Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Летняя сказка о зиме»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Сутула Ольга Валентиновна

 

Закреплять представления о временах года. Продолжать учить составлять распространенные предложения по сюжетным картинкам. Обогащать лексику родственными словами. Развивать наблюдательность, внимание, память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letnyaya_skazka_o_zime.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

«Летняя сказка о зиме»

   Цель: закреплять представления о временах года. Продолжать учить составлять распространенные предложения по сюжетным картинкам. Обогащать лексику родственными словами. Развивать наблюдательность, внимание, память.

   Материал: фланелеграф, декорации летнего леса; картинки с летними и зимними сюжетами; картинки с изображениями предметов; картина «Ежи». Флажки с изображениями «веселого» и «сонного» солнца – на каждого ребенка; маски лисы, ежа.

Ход

   Воспитатель. Ребята, сегодня мы побываем в сказке. Чтобы в нее попасть, нужно отгадать загадки.

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

Купаться приглашаю.

И любите за это

Вы все меня, я … (Лето).

Дел у меня не мало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

ЫВ лед реки убираю,

Белю поля, дома –

Зовут меня… (Зима).

(Воспитатель подводит детей к фланелеграфу, на котором выставлены картинки с летними и зимними сюжетами.)

   Воспитатель. Что такое! Все картинки перепутались! Разложите их по временам года. (Дети выполняют задание, объясняя свой выбор.)

   Воспитатель. Какое сейчас время года? (Лето). Давайте отправимся в летнюю сказку. Ой, кто это шевелится под кустом? (Появляется еж – кукла). Да ведь это ежик!

   Ёж. (За него говорит взрослый). Здравствуйте! Очень рад вас видеть. Что это такое? (Смотрит на сюжетные картинки).

   Воспитатель. Дети разложили картинки, на которых нарисованы лето и зима.

   Ёж. Зима? Что это такое? После лета приходит осень – время, когда надо ложиться в теплую норку спать. Просыпаюсь я весной. А что происходит, пока я сплю, не знаю.

   Воспитатель. Мы расскажем тебе о зиме. Ты ёжик, будешь составлять предложения о лете, а дети – о зиме. Договорились?

   Ёж. Летом земля покрыта зеленой травой. А зимой? (Ответы детей – зимой земля покрыта белым снегом).

Летом на деревьях растут листья. А зимой? (Ответы детей – зимой деревья стоят без листьев, на их ветках лежит снег).

Летом вода в реках и озерах теплая, в них можно купаться. А зимой? (Ответы детей – зимой реки и озера замерзают, покрываются льдом).

   Воспитатель. Ёжик теперь ты знаешь, что происходит зимой?

   Ёж. Да. Какие молодцы. Я многое узнал от вас о зиме. Интересно, что вы делаете в это холодное время года на прогулке?

Воспитатель. Ребята давайте покажем ёжику, что мы делаем на прогулке зимой.

Проводится разминка «Зимой».

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

   Воспитатель. Мы зимой в снежки играем,

По сугробам мы шагаем,

И на лыжах мы бежим,

На коньках по льду скользим.

   Ёж. А зимой солнце светит? Какое оно зимнее солнце? (Ответы детей – бледное и холодное).

   Воспитатель. Ребята давайте поиграем. Игра называется «Зима – лето». Я буду зачитывать предложения. Если в них говориться о лете, вы поднимаете флажки с «веселым» солнцем и улыбаетесь, если о зиме – поднимаете флажки с «сонным» солнцем и хмуритесь. (детям раздаются флажки).

   Воспитатель. Дима пошел на речку купаться. Весело стрекочут кузнечики. Дети на поляне лепят снеговика. Маша и Ваня взяли санки и побежали кататься с большой горы. Пошел дождь, и над рекой появилась радуга. Морозно на улице, дует холодный ветер.

   Ёж. Вы так много знаете о временах года. А вот обо мне еже, что вам известно?

Воспитатель. Дети знают много загадок о еже.

Дети. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки - ни одной.

В клубок свернется,

А взять не дается.

Лежала между елками

Подушечка с иголками,

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

По тропинке идет.

Лес на спинке несет.

Ёж. Очень мне понравились загадки. Молодцы!

Воспитатель. Ребята давайте поиграем!

Проводится игра – разминка «Ёж».

Вот свернулся ёж в клубок,

Может ёжик ты продрог?

(Дети садятся на корточки, обхватывают колени руками).

Солнца луч ежа коснулся –

Ёжик сладко потянулся!

(Поднимают руки вверх, потягиваются).

Хитрый ёжик, хитрый ёж,

На клубочек он похож.

(Вытягивают руки перед собой, сжимают, кулаки, делают ими вращательные движения).

На спине иголки

Очень – очень колки.

(Несколько раз сжимают и разжимают кулаки).

Ёж по тропке побежал,

Нам колючки показал.

(Руки сгибают в локтях, соединяют пальцы в щепоть).

А колючки тоже

На ежа похожи.

(Поднимают руки над головой, делают вращательные движения кистями).

На ежа мы поглядим

Молочка ему дадим.

(Ладони складывают черпачком).

Но не тронем колкие

На спине иголки мы.

(Прячут руки за спину).

Воспитатель. А еще дети знают стихи про ежей.

Дети. На заре в лесу спросонок

Умывается ежонок.

Мать – ежиха таз берет,

Мордочку ежонку трет.

Только спину, только спину

Не потрешь родному сыну,

Ходит по траве лесной

Он с немытою спиной.

Вот так, посудите сами.

Дело обстоит с ежами.

Хорошо, ребята, все ж,

Что никто из вас не еж!

                           (Г. Внеру).

В траве живой колючий мяч

Щетинится и ежится.

- Ну покажись, дружок, не прячь

Свою смешную рожицу!

Но ежик фыркает, бормочет –

Со мной знакомиться не хочет.

                            (Г. Сапгир).

Воспитатель. А теперь ежик посмотри сценку. (Двое детей надевают маски «лиса» и «ёж» и инсценируют диалог Л. Воронковой «Лиса и ёж».)

Лиса. Всем ты, еж, и хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.

Ёж. А что, лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

Лиса. Да не то чтобы некрасивый.

Ёж. А может я с колючками неуклюжий.

Лиса. Да не то чтобы неуклюжий.

Ёж. Ну, так какой же я с колючками?

Лиса. Да какой-то ты с ними несъедобный.

Воспитатель. Да острые иголки ежа не всем нравятся. Подумайте, дети, какие предметы, кроме игл на шкурке ежа, мы называем этим словом? Какие еще бывают иголки? (Показывает картинку из пособия «Многозначные слова». Дети называют изображенные на ней предметы).

Воспитатель.  Верно, есть иголки у елки и кактуса, швейные иглы, медицинские. Все они называются одним словом – «иголки», но обозначают разные предметы. А чем все иголки похожи? (Они тонкие и острые). Что-то ты, ежик загрустил?

Ёж. Вам дети, хорошо, с вами рядом мамы, папы, бабушки, воспитатели, а я совсем один.

Воспитатель. Не грусти, лучше посмотри на эту картину «Ежи». Какая дружная семья! Ребята, как мы назовем папу этого семейства? (Ответы детей – ёж). А, ласково? (Ёжик). Как назовем маму? (Ежиха). А маму с папой? (Ежи). А деток? (Ежата). Сколько слов мы назвали! Во всех этих словах есть общая часть «ёж». Такие слова называются родственными. А ты ёжик не грусти мы с ребятами тебе поможем. Правда, дети! (Да). Давайте вылепим из пластилина ёжику друзей. Дети садятся за столы и лепят ежей.