Непосредственно- образовательная деятельность по художественно эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста (лоскутная техника) Тема:"Украшение юбки"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Назаренко Елена Васильевна

 

Через лоскутную  аппликацию знакомим   детей с народно-прикладным искусством Кубани -лоскутной техникой,   расширяем знания детей о народных промыслах Кубани; воспитываем желание познавать и возрождать лучшие традиции Кубани; развиваем  художественный вкус и творческие способности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nazarenko.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно - образовательная деятельность  по художественно-эстетическому развитию   для детей старшего дошкольного возраста

                                              (лоскутная техника)

                                     Тема: «Украшение  юбки».

П/ з:-познакомить детей с народно-прикладным искусством Кубани -лоскутной техникой;

-закрепить знания детей о народных промыслах Кубани;

-воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции Кубани;

-развивать художественный вкус и творческие способности;

-обогащать словарь, закрепление относительных прилагательных, развитие связной речи;

-закрепить знания  о геометрических фигурах и их преобразовании, делении квадрата на 2 части по диагонали на треугольники;

-развитие мелкой моторики рук.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о нашем городе, чтение произведений о Кубани, экскурсии в музей, рисование, лепка атрибутов старины.

Материал: атрибуты старины : кувшин, самовар, ложки, рушники, корзины, лоскутное одеяло, коврик, кусочки ткани, образец – юбки, кисти, клей, ножницы, салфетки, клеёнки.

                                                   Ход деятельности:

1.часть: Беседа по вопросам.

Ребята сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в прошлое время Кубани.

Давайте вспомним:

-В какой стране мы с вами живём?                                   (России).

-Какой город является столицей нашей  Родины?          (Москва).

-Какой город является главным городом Кубани?         (Краснодар).

-А мы, с вами в каком городе живём?                              (Курганинске).

-Как называется народ проживающий на Кубани?        (Казаки и казачки).

-А,  а ещё как называют Кубань?                 (Жемчужина и житница России).

-А почему так называют? (На Кубани богатый растительный и животный мир, и плодородная почва).

 

2.часть:

Давайте закроем глазки и скажем слова: «Раз, два, три в прошлое время нас верни».

-Ребята посмотрите, а кто это нас тут встречает?

Марья-Искусница:  

Здравствуйте  добрые - молодцы,

И красные девицы!

Милости просим в гости,

В мою светёлку.

А я- Марья-Искусница.

Приходите, будем чай пить,

Хороводы водить.

Хлеб соль кушать!

Да песни слушать!

Добро пожаловать!

Педагог: Спасибо Марья - Искусница за приглашение.

-Посмотрите сколько здесь интересных старинных предметов.

-Давайте рассмотрим предметы, которыми пользовались казаки и казачки.

-Какими ремёслами они занимались?

Беседа:

1.-Ребята, что это?                                                  (Кувшин).

-из какого материала он изготовлен?                   (из глины).

-как называли умельцев-которые изготавливали предметы из глины? (гончарами).

-какие предметы ещё изготавливали?

-что в них хранили?

2.-А, это, что за предмет?- показывает педагог. (корзина).

-как называется это ремесло?                                (плетение).

-какой материал используют для плетения? (лозу, солому, листья кукурузы).

-какие предметы ещё плели?

3.-А, это, что за предмет?                                      (рубель).

-что им делали?                                                      (утюжили).

-из какого материала он изготовлен?                   (дерева).

-как назывались мастера, которые работали  с деревом? (деревянных дел мастер или резчик по дереву).

-какие предметы ещё изготавливали?                  (чашки, миски, игрушки).

-4.А, чем ещё занимались казачки? (шили, вышивали, вязали, ткали).

-что это?                                                                    (рушник).

-какими узорами он украшен?              (растительными или животными?).

-а, что ещё украшали вышивкой?                           (одежду).

-какие цвета использовали?

3.часть:

Педагог: Марья-Искусница - А наши дети знают пословицы о Кубани?

-Казаку всегда мелей родная сторона.

-Какова пряха - такова и рубаха.

-Встанэ сэло – сломае  бревно.

-Нет в мире  краше Родины нашей.

-Где лодырь ходит – там земля не родит.

-Не в усах казачья слава.

-Береги землю родную как мать любимую.

4.часть: «Игра». Достать шаль с шеста.

 Эх, выходите удальцы,  казачки задорницы, выходите поиграть, свою удаль показать.

Марья – Искусница: А, вот послушайте я вам песню спою.

Песня: «Шила юбку голубу».

Марья-Искусница: -Кроме песни у меня вот, что ещё есть. Это коврик. Он изготовлен из кусочков ткани.

Рассказ педагога о лоскутной технике.

Педагог: - Ребята, эта техника называется - лоскутное шитьё. Оно является одним из видов Кубанского творчества. Лоскутным шитьём увлекались девочки и женщины. Они использовали разноцветные лоскутки -для украшения одеял, салфеток, ковриков, одежды. Лоскутные мастера сшивали лоскутки между собой. В народе мастериц, занимающихся лоскутной техникой называли - лоскутницами. У хорошей хозяйке ни один кусочков не пропадал даром, всё шло в дело. Из различных кусочков ткани мастерицы составляли различные узоры. Сначала подбирали цвета ткани, а затем выкладывали узор - использовали геометрический и растительный орнамент.

Марья- Искусница: - мы с вами тоже сейчас будим мастерами лоскутного шитья. Проходите гости дорогие, присаживайтесь.

5.часть: Практическая.

Мы, будим лоскутницами, каждый придумает свой орнамент, составит узор из геометрических фигур, а затем наклеит.

6.Часть: Итог.

Марья-Искусница:- Какие красивые получились юбки.

Педагог: Ребята ,а к нам ещё гости приехали- матрёшки!

Матрёшки - символ России. Они приехали поучится народно-прикладному искусству Кубани - лоскутной техники и показать своё мастерство.

Матрёшки: Мы матрёшки не простые,

                    Ай, да красавицы.

                    Мы, играем на гармошках,

                    Нам, очень нравится!

Педагог: спасибо тебе Марья- Искусница за экскурсию, очень много нового узнали, интересного. Научились выполнять узоры лоскутной техникой. Давайте покажем матрёшкам наши юбки и подарим им.