"Веселые ложки"
план-конспект занятия по аппликации, лепке на тему

Аникина Ирина Геннадьевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx39.51 КБ

Предварительный просмотр:

Проект организованной образовательной деятельности:

Примерная основная образовательная программа: «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.

Возрастная группа: разновозрастная группа.

Воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ детского сада № 2 «Улыбка»  – Аникина Ирина Геннадьевна.

Тема НОД «Веселые ложки».

Образовательная область: «Художественно-эстетическое  развитие» .

Интеграция образовательных  областей:

 «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Цель:

  • Продолжать  знакомить  детей с предметами народного творчества, развивать творческое воображение.

Задачи:

  • Знакомить детей с деревянными ложками, закреплять изобразительные навыки.
  • Активизировать познавательную деятельность (знакомить с приемом создания деревянной ложки).
  • Активизировать словарь («ложкарь», «ложечник»,  «едалка», «хлебалка»);
  • Знакомить с пословицами о деревянной ложке;
  • Расширять интерес к народной культуре;
  • Настроить на активную сознательную деятельность.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная.

Предварительная работа: чтение  художественных произведений о ложке, стихов, загадок.

Материалы и оборудование: Заготовки деревянной ложки, цветная бумага, кисточки, подставки, тарелочки, клей, салфетки, дощечки, аудиозапись, презентация, образец куклы сделанной из ложки, деревянные расписные ложки для игры в оркестре.

ХОД ООД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Мотивационно - побудительный этап деятельности

Пожалуйте, гости дорогие!

Веселья вам да радости!

Давно вас поджидаю,

Рассказ без вас не начинаю!

 А хочу я вам рассказать, о нашей стране, о ее древних традициях.

Как называется наша страна?

Мы живем в  России. Она очень большая, в ней много разных народов со своими традициями и обычаями. Сегодня мы поговорим о простом, но очень древнем предмете, который мы используем практически каждый день.

Дети проходят в зал, присаживаются на стульчики.

 

Отвечают на вопросы.  

Организационно – поисковый этап деятельности

  Послушайте рассказ о том, как жили русские люди в старину, чем пользовались за столом во время еды. (читает ребенок стихотворение)

  А скажите, для чего людям нужна ложка?

 Ложку называли едалка, хлебалка, потому что ею ели похлебку, похлебка - это такой жидкий суп.

 Ложки делали мастера – ложечники вручную из дерева, специальным инструментом.

Как назывался мастер, который делал ложки?

 Из чего мастера - ложечники делали ложки?

Физминутка :

 Дружно встанем

-Руки к солнышку потянем,

 Вправо, влево повернемся

 И друг другу улыбнемся.

 На месте зашагали,

 Как зайцы поскакали.

Тихо сели, взяли ложки, кашу съели.

Сначала ложки были грубоватыми, но со временем ложечники научились передавать им форму. Мастеру хотелось сделать ложку красивой, каждый придумывал свой узор.

 В старину люди носили ложку при себе, за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Если кто-то из младших за столом был непослушным или неаккуратно ел, проливал на стол, получал от старшего за столом ложкой по лбу.

А теперь давайте послушаем и постараемся запомнить пословицы, связанные с ложкой:

«Через час по чайной ложке»- так говорили о человеке, который совсем не торопится.

«Хороша ложка к обеду».

А давайте вспомним, в каких сказках упоминается ложка. «Как Тит ложку искал», «Жихарка».

Попробуйте отгадать загадку:

Вы сказать мне не могли бы,

Как зовется эта «рыбка»?

Ты за хвост ее возьмешь,

Носом в воду окунешь-

Воду в рот наберет

И к тебе отправит в рот,

Подумали немножко?

Не рыба, это…(ложка)

Кто- нибудь из вас запомнил пословицы, которые мы сегодня учили?

Чем хороша деревянная ложка?

Что можно делать ложкой?    

А еще из ложек делали куклы. Их разукрашивали карандашами или приклеивали глазки и ротик, волосики, наряжали в платочки и играли.

Простые люди не могли купить дорогую куклу, а их детям тоже хотелось иметь игрушки. Давайте и мы попробуем разукрасить ложку.

(показываю варианты ложек и предлагаю  составить свой узор) Прежде, чем приступить к работе, давайте пальчики разомнем.

Пальчиковая гимнастика:

Вот помощники мои,

              как их хочешь поверни.

              1,2,3,4,5.

Не сидится им опять.

   Постучали, повертели

 и работать захотели.

А теперь приступили к работе. (Младшей подгруппы дети выполняют первыми, так как задание более упрощенное. Предлагаю запеленать и пройти за младшим воспитателем. Старшая  подгруппа доделывают работу.

Дети читают стихотворение

Приехала к бабушке Маша,

Сварила ей бабушка кашу.

Садись, гостья желанная,

Покушай кашу манную.

Каша сладкая.

С сахарком да с душистым молочком.

Ешь скорее кашу.

Села Маша поближе к окошку,

Шепчет: «Дай мне, бабушка, ложку»

Ароматная каша, густая-

Пять минут и тарелка пустая.

Дети рассуждают, отвечают на вопросы, проговаривают словарные слова (ложечник, едалка, хлебалка)

Дети выполняют разминку.

Дети смотрят презентацию.

Дети повторяют:

«Дорога ложка к обеду», «Через час по чайной ложке»

Называют сказку.

Отгадывают загадку.

Дети отвечают. (Она не обжигает губы и руки)

(мешать, насыпать, наливать, есть…)

Дети рассматривают, делают пальчиковую гимнастику по тексту и выполняют аппликацию.

Пеленают куклу, под колыбельную песню, качая куклу уходят с младшим воспитателем.

Вывод.

Рефлексивно - коррегирующий этап деятельности

Наши деды на Руси – у любого ты спроси –Эту ложку уважали, из дерева вырезали.

Расписная ложка – лаковая ножка,и красива, и легка – для любого едока.

А теперь пойдём плясать да на ложечках играть!

Да вы не ослышались, ведь ложка может и быть музыкальным инструментом, давайте повеселим наших гостей и сыграем для них веселую мелодию на деревянных ложках.

Дети играют на музыкальных инструментах.

Проект организованной образовательной деятельности:

Примерная основная образовательная программа: «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.

Возрастная группа: подготовительная группа.

Воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ детского сада № 2 «Улыбка»  – Аникина Ирина Геннадьевна.

Тема ООД : Посвященное к 70- летию победы Великой Отечественной войне «Письмо с фронта».

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных  областей:

 «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Программное содержание:

Дать представление детям о письмах с фронта - солдатских треугольниках.

Рассказать о чувствах и переживаниях людей во время войны.

Научить детей складывать солдатский треугольник в технике оригами.

Воспитывать чувство любви к Родине, уважение к памяти павших героев.

Индивидуальная работа: отвечать громко, выразительно читать стихи, следить за четкой артикуляцией гласных звуков.

Предварительная работа:

Беседа о празднике «День Победы»

Экскурсия на почту.

Материал.

Демонстрационный: плакат к 70-летию Победы; картина художника А.И.Лактионова «Письмо с фронта»,образец солдатского письма.

Раздаточный: листы бумаги на каждого ребенка формата А-4.

Словарная работа.

Солдатский треугольник, письмо с фронта, сослуживец.

 

Ход ООД:

Ребенок:  Нашей победе 70 лет!

Майское утро,

Солнечный свет,

Нашей Победе

70 лет!

Красных тюльпанов,

Алое пламя,

Как над Рейхстагом

 Красное Знамя!

Битвы, походы-

Все пережито,

Радость Победы!

Нет! Не забыто!

Мирное утро,

Солнечный свет,

Нашей Победе-

70лет!

    (Н.Майданик)


Воспитатель:

Да, действительно, нашей победе 70лет, мы собрались для того, чтобы вспомнить о Великой Отечественной войне, о людях, которые сражались за Родину, за счастье и свободу на нашей земле, за то, чтобы вы сейчас могли учиться, дружить, читать книги, трудиться и мечтать… Ребята, а что вы знаете о Великой Отечественной войне? В ваших семьях есть участники ВОВ? Что вы знаете о них?

Приглашены ветераны Великой Отечественной Войны для беседы с ребятами.

Дедушкин рассказ стихотворение читает ребенок:

Вчера мне рассказывал дедушка Женя:

Отряд партизанский попал в окруженье.

Осталось у них восемнадцать гранат,

Один пистолет и один автомат.

Всё больше в отряде погибших бойцов,

Всё крепче фашисты сжимают кольцо, –

Они за кустами, они за камнями.

И крикнул мой дедушка: "Родина с нами! "

И все побежали навстречу врагу,

И стали гранаты бросать на бегу.

Все храбро сражались, о смерти забыв, –

И вот, удалось совершить им прорыв.

Сквозь лес по болоту они уходили:

А деда медалью потом наградили.

(А. Парошин)

Воспитатель: За что, как вы думаете, наши солдаты отдавали свою жизнь?

Дети: За то, чтобы больше не было войны, чтобы дети спокойно жили.

Воспитатель: Ребята, а как в нашем поселке помнят о людях, отдавших за Родину самое дорогое – жизнь?

Дети: В нашем поселке есть стена памяти героям сражавшим в годы Великой отечественной войны. Это место особо значимо для жителей нашего поселка. Люди приходят сюда, чтобы поклониться памяти героев и возлагают цветы, здесь проходят митинги.

Воспитатель: Были на войне и короткие минуты отдыха. Между боями на привале солдаты пели песни. Знаменитой на весь мир стала «Катюша»

Дети поют 1 куплет песни «Катюша»

Воспитатель: Посмотрите, дети, какое у меня необычное письмо. Как вы думаете, чем оно отличается от современных писем?

Дети: Это письмо треугольной формы, без марки.

Воспитатель: Правильно, такие письма приходили с фронта родным и близким.Писали письма солдаты своим близким в минуты отдыха. Во многих семьях до сих пор хранят письма с фронта.Фронтовые письма… Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом. Они бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым прикасаемся с таким волнением и осторожностью. Само время определило их судьбу – быть исторической ценностью. В них сама история, величие и трагедия ВОВ.

Давайте послушаем одно такое письмо. Чтение вслух.

Треугольником сложен потемневший листок,

В нем и горькое лето, и сигналы тревог,

В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.

Рвется ветер осенний и команда: вперёд!

Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,

Где солдатские письма шли дорогой своей.

И с поклоном последние письма, полные сил,

От погибших в сраженьях почтальон приносил.

Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,

И бессонную правду фронтовых голосов.

Воспитатель: Но не только мужчины проявляли героизм во время войны. Многие женщины и девушки тоже ушли на фронт. Они летали на боевых самолётах, были радистками, оказывали помощь раненым бойцам.

Воспитатель: Победа досталась нашему народу дорогой ценой. Вечная память героям, защитившим нашу Родину. Память о всех погибших принято чтить минутой молчания.

Давайте и мы почтим память о погибших за Родину воинов.

Дети встают, минута молчания.

Воспитатель: А теперь посмотрите на эту картину, которую написал художник Лактионов, называется она «Письмо с фронта».

(беседа по содержанию картины)

Воспитатель: Как вы думаете, от кого эта семья получила письмо с фронта?

Дети: От отца, потомучто на картинке изоражены мама и ее дети.

Воспитатель: Как вы думаете, кто принес письмо, почтальон или еще кто?

Дети: Солдат.

Воспитатель: Я думаю, что этот солдат служит вместе с отцом его сослуживец. Почему сослуживец отца в городе? Посмотрите внимательно на

Его руку,палочку, на которую он опирается, о чем вам это говорит?

Дети: Сослуживец  был ранен, его отправили в госпиталь лечиться.

Воспитатель: А госпиталь находится в городе, где жила семья друга. Кто читает письмо?

Дети: Маленький мальчик.

Воспитатель: Смотрите, мама держит в руках очки, наверное, она разволновалась и не сумела прочесть, руки задрожали,буквы не видно.Можно ли по выражению лиц слушателей определить хорошие или плохие новости в этом письме? Какие новости могут быть хорошими у отца?

Дети: Что он здоров, что бьет врагов, что близится победа, обещает скорую встречу.

Воспитатель: Какие краски использует художник?

Дети: Светлые, яркие, солнечные.

Воспитатель: Какое еркивают?

Дети: Радостное.

Воспитатель: А давайте немножко разомнемся.

(Дети встают на физминутку)

Воспитатель:

Отдых наш- физминутка, занимай свои места

Шаг на месте левой, правой, раз и два!

Прямо спину все держите, раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, раз и два, раз и два!

А сейчас мы займем свои рабочие места, сегодня мы с вами научимся складывать « солдатский треугольник» и нарисуем русунки о том, как нам хорошо живется под мирным небом Родины.

(Самостоятельная работа детей).

Свернем их в треугольник и подарим ветеранам. Им будет приятно получить такие письма от детей.

 

ХОД ООД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Мотивационно - побудительный этап деятельности

Ребята, вы любите путешествоват

Сегодня мы с вами отправимся в необычное морское путешествие - на морское дно. Вам интересно узнать и познакомиться с обитателями морских глубин? Но сначала давайте потренируемся в плавание и нырянии.

Я вижу, что вы все умеете плавать, тогда можно отправляться в путешествие. А на чем же нам отправиться на морское дно?

Предлагаю путешествовать на батискафе. Занимайте места.

Давайте определим маршрут? (Обращаю внимание на карту с маршрутом путешествия).

Мы теперь не заблудимся. Наше путешествие начинается.

Дети отвечают на вопросы и выполняют музыкально – ритмические упражнения.

Предлагают различные варианты.

(Дети садятся на «батискаф» построенный из стульчиков).

Определяют маршрут.

Организационно – поисковый этап деятельности

Показываю детям фрагмент видео-фильма  «Подводный мир».

Посмотрите, как красиво морское дно, какие там необычные жители. Это скат, а это морская змея - она очень ядовита. А это -  осьминог. Наш батискаф остановился, давайте поближе познакомимся с подводными жителями. Если мы выйдем из батискафа, что нам поможет дышать под водой?

Да, акваланги. Мы сейчас наденем их и выйдем из батискафа. Куда же нам пойти?

Посмотрите, какие красивые ракушки. Чтобы не задеть ни одну из них, мы пойдем друг за другом.

Куда же идем дальше?

Загадываю загадки.

Обхватив хвостом травинку

Не за край за серединку,

На коралловый пенек

Хочет сесть морской …

Здесь в домике живут морские коньки. Чем они отличаются друг от друга?

Их домике надо расселить так, чтобы ни в ряду, ни в столбике одинаковые морские коньки не повторялись.

Куда же нам дальше отправиться?

Ты со мною не знаком.

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног-

А зовусь я…

А знаете, ребята, что осьминог родственник обычной улитке, которая живет в пруду. Когда на него нападают, он выпускает чернильную струю. И под ее покровом скрывается. А еще он умеет менять цвет- вот, например, по песку пошел- желтым стал, в водоросли попал- зеленым стал. Осьминог любит задавать всем задачи. Хотите их решить?

Тогда слушайте внимательно.

Задача первая.

Осьминог решил путешествовать. Ухватился он одним щупальцем за корабль, а в остальные щупальца взял  по одному чемодану.  Сколько чемоданов взял осьминог в путешествие?

Задача вторая.

Для того,  чтобы быстрее передвигаться под водой, водолазы приручили осьминогов. Осьминоги сильные, поэтому на одного осьминога садятся два водолаза. А, сколько водолазов сядут на двух осьминогов?

Следующая задача.

Начальник водолазов решил поблагодарить осминога за помощь и пожал ему каждое щупальце. Сколько щупалец ему пришлось пожать?

И последняя задача.

Осминог несет своей жене в подарок морские звезды. На одном щупальце он несет три звезды, а на другом две. Сколько звезд он несет в подарок?

Знаете, осьминог очень любит играть морскими ежами. А вы хотите поиграть?

 Физминутка - игра с массажными мячами:

- А, я, шарик не простой,

Я -  колючий  ёж морской.

С осьминогом я играю

И ребятам предлагаю:

Быстро в руки меня взять

И в ладошках покатать -

Вперёд, назад,

Вперёд, назад,

Ой, как пальчики горят.

Вверх бросаем, вверх бросаем,

Свои руки развиваем.

Можно шар катать по кругу,

Перекатывать друг другу.

Раз, два, раз, два в путешествие пора!

Посмотрите, как красиво вокруг.

Как хочется заглянуть в морскую глубину.

Там увидишь друзей ты тьму.

Маленьких, больших и разных.

Но очень своеобразных.

Обратите внимание, какие красивые и яркие рыбки. И названия у них очень интересные.

(Показываю рыбок, называю их.)

Это рыба - ангел, рыба -  арлекин, рыба-клоун, рыба -  единорог, рыба -  собака, рыба -  бабочка, рыба -  матросик.

А, сколько всего здесь всего рыбок?

Какие рыбки плывут направо?

Какие  налево?

Какая рыбка самая маленькая?

Какая рыбка плывет выше всех?

Какая - ниже всех?

Есть ли одинаковые рыбки? Сколько их?

Куда нам идти дальше?

Звезды плавают по дну

 Звезды ищут там еду.

У этой звезды очень веселое название- «красный бисквит».

Как вы думаете, почему она так называется?

Эта морская звезда очень хитрая.  Она спрятала цифру,  найдите ее.

(Раздаются карточки с цифрами).

Встаньте парами так, чтобы в сумме получилось число пять

.

Дети рассуждают, ориентируются по карте.

(Идут змейкой между «ракушками»).

Дети отгадывают.

Дети рассуждают, составляют логический квадрат.

Отгадывают загадку.

Дети решают задачи.

Дети выполняют движения за воспитателем.

Разглядывают, отвечают на вопросы

Считают.

Ответы детей.

Размышляют.

Отвечают на вопросы.

Дети выполняют задания.

Дети выполняют задания.

Рефлексивно - коррегирующий этап деятельности

Наше путешествие заканчивается. Пора прощаться с морскими жителями. Парами мы пойдем и займем места в  батискафе.

Ребята. Вам понравилось наше путешествие? Название  каких рыб вы запомнили? С какими обитателями вы познакомились?

Вот мы и приплыли. Наше путешествие окончено. Возвращаемся в свой детский сад. До свидания, ребята. Спасибо вам. Вы были замечательными путешественниками. И мне вы очень понравились.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веселые ложки

Продолжать помогать детям ориентироваться в мире предметов, определять их свойства, материал из которого они сделаны. Приобщать детей к истокам русской народной культуры....

Конспект комплексного занятия по изобразительному искусству с детьми 4-5 лет «Веселые ложки».

Ценность этого занятия в повышение эмоциональной отзывчивости, что эффективно влияет на развитие творческих, художественных способностей детей, гибкости изобразительного мышления....

Комплексное фольклорное занятие по развитию речи во второй младшей группе по теме: «Веселые ложки»

Дидактическая: учить отгадывать загадки; знакомить с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром); закреплять знание детьми пословиц, частушек о быте, о доме, о русской народной сказке «Заюшкин...

"ВЕСЕЛЫЕ ЛОЖКИ"

Веселые ложки». Конспект, который познакомит детей с деревянными ложками, которыми не только кушают, но и показывают.Воспитатель МКДОУ»Новохоперский детский сад№3»Солнышко»Макарова Елена Алексеевна.Ко...

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности в средней группе. "Веселые ложки"

Конспект НОД- по ознакомлению детей с окружающим миром, в частности с историей русского народа., с атрибутами, с музыкальными инструментами....

веселые ложки

приобщение детей к истокам русской народной культуры...

Организация совместной деятельности по изготовлению театра своими руками "Веселые ложки"

Театрализованная деятельностьв старшей группе«Веселые ложки»...