Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе "Кошечка для мамы" лепка из глины
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Потапенко Татьяна Васильевна

Целью данного проекта является обобщение и закрепление знаний о народной игрушке филимоновской и дымковской. Результатом проекта является игрушка сделанная руками ребенка в подарок маме на 8 марта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_k_8_marta_koshechka_iz_gliny_2dlya_ns_portala.docx97.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы

Тема: «Кошечка для мамы»

Цель: Обобщение и систематизирование представлений детей о народной игрушке филимоновской и дымковской.

Задачи:

  • Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров.
  • Провести сравнение особенностей лепки глиняных игрушек филимоновской и дымковской.
  • Расширять представления о народной игрушке.
  • Формировать эстетическое отношение к народной игрушке.
  • Воспитывать интерес к народной культуре.
  • Учить детей лепить красивые поделки в подарок близким людям.
  • Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

Материалы и оборудование: демонстрационный материал с изображением глиняных игрушек; фигурки игрушек; глина; стеки; клеенки; салфетки,  белый картон и желтая цветная бумага).

Место проведения: групповое помещение.

Время проведения: утро, вечер.

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество.  

ХОД.

  1. Организационный момент.

Звучит русская народная музыка

Воспитатель.  Посмотрите дети, мы с вами пришли на старинную русскую улицу. А на нашей улице мастера живут, и трудом своим нам добро несут. А кто-нибудь знает, откуда произошло это название «улица»?

         Ответы детей.

Воспитатель. Встаньте в две шеренги лицом друг к другу. Представьте, что каждый из вас сидит у окошка своей избы и смотрит в окно. Что вы там видите? (лицо соседа). Раньше говорили, сидеть у окна – это сидеть у лица. Вот так и появилось слово «улица» - дорога между домами. Постепенно она становилась шире и шире. Вот какой простой и интересный русский язык.

Как вы понимаете что такое «мастер золотые руки»?

         Ответы детей.

  1. Основная часть.

- На Руси всегда уважительно относились к людям, которые много трудятся. Про таких людей и говорили, что это мастер-золотые руки. Посмотрите на эти игрушки и картины (демонстрируются дымковские игрушки и их изображения). Что  это за игрушки, кто узнал?

Правильно, это дымковские игрушки. Игрушки села Дымково просты, своеобразны, наивны и очень выразительны.

Давайте, ребята, мы поиграем с вами! Я буду спрашивать вас о том, где и как делают дымковскую игрушку, а вы будете отвечать.

1. Кто знает, как давно и где зародился промысел изготовления дымковской игрушки?

2. Кто и к какому празднику делал дымковскую игрушку?

3. Какую глину использовали для изготовления игрушек?

4. Как лепили игрушку: из целого куска, или соединяли несколько частей вместе?

5. Что дальше мастерицы делали с игрушкой?

6. Какие цвета выбирали для росписи?

Воспитатель. А посмотрите пожалуйста на эти игрушки (демонстрируются игрушки филимоновские и их изображения).

 Сейчас я вам расскажу о них.

Настоящие филимоновские игрушки выполняются из глины. Эти яркие игрушки родились в деревне Филимоново в Тульской области. Местная темная глина очень пластична и поделки из нее лепят фигурки, вытягивая форму. Поколение за поколением следовали художники заветам старого мастера - деда Филимона, создателя промысла, познавшего тайны красоты. Самое удивительное происходит, когда фигурки вынимают из печи. После обжига темная глина становится белоснежной. Такую игрушку сразу хочется расписать. Давайте с вами сравним дымковскую и филимоновскую игрушки. Чем они отличаются?

Ответы детей

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо (дети машут ладонями по направлению к лицу)

Закачалось деревцо (руки вверх и покачались в лево, в право)

Ветер тише-тише-тише (с каждым словом медленно приседаем)

Деревцо все выше-выше (поднимаемся и становимся на носочки.

Воспитатель. Дети, скажите, пожалуйста, какой праздник приближается?

Дети: 8 марта.

Воспитатель. Послушайте, пожалуйста стихотворение.

Сюрприз.

А какой подарок

Маме мы подарим в женский день?

Есть для этого немало

Фантастических идей.

Ведь сюрприз готовить маме –

Это очень интересно…

Мы замесим тесто в ванне

Или выстираем кресло…

Ну, а я в подарок маме

Разрисую шкаф цветами,

Хорошо б и потолок…

Жаль, я ростом невысок.

(П.Синявский)

Воспитатель. Ребята, скоро праздник 8 марта какие подарки вы будете дарить своим мамочкам?

Ответы детей.

Воспитатель. (обобщить предложения). Я вам предлагаю сделать маме вот такую глиняную кошечку.

 Глиняную, потому что такую игрушку можно будет долго хранить, и такая поделка будет долго радовать ваших мам. Сейчас мы с вами вылепим кошечку, а вечером после сна я предлагаю сделать вам для кошечки ромашку из бумаги. К сожалению, мы не можем обжечь игрушки в печи, как это делают настоящие мастера; но как только игрушки высохнут мы их с вами покроем белой гуашью и наши кошечки будут белоснежные. После чего их можно будет разукрасить.  А сейчас мы с вами постараемся, чтобы ваши кошечки были такие же красивые.

Вспомним с вами, что филимоновская игрушка лепится из целого куска способом вытягивания. Берём кусок пластилина побольше и придаём ему  яйцевидную или каплевидную форму,  то есть – один конец уже, а другой  намного массивнее.

Намечаем четыре ноги и начинаем вытягивать шею и хвост. Глину из туловища постепенно перегоняем в ноги хвост и шею которая сразу переходит в голову. На голове вытягиваем ушки.

Воспитатель. Какие красивые у вас получились игрушки. Молодцы.

Филимоновская деревушка

 Синий лес, холмы, косогор

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Да, из самой обычной глины

Появляются вдруг на свет

 Зайцы, коники, павлины

И солдатиков войско цвет.

Давайте их поставим на подставочки. А когда игрушки высохнут мы их обязательно выбелим и  распишем, чтобы они порадовали наших мам на празднике 8 марта.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Где зародился промысел?

Промысел зародился более 400 лет назад, в слободе Дымково, около г. Вятки.

Игрушку делали только женщины специально к празднику СВИСТУНЬИ, а затем он переродился в обычную ярмарку.

Материал.

Делали из красной глины, которую добывали на берегах Вятки реки.

Глину смешивали с речным песком, рубили лопатой, добавляли воду и месили её ногами. Затем скатывали глину в большие блины, заворачивали во влажную ткань и хранили её.

Способы, этапы изготовления.

Игрушку лепили по частям. Соединяли части с помощью жидкой глины, приглаживая неровности и шероховатости.

Затем игрушку сушили /от 2 до 20 дней/

Затем обжигали, остужали и белили мелом, смешанным с молоком.

Особенности строения.

Изначально делали только свистульки, затем стали делать отдельные фигурки людей и животных, а позднее стали появляться композиции. Игрушка, очень пропорциональная, похожа на настоящих людей.

Особенности рисунка и материалов.

Расписывали игрушку яркими красками, брали основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный). Составляли различные узоры из кругов и точек, клетки и пятен, прямых и волнистых линий. Дымковская игрушка была очень нарядная, потому, что рядом был город, мастера могли видеть красочные фарфоровые статуэтки, которые привозили из-за границы.

 

Назначение игрушки

/в старину, в наше время/

Делали игрушку разную, и уточек и свинок, барынь-водоносок, индюков.

Медведь - символизировал силу,

Баран – счастье,

Корова – достаток.

Играли дети только свистульками, другие фигурки покупали только для украшения избы. Их ставили на полки с посудой.

Сейчас дымковской игрушкой не играют. Она стала известным сувениром на весь мир.

 

 

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Где зародился промысел?

В деревне Филимоново Тульской области возник гончарный промысел. Летом гончары работали в поле, а с осени до весны занимались изготовлением глиняной посуды. Мужчины лепили только посуду, игрушку лепили только женщины.

Материал.

Игрушку лепили из белой глины. Эта глина называлась «Синика». Эта глина имела слегка голубой цвет. Когда глину замешивают, мнут как тесто, то она становится почти чёрного цвета.

Способы, этапы изготовления.

Игрушку лепят из целого куска, вытягивая, при помощи пальцев.

Затем её обжигают. После обжига тёмно – серая глина становится белоснежной. Игрушку ни чем не покрывают, сразу расписывают.

Особенности строения.

Форма игрушки необычная. Шеи животных длинные, лошади похожи на жирафов. / т.к. глина очень жирная, её можно было сильно вытянуть/ Все персонажи имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. У всех фигурок короткие ноги.

Особенности рисунка и материалов.

По началу игрушку расписывали цветными камушками, которые растирали до порошка и смешивали с водой. Затем игрушку стали расписывать красками. Наносили краску гусиным или куриным пером. При росписи используются цвета: малиновый, жёлтый, синий. Чтобы получить дополнительные два цвета, накладывают на жёлтый, синий и малиновый. И получают зелёный и оранжевый.

Филимоновские мастера изображали людей всегда улыбающимися. Все игрушки – свистульки. /даже у барынь под мышкой утка – свистулька/ Все, кроме петуха, павлина, индюка. Рисунок простой, чередование цветных полос. Животные расписываются различными полосами поперёк туловища и шеи. Орнамент наносился на юбке и рубашке людей.

Игрушка яркая, праздничная и добродушная. Её называют «МАЛЕНЬКОЙ РАДУГОЙ»

Назначение игрушки

/в старину, в наше время/

Существует более 50 видов игрушки. Нет в живых ни одного старого мастера, но промысел не умер.

В середине июля в д.Филимоново собираются мастера народных промыслов на фестиваль «Поляна».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область "Художественное творчес

Воспитатель:Гаянова Ольга ЮрьевнаКонспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе(нетрадиционное рисование)"В МИРЕ ЦВЕТОВ.РОМАШКА"программные задачи:Х...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (образовательная область «Безопасность») Тема: «Сказочный цветик»

Конспект непосредственно – образовательной  деятельностив подготовительной к школе группе(образовательная область «Безопасность»)Тема: «Сказочный цветик»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Удивительная глина»

Цель:  углубление природоведческих знаний детей  через поисково-исследовательскую деятельность....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей «Мой любимый город»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей&laq...