«Целебная глина».
план-конспект занятия по аппликации, лепке на тему

Горбунова Елена Владимировна

 Цель: приобщение детей и родителей к сотворчеству и укреплению здоровья в совместной лепке из глины.

Задачи: сформировать представление о полезных свойствах глины, познакомить с технологией лепки из глины в сотворчестве родителей с детьми, снять боязнь сложности работы с глиной у взрослых и детей, ввести понятие «пропорциональности», воспитывать взаимопомощь, умение доводить начатое до конца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zanyatiya_po_lepke.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия по лепке «Целебная глина».

Цель: приобщение детей и родителей к сотворчеству и укреплению здоровья в совместной лепке из глины.

Задачи: сформировать представление о полезных свойствах глины, познакомить с технологией лепки из глины в сотворчестве родителей с детьми, снять боязнь сложности работы с глиной у взрослых и детей, ввести понятие «пропорциональности», воспитывать взаимопомощь, умение доводить начатое до конца.

Материалы: иллюстрации с дымковскими барынями, методическое пособие  «Элементы для лепки дымковской барыни», детские эскизы барынь с предыдущего занятия, производственная глиняная барыня, досточки для лепки, стеки, фартучки с нарукавниками, тканевые салфетки, стаканчики с водой, игра «Русский сувенир», осколочное изображение барыни.

Предварительная работа: рассказ о дымковской игрушке, рисование барыни, роспись.

Ход занятия

Здравствуйте уважаемые родители и дети. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о полезных свойствах глины и с пользой для себя полепить изделия из нее, а именно дымковских барынь.

Глина удобный материал для лепки и очень полезна для организма. В ней есть необходимо важные элементы для здоровья человека, которые очень хорошо усваиваются, проникают в организм через кожу, даже лучше чем в витаминах.

Есть глина разных цветов: голубая, красная, розовая, зеленая, серая и коричневая. Ее лечебные свойства меняются в зависимости от цвета, они хорошо описаны в интернете. Очищенную глину можно приобрести в аптеках. В канцелярских и детских отделах мы покупаем глину для лепки сухую в порошке или влажную, готовую к применению.

А сейчас мы с ребятами вспомним, о чем мы говорили на последнем занятии:

– Ребята, почему эти игрушки называются дымковскими? (показ  наглядного материала на доске)

Ответ детей:

– Потому, что в селе, где их лепили и обжигали в печах, часто шел дым из труб, даже летом. Поэтому село называется «Дымково», а игрушки дымковскими.

– Спасибо за ответ. А теперь скажите, какие цвета применялись при росписи игрушек.

Ответ детей:

– При росписи игрушек применялись желтый, оранжевый, красный, синий, зеленый, черный и коричневый цвета.

– Вы меня порадовали. Все цвета назвали. А теперь подумаем какими элементами эти игрушки украшали?

Ответ детей:

– Колечки разного цвета, точки, кружки, волнистые линии, листочки, клетки.

Игра «Подбери элементы для украшения дымковской игрушки».

– Предлагаю поиграть в игру: к изображению дымковских игрушек на доске надо подобрать недостающие элементы (ход игры с методическим пособием «Русский сувенир»).

Игра «Составь дымковскую барыню из фрагментов».

– Вы меня порадовали. А теперь попробуем выбрать из набора фрагменты, необходимые для составления дымковской барыни (ход игры с осколочными картинками).

Чтение стихотворения: В. Короткевича

Посмотри, как хороша

Эта девица-краса –

Тугая черная коса,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво.

Барышня ведь так красива,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Ну, а теперь вместе с родителями рассмотрим таблицу последовательности лепки барыни. Необходимые элементы: овал для тела, круг для головы, из двух одинаковых кусочков жгутики для рук. Юбка формируется как колокол – полый внутри. Дополнительно можно слепить кокошник, косу, запеленутого младенца. Степень взаимопомощи вы определяете сами.

Показ производственной дымковской барышни.

Приступим к лепке.

  1. Разминка для рук.

Чтобы глина стала послушной ее нужно «приручить», хорошенько размять. Отделим кусок глины. Смочим пальцы водой. Чтобы глина стала более эластичной и «послушной» хорошенько ее разомнем в ладонях, не боимся испачкаться. Помним о ее полезных свойствах.

  1. Приготовим куски глины для всех частей тела. Постараемся, чтобы они были пропорциональными, т.е. соразмерными частям тела человека по отношению друг другу. Разложим их на доске, если не подходят размеры, изменим их (помощь педагога).
  2. Сформируем из глины овал для туловища. Крутим между ладошками глину круговыми движениями, полученный шар раскатываем в овал, выравниваем смоченной кистью.

Физминутка:

– Посмотрим на наши пальчики, как много на них целебной глины. Давайте устроим следующую полезную процедуру: «ванночки с глиняным раствором». Изобразим ручками рыбку, как она плавает, как ныряет, ручка моет ручку. Процедура закончена, продолжим лепку.

  1. Из большого куска глины защипывающими движениями всей кистью руки выполняем углубление по кругу юбку в виде колокола (показ). Смачиваем верх колокола и низ овала водой, соединяем между собой, растирая глину.
  2. Из одинаковых брусочков выкатываем жгутики (они не должны быть хрупкими). Получившиеся ручки прикрепляем к овалу в местах расположения плеч, притираем глиной. Делаем желаемый изгиб рук, выравниваем смоченной кистью.
  3. Круглую голову крепим к верхней части туловища, предварительно смочив водой, сглаживаем глину между собой.
  4. По такой же технологии можно слепить дополнительные детали: шляпку или кокошник, запелёнутого младенца в виде овала, рюши на одежде, косу или кудри, состоящие из мелких шариков (показ).

Когда барыня будет собрана, нужно окончательно разгладить пальцем неровности и пройтись по ней мокрой кистью для выравнивания поверхности.

– Все закончили лепку? Давайте поставим наших куколок на стол и покрутим их на досточках. Вот какие красивые барыни. На следующем занятии мы их украсим узорами и поставим в наш музей, чтобы все могли полюбоваться.

Всем спасибо за сотворчество. Надеюсь, что вы и дальше будете лепить из глины и получать пользу. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по физкультуре для детей подготовительной группы "Целебная сила цвета"

Призовое место на краевом конкурсе "Учитель здоровья"...

Целебная сила Музыки

Статья для Родительского уголка...

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....

Проект «Песок, глина» для детей старшей группы (Картотека «ОПЫТЫ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ»)

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ....

Картотека опытов "Песок. Глина. Сравнение песка и глины"

Разработанная картотека  опытов и экспериментов с песком предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста....