«Кубанские мотивы»
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Лесюкова Елена Петровна

«Кубанские мотивы»

Планирование занятий по тестопластике на учебный год

подготовительная к школе группа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_kubanskie_motivy.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Кубанские мотивы»

Планирование занятий по тестопластике на учебный год

подготовительная к школе группа

Тематические блоки

  1. Дары Кубани.
  2. Бабушкин сундук.
  3. Кубанское подворье (домашние животные).
  4. Быт кубанской семьи.
  5. Травушка – муравушка.
  6. Праздник круглый год.

блока

Месяц

занятия

Тема занятия

Задачи

Вводные  занятия

Сентябрь

Люби и знай родной свой край

  • Познакомить детей с основными видами декоративно-прикладного искусства Кубани.  
  • Сформировать представление о декоративно-прикладном искусстве как искусстве украшения быта и среды.

Азбука тестопластики

  • Познакомить детей  с историей тестопластики, с особенностями  и возможностями материала, с назначением инструментов и приспособлений.

1.

У  лета в корзине арбузы и дыни

  • Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста.
  • Закрепить  умение лепить предметы круглой формы и разной величины.
  • Учить лепить ломти арбуза, моделируя части (корка, мякоть) по размеру и форме.

Лучок, чесночок и перчики.  Оформление общей связки

  • Закрепить умение лепить знакомые предметы из соленого теста, применяя усвоенные ранее  приемы.
  • Учить объединять свои работы в общую композицию.

Октябрь

Соленья и варенье

(фрукты и овощи в пластиковых баночках)

  • Совершенствовать технику лепки из соленого теста.
  • Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т.д.

Корзинка с фруктами

  • Совершенствовать технику многофигурной и сложноцветной рельефной лепки при создании  композиции «Корзинка с фруктами».

5.

Подсолнушки – маленькие солнышки

  • Учить лепить рельефные изображения подсолнухов, передавая характерные особенности их строения и окраски.
  • Воспитывать интерес к отражению в лепке впечатлений об окружающей жизни.

1.

Выпекали мы в печи пироги и калачи

  • Учить детей лепить крендели, калачи, пироги, хлебцы,  булки и другие хлебобулочные изделия.
  • Учить пользоваться скалкой.
  • Предложить выбрать вариант оформления изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек пластиковой вилкой или зубочисткой и т.д.).

Ноябрь

Веселое чаепитие (коллективная работа)

  • Учить детей работать дружно, договариваться и вместе создавать выразительную композицию.

Обобщающее занятие

Выставка – развлечение

«Осенняя ярмарка»

  • Познакомить с особенностями кубанской ярмарки.
  • Систематизировать знания детей о плодородии кубанской земли, о труде взрослых, благодаря которому дары Кубани  приходят на стол.
  • Формировать представление о связи различных видов традиционных искусств Кубани: декоративно-прикладного, музыкального, танцевального, игрового кубанского фольклора.

2.

Игрушка – свистулька «Птичка»

  • Познакомить детей с традиционными глиняными игрушками Кубани и с искусством их изготовления.
  • Учить лепить по мотивам кубанских глиняных игрушек.

Старинная шкатулка. Лепка

  • Учить создавать поделку на основе готовой формы - коробочки.
  • Познакомить с новым способом лепки из пластин.
  • Показать возможность создания шкатулки путем дополнения готовой формы выразительными лепными деталями.

Декабрь

Старинная шкатулка. Роспись

  • Познакомить детей с особенностями художественной росписи на Кубани.
  • Познакомить со способом подготовки изделия из соленого теста к раскрашиванию – грунтованием.
  • Формировать навыки росписи изделий из соленого теста.

Украшения (бусы, медальоны, серьги)

  • Познакомить с кубанскими декоративными украшениями.
  • Продолжить развивать интерес к лепке из соленого теста.
  • Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание колбасок, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей).
  • Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.),  нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки).
  • Развивать художественный вкус.

Рамка для зеркальца

  • Продолжать освоение техники рельефной лепки.
  • Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование.
  • Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки.
  • Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

Красивый подсвечник

  • Учить детей лепить подсвечники.
  • Предложить оформить подсвечники по своему выбору – нелепами, прорезным декором по мотивам кубанских орнаментов.
  • Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и средств художественной выразительности.
  • Подвести к пониманию взаимосвязи между формой изделия и декором.

3.

Январь

Кочеток и курочка

  • Учить детей лепить объемные изображения петуха и курочки, передавая их форму и характерные особенности, применяя для решения новой творческой задачи, ранее освоенные способы и приемы лепки.
  • Развивать глазомер, мелкую моторику.
  • Воспитывать самостоятельность и инициативность при выборе средств художественной выразительности.

Котя – коток

  • Учить детей лепить фигурку котика, передавая в лепке форму, строение, характерные особенности его внешнего вида.
  • Вызвать интерес к экспериментированию с художественными материалами для изображения пушистой «шубки».
  • Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности.

Свинки

  • Закрепить умение лепить животных, передавая характерную форму тела и частей, их относительную величину.
  • Продолжить освоение техники лепки из соленого теста.
  • Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки для создания выразительного образа.

Составление макета «Кубанское подворье»

  • Познакомить с макетированием как видом художественно-конструктивной деятельности.
  • Учить детей отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции, коллективно обдумывать расположение фигурок, передавать с помощью подручного материала образ кубанского подворья.
  • Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений.
  • Воспитывать самостоятельность и творческую активность.

4.

Февраль

Портрет «Казачья семья»

  • Учить лепить лицо взрослого и ребенка, стараясь передать  правильные пропорции лица.
  • Закрепить умение тщательно отделывать детали изображения, пользуясь разнообразными приемами лепки.
  • Учить с помощью фона, элементов одежды передавать народный кубанский колорит.

Лепка фигурок казака, казачки и казачат (на выбор)

  • Познакомить с традиционными костюмами казака и казачки.
  • Учить детей лепить фигурку человека, передавать форму тела, строение, форму частей, пропорции, детали народной одежды.  
  • Учить плотно скреплять части, создавать устойчивые фигурки, располагать их вертикально.
  • Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов.

Роспись готовых изображений

  • Закрепить и расширить представление о традиционной одежде кубанских казаков.
  • Продолжить формировать технические умения и навыки раскрашивания изделий из соленого теста.

Лепка предметов казачьего быта

  • Дать представление о гончарном искусстве как традиционном ремесле жителей Кубани.
  • Учить детей лепить разнообразную казачью посуду: крынки, глэчики, горшки, макитры и т.д. из целого куска, добавляя детали.

Март

Роспись готовых изображений

  • Учить видеть, чувствовать и созидать по законам кубанского декоративно-прикладного творчества.
  •  Формировать умение планировать работу, предвидеть результат и достигать его.
  • Стимулировать проявления творчества в выборе элементов и составления из них композиции для украшения посуды.

Составление и обыгрывание макета «Кубанская горница»

  • Продолжить формировать представление об особенностях быта казачьей семьи.
  • Формировать у детей навыки сотрудничества в коллективной деятельности.

3.

Ходит конь по бережку…

  • Продолжать освоение техники рельефной лепки.
  • Учить детей раскатывать пласт соленого теста с помощью скалки и вырезать по шаблону рельефное изображение коня.
  • Продолжить учить украшать свои изделия с помощью подручных средств и природного материала, создавать выразительные композиции.

Панно «Кубанские Буренки» (коллективная работа)

  • Закреплять умение лепить рельефные изображения животных.
  • Учить добиваться более точной передачи пропорций, особенностей формы и характерных деталей изображения коровки.
  • Формировать навыки сотрудничества в коллективной деятельности.

6.

Апрель

«Писанка». Лепка пасхальных яиц

  • Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии.
  • Познакомить детей с кубанскими  пасхальными традициями.

«Писанка». Роспись пасхальных яиц

  • Сформировать представление об особенностях росписи пасхальных яиц на Кубани.
  • Закреплять навыки росписи изделий из соленого теста по мотивам кубанских орнаментов.

Пасхальные куличи

  • Воспитывать интерес к народной культуре.
  • Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: украшать свои изделия бисером, бусинками, лентами, декоративными бантами и другими подручными материалами.

3.

Панно «Овечки и пастух» (коллективная работа)

  • Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать стекой рельефную фигурку «овечки» по шаблону, выравнивая края палочкой или стекой.
  • Предложить детям самостоятельно решить проблемную ситуацию – найти способ придания шероховатости поверхности теста (шерсть овечек, крона деревьев).
  • Развивать творческую активность.
  • Продолжить воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

5.

Май

Ромашки и васильки

  • Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар), и видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки, дополнять налепами.
  • Создать условия для творческого применения всех освоенных умений, для использования различных инструментов и дополнительных материалов.

Краснеют нарядные маки,  как в новых одеждах казаки

  • Совершенствовать технику лепки цветов из солено теста.
  • Предложить различный материал и инструменты для художественного оформления своих изделий (бисер, мелкие бусинки и т.д.).
  • Воспитывать художественный интерес к природе родного края, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.

Венок с полевыми цветами (коллективная работа)

  • Продолжить упражнять детей в создании коллективных работ.
  • Учить объединять свои работы в общую композицию, отбирать наиболее выразительные, коллективно обдумывать расположение деталей на панно.
  • Воспитывать у детей желание работать вместе, формировать умение договариваться друг с другом, планировать работу по реализации замысла.

Итоговое  занятие

Выставка-отчет «Кубанские посиделки» (совместно с семьей)

  • Воспитывать  любовь к родному краю, формировать целостное представление о декоративно-прикладном искусстве Кубани.
  • Формировать у детей представление о своих возможностях, своей успешности в творческой деятельности.
  • Предоставить детям возможность  продемонстрировать другим результаты своей деятельности, поделиться впечатлениями,  получить адекватную оценку своим усилиям. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание работы кружка тестопластики "Кубанские мотивы"

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения ребенка к миру декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с произведениями народного творчества  способствует воспитанию у д...

Занятие:"КУБАНСКИЕ МОТИВЫ"

Программное содержание: 1. Познакомить детей с народно – прикладным искусством Кубани.2. Учить нетрадиционным способам рисования – раскрашиванию   пластиковых тарелочек краской, состоящ...

Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...

Опыт работы по художественно-эстетическому развитию «КУБАНСКИЕ МОТИВЫ»

Расширить  представление детей о быте казаков в прошлом и о современной жизни в казачьих станицах...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Приобщение детей к истокам кубанской культуры, через кубанские казачьи игры»

Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка, так как я часто замечаю в нашей современной молодежи бездоходность, безнравственность, потер...

Сценарий музыкально-театрализованного представления по мотивам кубанской сказки « Как лиса казака перехитрила»

Сценарий музыкально - театрализованного представления по мотивам кубанской сказки " Как лиса казака перехитрила"...