веселые ложки
план-конспект занятия (средняя группа)

Доленко Юлия Валерьевна

приобщение детей к истокам русской народной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselye_lozhki_.doc64 КБ
Файл veselye_lozhki.pptx1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной деятельности

(средний возраст)

Тема: «Весёлые ложки»

Интеграция видов деятельности (игровая, познавательно – исследовательская деятельность)

Задачи:

Образовательные (направлены на формирование компетенций ребенка):

  • Формировать представления детей  о русской народной культуре  через предметы обихода – русские деревянные ложки;
  • Закреплять представления детей о деревянной ложке как о столовом приборе, и как о музыкальном инструменте;

Развивающие (направлены на развитие психических процессов, в т.ч. речи):

  • Развивать словарь детей словами резчик, «бить баклуши», горбинка, вмятина, ручка точеная, роспись, ложкари, ложечники.
  • Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение. 

Воспитательные (направлены на воспитание личностных качеств и межличностных отношений):

  • Воспитывать  интерес к русской народной культуре, народным ремеслам.

Планируемый результат:

Средства, оборудование, материалы: 

наглядные (демонстрационный материал): музей «Русская изба», кукла-мальчик в русском народном костюме-Жихарка, чугунный горшок,  «Системный оператор»,  ложки из выставки в «Русской избе».

музыкально-литературные:  русская народная музыка

технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы:   компьютерная презентация.

раздаточные материалы: деревянные ложки (по две ложки на каждого ребёнка


Технологическая карта образовательной деятельности

Этап  образовательной деятельности

Ход  образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Ребята, вот мы и пришли  в гости к Жихарке. Давайте оглядимся, как здесь красиво. Но Жихарка приготовил для нас сюрприз, а какой – попробуйте отгадать:

сама точеная, ручка золоченая (слова из сказки про ложку)

Дети с воспитателем заходят в «Русскую избу»

 Отгадывание загадки .

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

У Жихарки целый чугунок деревянных ложек! Можно нам их посмотреть?

Для чего нужна ложка? (для принятия пищи)

У ложки созданной ручным инструментом часто не совсем правильная форма. Потрогайте  эту ложку, что чувствуете, какая она (Неровная). На ложке есть вмятины, горбинки, ручка гранёная.

Рассматриваем ложки – заносим в системный оператор.

Ответы детей

2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам  образовательной деятельности

Но у каждой ложки есть свои части: лопасть, черенок, коковка.

(презентация, сопровождаемая рассказом).

Ребята, а как можно сделать деревянную ложку?

Дерево рубили и обтёсывали топором, распиливали на небольшие чурочки (заготовки для ложек), а назывались эти чурочки –«баклуши». А из баклуш резчик, с помощью ножа и специальных резаков, делал ложки. Каждая его ложка единственная, ни одна из них в точности не повторяет другую.

Посмотрите, какие красивые расписные ложки, какие они разные.

(Ситуация) – на столе разного размера ложки:

Как вы думаете- кто бы мог есть из этих ложек?(мама, ребенок и тд). Этими ложками удобно есть кашу, щи. (воспитатель раскладывает ложки на столе).

А вот эта ложка, смотрите, поменьше. Ей удобно будет есть ребёнку. Эта ложка побольше, у неё длинная ручка. Такой ложкой хорошо раскладывать по тарелкам кашу.

Вот сколько ложек у Жихарки в чугунке. Что, ребята, можно делать деревянными ложками?

(Есть, готовить, раскладывать еду).

Работа с «Системным оператором»

Ситуация «Для чего нужна эта ложка?»

Ответы на поставленные вопросы.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Посмотрите, какие красивые расписные ложки. Вырезанную резчиком ложку расписывает художник, обычно в Хохлому.

Как вы думаете- что еще можно сделать с такими красивыми предметами: Правильно. Ещё деревянные ложки- это русский народный музыкальный инструмент, на них и сейчас играют в народных ансамблях. Для игры нужны две ложки. Ложки ударяются друг о друга выпуклыми частями, звук у них сухой, чёткий, как щелчок. Есть большие мастера исполнения на ложках, их зовут ложечники или ложкари.

(Показ видео)

Ответы детей.

Просмотр видео о музыкантах-ложкарях.

2.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Ребята, давайте и мы попробуем поиграть на ложках (воспитатель раздаёт ложки детям).

Вставайте в хоровод, повторяйте за мной движения, а Жихарка на нас посмотрит.

Выполняется танец с ложками под русскую народную мелодию.

3

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

Мы сегодня узнали так много интересного о них. Узнали,  как изготавливали деревянные ложки, узнали, что ложками в старину не только ели, но и использовали как музыкальный инструмент.

Ребята, Жихарке надо возвращаться в сказку. Скажите ему «спасибо» и «до свидания».

сегодня вы хорошо занимались, танцевали, отгадывали загадку, внимательно слушали рассказ. Молодцы.

Рассказ о ложке с помощью «Системного оператора».

Рефлексия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКИ Подготовила : ДОЛЕНКО ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА воспитатель, первая квалификационная категория

Слайд 4

ЛОЖКАРЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веселые ложки

Продолжать помогать детям ориентироваться в мире предметов, определять их свойства, материал из которого они сделаны. Приобщать детей к истокам русской народной культуры....

Конспект комплексного занятия по изобразительному искусству с детьми 4-5 лет «Веселые ложки».

Ценность этого занятия в повышение эмоциональной отзывчивости, что эффективно влияет на развитие творческих, художественных способностей детей, гибкости изобразительного мышления....

Комплексное фольклорное занятие по развитию речи во второй младшей группе по теме: «Веселые ложки»

Дидактическая: учить отгадывать загадки; знакомить с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром); закреплять знание детьми пословиц, частушек о быте, о доме, о русской народной сказке «Заюшкин...

"ВЕСЕЛЫЕ ЛОЖКИ"

Веселые ложки». Конспект, который познакомит детей с деревянными ложками, которыми не только кушают, но и показывают.Воспитатель МКДОУ»Новохоперский детский сад№3»Солнышко»Макарова Елена Алексеевна.Ко...

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности в средней группе. "Веселые ложки"

Конспект НОД- по ознакомлению детей с окружающим миром, в частности с историей русского народа., с атрибутами, с музыкальными инструментами....

"Веселые ложки"

Конспект...

Организация совместной деятельности по изготовлению театра своими руками "Веселые ложки"

Театрализованная деятельностьв старшей группе«Веселые ложки»...