История пластилиновой яблоньки.
консультация по аппликации, лепке на тему

Бердникова Татьяна Николаевна

Применение особенности детского видения мира на занятиях эколого-эстетического цикла с использование техники пластилинового налепа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Изоэкология История пластилиновой яблоньки.

Бывает так, что история – к уже законченному полотну художник время от времени добавляет новые штрихи, смягчает или усиливает цветовые контрасты, меняет детали. Картина как будто «Подстраивается» к внутреннему мироощущению автора, теряя приписанную жанром статичность. У картины появляется новая – ситуационно обусловленная история, в которой изобразительная реальность становится гибкой, подвижной, в некотором смысле кинематографичной.

        В дошкольном возрасте ребёнок почти никогда не обращается к своим законченным произведениям – интерес к изображаемому исчерпывается по мере завершения работы. В то же время сам процесс создания рисунка довольно часто напоминает сюжетную историю, где любые дополнения, зачёркивания, даже допущения невозможно объясняются развитием, развёртыванием во времени повествовательного замысла, известного одному ребёнку.

        Ребёнок 4 лет, изображая человека, окружает его предметами домашнего интерьера. В этот момент он мыслит своего персонажа в замкнутом пространстве… и вдруг над столом появляется солнце, рядом с кроватью деревья, а по стенам плывут облака. Так видит превращения детского рисунка взрослый, привыкший к определённым установкам в восприятии художественно-изобразительного  произведения. Для ребёнка подобных ограничений нет. Он легко меняет свой взгляд на картину, расширяя возможности изображения до границ  своей фантазии. Стены становятся прозрачные, «тают», открывая перед ним совсем другие пространства. «Я иду гулять», комментирует неожиданное композиционное решение малыш. «Вот дождик пошёл», озвучивает он появление на листе маленьких точек. «А это грибочки выросли, я их в корзинку положил» - продолжает он свою изобразительную историю, дорисовывая значимые для сюжета детали, процесс рисования при этом похож на игру- ребёнка интересует не столько результат его труда, сколько то удовольствие, которое он испытывает, творчески перерабатывая пространственно-временную информацию, познавая и принимая мир во всём его многообразии. Эта особенность  детской изобразительной игры широко используется в психотерапии. С помощью «Многослойного» сюжетного рисования ребёнок разрешает многие эмоциональные проблемы, находя действенный выход из травмирующей его ситуации (наказывает обидчика, одаривает обделённого вниманием, защищает слабого).

        В педагогической практике потенциальные возможности подобного рисования, к сожалению почти не используются. Многослойный рисунок, как правило, не понятен окружающим без авторского толкования, в нём нет композиционных акцентов и образной завершённости, присуще графике и живописи. Довольно часто на занятиях педагогу приходится останавливать детей, для которых тематическое задание становится лишь отправной точкой для дальнейшего фантазирования. И только в индивидуальной деятельности ребёнок может с наслаждением играть, свободно манипулируя художественно-графическими образами по своему разумению.

         Мы попытались использовать эту особенность детского видения мира на занятиях эколого-эстетического цикла, выбрав для этого технику пластилинового налепа. Барельефную картинку легко изменить, дополняя деталями, варьирую приёмы пластического изображения. Основным объектом нашего художественного творчества стала яблоня, преобразующаяся с изменением времён года. Каждый раз наблюдая за природой, мы отмечали происходящие в ней перемены,

А затем переносили свои наблюдения в законченный образ. Весной все деревья просыпаются от зимнего сна дети «оживляют» свои яблоньки мелкими листочками, изменяют общую цветовую гамму  картины, преобразуя снежный покров в зелёную полянку; используют солнечный диск в качестве главного весеннего символа, зацветают яблоневые сады – распускаются и наши деревца, кутаясь в облачка  пластилинового «цветения». Проходит весна – наступает лето. Дети снова обращаются к яблоньке, увеличивая её зелёную массу путём добавления зелёного пластилин, растягивая, смазывая  выстроенное прежде весеннее изображение  в единое цветовое пятно. Смешивание белого, зелёного, коричневого удивительно точно передаёт живописный эффект кроны. Вместе с яблонькой меняется и наша полянка – жёлтые цветочки становятся белыми шариками одуванчиков. Но и они продержатся недолго – растворятся в зелени, подобно яблоневым цветам.

        Лето постепенно набирает силу. На дворе август. На наших яблоньках вырастают маленькие красные яблочки. Они вносят яркие акценты в общую цветовую гамму. Наступает осень- мы добавляем в крону дерева жёлтый пластилин. вместе с пёстрым нарядом из листьев, она приносит непогоду. Пластилиновые тучи закрывают солнце, косыми рядами проливаются дожди. Годичный цикл закончился. Дальше зима. Но это уже другая история, в которой может всё повторится в другом временном измерении. Конечно, в природе  всё будет происходить как обычно: в положенное время придёт весна, через три месяца наступит лето, ещё через три - осень. И только в детском творчестве время может изменить свою скорость. За один день распустится маленькое деревце, зацветёт, покроется пышной листвой,  даст плоды, да и распрощается с летом, нарядившись в пестрые одежды. И вспомнится нам как меняется облик земли в разные времена года, вместе с детьми мы порадуемся её мудрости и красоте, от зимы до осени проживём, почувствуем состояние маленькой яблоньки.

 Литература: журнал Дошкольное воспитание № 7 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пластилиновые фантазии» Цель: знакомство с пластилиновой техникой как видом изобразительной деятельности.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию буклет с техниками лепки. Буклет призван дать возможность взрослым разнообразить занятия по лепке, создать творческую атмосферу и познакомить детей с удиви...

Конспект занятия по лепке «Пластилиновая сказка» (старшая группа) Техника: пластилиновая живопись.

Цель: учить детей передавать в лепке изображения любимых сказочных героев, основываясь на знания и опыт, полученные ранее. Совершенствовать умение выполнять работу в технике пластилиновая живопись: ри...

Образовательный проект "Пластилиновые истории"

Образовательный проект «Пластилиновые истории» - это собственный педагогический опыт, который использовался в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Он поможет организовать детскую...