что сейчас вы будете делать блинчики для кукол.Предложите малышу сделать блинчики самому, при необходимости покажитееще раз, как нужно сплющивать шарик, или, взяв руки ребенка, действуйтеего руками.

В процессе лепки можно почитать потешки:

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше – два, Паше – два,

Ване – два, Тане – два,

Саше – два, Маше – два,

Хороши оладушки

У нашей доброй бабушки!

Готовые поделки обыграйте: разложите блинчики на тарелки, угостите кукол.

Занятие 9. Готовим котлеты

Цель занятия: Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи придавливания ладонями к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Мягкий пластилин коричневого цвета, подкладные доски, пластмассовые тарелки, куклы.

Прием лепки: «Сплющивание»

Ход занятия (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребенка одеть фартучек).

Перед началом занятия подготовьте из коричневого пластилина шарики диаметром 3 см.

Покажите малышу, как из шарика можно сделать «котлету»: положите пластилиновый шарик на доску, накройте прямыми напряженными ладонями (одной или обеими) и надавите.

Вместе с ребенком рассмотрите готовую «котлету». Дайте ребенку пластилиновые шарики и объясните, что вы будете делать вкусные «котлеты» для кукол. Предложите малышу сделать их самостоятельно.

При необходимости покажите еще раз, как нужно сплющивать шарики, или, взяв руки ребенка, действуйте его руками.

Готовые поделки обыграйте: разложите «котлеты» на тарелки и угостите кукол.

Обучение приемам размазывания и надавливания

Цели и задачи

Обучение навыкам работы с пластилином: знакомство с новыми приемами (скатывание, надавливание и размазывание); создание сюжетных картинок при помощи новых приемов.

Формирование интереса к лепке.

Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

Развитие мелкой моторики.

Развитие речи.

Ознакомление с окружающим миром.

Развитие эмоций и фантазии. Материалы и инструменты

Мягкий пластилин ярких цветов; основа для картин; разноцветный матовый картон, бархатная бумага, пластилиновая основа (пластилин,размазанный равномерным слоем на плотном картоне), ткань, натянутая накартон; ножницы, клей и др. Для обыгрывания сюжета картинки можноиспользовать пластмассовые и резиновые игрушки. Используемые приемы лепки

Скатывание (1-й способ) — формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки.

Надавливание — нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.

Размазывание — надавливаниена скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужномнаправлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.Отщипывание — см. стр. 8.

Скатывание (1-й способ)

Надавливание

Размазывание

Описание методики

Пластилиновые картинки — это нетрадиционная методика работы с пластилином, при которой с помощью приема надавливания на маленькие пластилиновые шарики или их размазывания по поверхности основы создаются плоские изображения. Такая методика работы с пластилином позволяет создавать яркие пластилиновые картинки буквально за считанные минуты.

Навыки надавливания и размазывания пластилина усваиваются маленькими детьми быстро и без особого труда. При создании пластилиновыхкартинок малыши действуют пальцами. Чтобы ребенок быстро усвоил новыйнавык, необходима помощь взрослого. В нужном месте на картон кладетсянебольшой пластилиновыйшарик диаметром 5—10 мм, скатанный взрослым. Затем взрослый беретуказательный пальчик правой руки ребенка, кладет его на шарик и своимуказательным пальцем надавливает сверху на палец ребенка. В результатеиз шарика получается круглая лепешка. Чтобы получить пластилиновуюлинию, взрослый берет указательный палец правой руки ребенка, кладетего на шарик и своим указательным пальцем сначала надавливает сверху, азатем, не уменьшая давления, оттягивает палец ребенка в нужномнаправлении. Основные направления размазывания -сверху вниз и слеванаправо (для правой руки), справа налево (для левой руки). В дальнейшемдети раскладывают готовые шарики в нужные места картинки и размазываютих самостоятельно, а также подготавливают к работе еще по 1—3 шарика.

Обучение приемам надавливания и размазывания пластилинаначинается с пальцев правой руки, в дальнейшем присоединяется и леваярука ребенка. Удобнее всего действовать указательным пальцем ведущейруки, но можно пользоваться средним и большим пальцем, если это удобноребенку. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребенкане загибался, а оставался прямым и напряженным, чтобы он действовалподушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем.

По мере усвоения ребенком навыков создания пластилиновыхкартинок количество операций, выполненных самостоятельно, постепенноувеличивается: ребенок сам скатывает несколько шариков, раскладываетготовые шарики в нужные места картинки, надавливает и размазывает ихсамостоятельно. Подготовка к работе

Перед началом занятия нужно подготовить рабочее место. При работе с пластилиномна столы следует постелить клеенку, а детям надеть специальныеклеенчатые фартуки и нарукавники или халаты с рукавами на резинке. Настоле должно находиться только самое необходимое: основы для картинок изаранее подготовленные пластилиновые шарики (можно положить на пластмассовые тарелки, чтобы детям было удобно их брать). Сначала детям предлагаются для работы пластилиновые шарики одного цвета, в последующем — шарики разных цветов, далее — маленькие кусочки пластилина для самостоятельного изготовления шариков.

На чем размазывать

В качестве основы для пластилиновых картинок можно использовать разноцветный матовый картон, бархатную бумагу, пластилиновую основу (пластилин,размазанный равномерным слоем на плотном картоне), ткань, натянутую накартон, плоские дощечки и др. Главное требование к основе для пластилиновой картинки: пластилин должен хорошо прилипать к поверхности, поэтому не советуем использовать глянцевый картон. Пластилин отлично прилипает к пластилиновой основе и к натянутой на картон ткани. Сюжеты пластилиновых картинок

В занятиях с детьми раннего возраста следует использовать простые сюжеты, близкие опыту детей. В играх с пластилином можно использовать не только сюжеты, приведенные в этой книге, но и те, с которыми малыши познакомились на занятиях рисованием, аппликацией. Эти сюжеты уточняются, расширяются, дополняются новыми деталями. 

Помощь

Пластилиновыешарики необходимо подготовить заранее. В дальнейшей работе предлагатьмалышам изготавливать самостоятельно по 1—3 шарика, не более, иначезанятие затянется, дети устанут и потеряют интерес к продолжению работы.

Детираннего возраста пока не в состоянии представить картинку мысленно.Поэтому им необходима помощь при выборе места для расположения пластилина на листе. Помочь ребенку сориентироваться на листе можно следующими способами:

выкладывать на картинку последовательно по одному пластилиновому шарику и предлагать ребенку надавить на него или размазать;

выложитьиз шариков простой узор и предложить ребенку надавить на шарики илиразмазать их (такой вари ант помощи можно использовать с детьмипостарше, малыши могут неловкими движениями сдвинуть или разбросатьшарики);

предложить детям заготовку для пластилиновой картинки, на которой взрослый с помощью точек (или кружочков) и линий сделал карандашный набросок будущей картинки;

сначаланарисовать картинку на листе бумаги вместе с ребенком или дать готовоеизображение как образец, чтобы ребенок наглядно представил себевоплощение замысла.

Используйте различные варианты, и малыши постепенно будут все увереннее действовать на пространстве листа.

Хранение работ

У пластилинаесть особенность — это жирный материал. Поэтому при изготовлениикартинки на картоне он через некоторое время пропитается жиром, иработа будет выглядеть неопрятно. Такие пластилиновые картинки не стоит хранить долго. Мы советуем организовать выставку, а затем убрать работы (пластилинможно снять и использовать на следующих занятиях, а картон выбросить).Такой подход возможен в отношении простых работ — снежинки, зернышки ит. д. Когда планируете более сложную и соответственно более красочнуюкартинку (мухомор, божья коровка, новогодняя елка и др.), подготовьте пластилиновуюоснову (с детьми постарше это можно сделать вместе). Такие картинкиможно хранить долго, показывать друзьям и знакомым и даже использоватьв качестве подарка.

http://mam2mam.ru/images/alena.gif

Занятие 10. Покормим курочку (пластилиновые картинки)

Цель занятия: Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; научить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Листы картона зеленого цвета (формат А4 или А5); желтый или коричневый пластилин, скатанный в маленькие шарики диаметром около 5 мм, примерно 10-20 шариков; игрушка — пластмассовая или резиновая курочка.

Прием лепки: «Надавливание»

Надавливание — нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.

Обучение приемам надавливания (а в дальнейшем и размазывания) на пластилинначинается с пальцев правой руки, в дальнейшем присоединяется и леваярука ребенка. Удобнее всего действовать указательным пальцем ведущейруки, но можно пользоваться средним и большим пальцем, если это удобноребенку. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребенкане загибался, а оставался прямым и напряженным, чтобы он действовалподушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем.

Ход занятия (занятие проводиться за детским столиком, а на ребенка можно одеть фартучек).

Начните занятие с игры.DSC_0856.JPG

– Посмотри — это поляна, на ней растет зеленая травка. Пришла курочкана поляну и говорит: «Ко-ко-ко! Хочу кушать!» Что ест курочка?Правильно, зернышки. Ищет, ищет курочка зернышки на поляне — нетзернышек. Давай покормим курочку, дадим ей вкусных зернышек.

Положите на зеленую «поляну» пластилиновыйшарик и предложите малышу нажать на него пальчиком. Если ребенокзатрудняется выполнить это действие, помогите ему, взяв его руку в своюи действуя его рукой.

– Вот зернышко и вот зернышко. Поклевала курочка зернышки и говорит: «Ко-ко-ко! Спасибо! Очень вкусные зернышки!»

Предложите малышу подготовленные шарики — пусть он сам берет и кладет их в нужное место, надавливает пальчиком.

– Курочка говорит: «Ко-ко-ко! Хочу еще зернышек». Давай дадим курочке много зернышек!

После выполнения задания обыграйте результат: игрушечная курочка придет на поляну, поклюет на ней зерно, похвалит ребенка.

* Чтобы закрепить навыки, рекомендуется повторять один и тот же сюжет несколько раз, используя его на нескольких занятиях.

Занятие 11. Конфеты на тарелке (пластилиновые картинки)

Цель занятия: Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Листы картона белого цвета (не глянцевого); пластилин красного, оранжевого и желтого цветов, скатанный в маленькие шарики диаметром около 7—8 мм (10—15 шариков); 2—3 резиновые игрушки.

Прием лепки: «Надавливание»

Ход занятия (занятие проводиться за детским столиком, а на ребенка можно одеть фартучек).

Перед началом занятия подготовьте основу для пластилиновойкартинки. Нарисуйте на листе белого картона круг диаметром около 15 см.Можно предложить заготовку в таком виде, но лучше вырезать круг поконтуру.

Начните занятие с игры. Покажите ребенку лист с нарисованным кругом или вырезанный круг.DSC_0857.JPG

– Догадайся, что это такое. Это тарелка. Какая у тарелки форма?(Обводящий жест рукой.) Правильно, круглая. А какого она цвета? Белого.На тарелке есть что-нибудь? Нет. А к нам сегодня придут гости. Давайтеположим на тарелку конфеты.

Положите на «тарелку» пластилиновыйшарик и предложите ребенку нажать на него пальчиком. Если ребенокзатрудняется, помогите ему: взяв его руку в свою, действуйте его рукой.Шарики большого диаметра можно придавливать большим пальцем.

– Смотри, вот конфета желтого цвета — лимонная, а вот конфетаоранжевого цвета — апельсиновая, а эта конфета красная — малиновая. Давай сделаем много конфет.

Дайте малышу подготовленные шарики — пусть он сам берет их, кладет в нужное место и надавливает пальчиком.

– Какие красивые конфеты получились! Наверно, вкусные! А вот и гостиидут. Тук, тук, тук! Кто там? Это я, собачка! Ав, ав! Здравствуй,собачка! Заходи к нам в гости! Угощайся, собачка, конфетами. Ам! Какаявкусная конфетка!

Занятие 12. Витамины в баночке

Цель: Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Лист картона белого цвета; пластилин ярких цветов, скатанный в маленькие шарики диаметром около 7—8 мм (10—15).

Прием лепки: Надавливание.

Ход занятия

Перед началом занятия подготовьте основу для пластилиновойкартинки. Нарисуйте на листе белого картона контур банки высотойпримерно 8—12см. Можно предложить заготовку в таком виде, но лучшевырезать по контуру.

Дайте малышу «банку», вырезаннуе из картона.DSC_0858.JPG

– Смотри, это банка. В ней хранятся разноцветные витамины. Давай сделаем витамины и положим в банку!

Положите «в банку» пластилиновыйшарик и предложите малышу нажать на него пальчиком. Если ребенокзатрудняется, помогите ему: взяв его руку в свою, действуйте его рукой.Шарики большого диаметра можно придавливать большим пальцем.

Затем предложите малышу подготовленные шарики – пусть он сам берёт их, кладёт в нужное место и надавливает пальчиком.

– Вот какие замечательные получились у нас витамины! Их дают детям, чтобы они были здоровы.

Занятие 13. Мухомор

Цель: Научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.Muhomor.jpg

Материал: Листы картона белого цвета (с заранее подготовленным рисунком или аппликацией; пластилин белого цвета; игрушка или рисунок с изображением мухомора.

Приемы лепки: «Отщипывание», «скатывание» – формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки, «надавливание».

Ход занятия: Перед началом занятия подготовьте основу для создания пластилиновойкартинки – изображение на картоне гриба-мухомора. Для этого вырежьте избумаги красного цвета шляпку и наклейте ее на лист, а ножку нарисуйте.

Начните занятие с загадки.

– Послушай загадку. Попробуй догадаться, о чем она.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый,

как Петрушка,

Ядовитый…

– Правильно, это гриб мухомор!

Покажите ребенку игрушечный мухомор или картинку с его изображением.

– Давай внимательно рассмотрим мухомор. Вот у него ножка. А это шляпка. А что у мухомора на шляпке? Белые крапинки.

Дайте ребенку заготовку с изображением мухомора и белый пластилин.

– Посмотри, у тебя на картинке тоже мухомор. Только чего-то у него нехватает. Как ты думаешь чего? Правильно, белых крапинок на шляпке.Давай приделаем на шляпку мухомора белые крапинки, чтобы все узналиего, не стали срывать и есть ядовитый гриб.

Предложите малышу сделать крапинки: отщипывая маленькие кусочки пластилина, большим и указательным пальцами правой руки скатать из них шарики.

Пока ребенок делает крапинки можно почитать стихи:DSC_0865.JPG

Красная шляпка, белые горошки –

С виду красавец, что ни говори,

Только его мы не берем в лукошко,

Он опасный очень-очень, этот самый гриб.

***

– Шляпка красная, в горошек,

Крепкий, стройный, взгляд в упор,

На высокой белой ножке –

Это, дети, МУХОМОР.

– Ну и задали задачу!

«Гриб»- мужского рода, значит,

Перед нами точно- МАЛЬЧИК.

Совершенно не пойму –

Юбочка зачем ему?

Если уровень развития у ребенка мелкой моторики и навыки работы с пластилином позволяют, то можно вместе с ним изготовить шляпку гриба из пластилина. Для этого пластилин красного цвета размазывается на картонной основе, на которой предварительно изображается контур гриба.

Занятие 14. Яблоня

Цель: Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 7-10 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.