программа кружковой работы
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Кичина Наталья Анатольевна

программа кружковой работы на год "Умелые ручки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhkovoy_raboty_na_god.docx39.09 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружковой

                                         " Умелые ручки"

Для детей дошкольного возраста

        

                                                                           

    воспитатель группы № 9 "Васильки"

 Кичина Наталья Анатольевна

Омск - 2015

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно  в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Лепка - это самый осязаемый вид художественного творчества, это и массаж и развитие пальцев рук, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука. Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца.

Оригами - это сложение различных фигур из бумаги. Процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих образовательных и развивающих задач. В процессе целенаправленного обучения конструированию из бумаги дети учатся анализировать, сравнивать, соотносить, развивается умение самостоятельно находить способы решения задач и пользоваться им при построении собственной деятельности.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Цель программы:  развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

Задачи программы:

- учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

- развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

- формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Примерное тематическое планирование по программе "Умелые ручки"

Данная программа рассчитана на детей от 3х до 5 лет.

Программа включает в себя 36 занятий в год (1 раза в неделю), продолжительность занятий:

2 младшая - 15 минут,

средняя - 20 минут,

Занятия проводится по подгруппам 10-12 человек

Предполагаемые результаты:

  • развитие творческого мышления, воображения и творческого потенциала дошкольников;
  • освоят техники рисования:

- кляксография,

- отпечатывание,

- монотопия,

- по покрому,

- рисование пальчиками,

- рисование ладошками.

  • освоят технику лепки;
  • освоят технику оригами;

Содержание программы

№ п/п

Тема

Цель

Материал и оборудование

Путешествие по радуге

Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

Акварель, бумага А4 формата, кисти, баночка для воды, палитра.

Осенние листья (печатание листьями)

Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски.

Листья, гуашь, ватный диск, палитра, баночка для воды.

Осенняя сказка

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Научить работать в различных техниках.

Акварель/гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, бумага А4.

Как прекрасен этот мир

Развивать воображение, творческий потенциал , научить передавать образ природы в рисунках.

Акварель/гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, бумага А4.

Волшебный лес (рисование + аппликация)

Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов.

Акварель/гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, бумага А4, персонажи из мультиков, сказок.

Осьминожки (рисование ладошками)

Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.

Акварель/гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, бумага А4.

Веселый лужок

Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений.

Акварель/гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, бумага А4.

Невиданный зверь

Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

Восковые мелки, бумага А4.

Первый снег

Познакомить с техникой монотопия.

Гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, бумага А4.

Волшебные снежинки

Учить детей украшать тарелочки (заготовленные заранее) узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции

Тарелочка изготовленная из картона, гуашь, баночка для воды,

Снегири на ветке (метод тычка)

Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.

Гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, бумага А4.

Зимняя сказка

Закреплять умения рисовать пальчиками. развивать чувство композиции.

Гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, бумага А4.

Зимний лес

Учить детей изображать хвойный лес методом тычка полусухой кистью, упражнять в рисовании снега печатью поролоном.

Лист формата А4, гуашь, кисти, поролон, баночка для воды, палитра.

Превращение ладошки

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

Гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, бумага А4.

«Лесной сторож» (филин)

Учить детей создавать выразительный образ филина, используя технику тычка мятой бумагой. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами

Бумага формата А3, мятая бумага, чёрная гуашь, иллюстрации, эскизы.

На заборе, на крылечке всё блестит и всё бело

Учить детей изображать дом в зимнее время года.

Гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, бумага А4.

Белая берёза

Развить фантазию, воображение с помощью поэтического образа природы.

Гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, бумага А4.

Зимнее зеркало

Научить детей изображать воду в зимнее время года.

Гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, бумага А4.

Моя фантазия

Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему

Гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, бумага А4

Снегопад

Совершенствовать умения и навыки выполнения в технике монотопия.

Гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, бумага А4

Новогодняя открытка

Совершенствовать умения и навыки детей по выполнению узоров.

Гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, бумага А4

Дед Мороз идёт по лесу

Развить фантазию детей основываясь на словесном образе Деда Мороза.

Гуашь, кисти, баночка для воды, палитра, бумага А4.

Ёлочка нарядная

Учить детей изготавливать плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель + восковой мелок) для украшения ёлочки. Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками.

Акварель, восковые мелки, кисти, картон, баночка для воды.

С новым годом

Совершенствовать умения выполнять узоры.

Кисти, ватные палочки, гуашь, бумага А4, палитра, баночка для воды.

Яблоня

Совершенствовать умения лепить базовую форму «шар».

Пластилин, доска для лепки, стэк.

Мухоморы

Совершенствовать умения лепить базовую форму «лепёшка»,

Пластилин, доска для лепки, стэк.

Цветущий лужок

Совершенствовать умения лепить базовую форму «колбаска», научатся составлять простейшую композицию, испытают положительные эмоции от воспоминаний о лете.

Пластилин, доска для лепки, стэк.

Солнышко

Научить приёму лепки «мазок»,разучить стихи и потешки о солнце, испытают положительные эмоции от их чтения.

Пластилин, доска для лепки, стэк.

Лепим овощи: огурец, помидор. (+ старшие группы лепят посуду)

Научится лепить огурец и помидор, закрепить умение различать овощи, узнавать, познакомить с понятием  витамины.

Пластилин, доска для лепки, стэк.

Аквариум: водоросли

Познакомить с понятием водоросли и для чего они нужны, научить лепить различные по форме водоросли.

Пластилин, доска для лепки, стэк.

Аквариум: улитки

Познакомить с улитками, какую роль они играют в аквариуме, научить лепить улиток из пластилина.

Пластилин, доска для лепки, стэк.

Аквариум: рыбки

Познакомить с  разнообразием аквариумных рыбок, об условиях их жизни, научить лепить рыбок, составлять композицию.

Пластилин, доска для лепки, стэк.

Ферма: курочка и цыплятки

Познакомитьс домашними птицами, вспомнить об их повадках,научить лепить курочку и цыплят.

Пластилин, доска для лепки, стэк.

Ферма: Петя-петушок

Закрепить знания о домашних птицах, научить лепить петушка.

Пластилин, доска для лепки, стэк.

Ферма: утка и гусь

Познакомить с домашними птицами, научить лепить утку и гуся

Пластилин, доска для лепки, стэк.

Зоопарк: павлин

Научить рассказывать о диких зверях и птицах, научить лепить павлина, узнают, как выглядит эта птица и каковы её особенности.

Пластилин, доска для лепки, стэк.

Зоопарк: ёжик

Обобщить знания о ёжике, научить его лепить

Пластилин, доска для лепки, стэк.

Зоопарк: черепаха

Узнают про особенности внешнего вида черепахи и её поведении, научить лепить черепаху, использую пластилин и скорлупу грецкого ореха.

Пластилин, доска для лепки, стэк.

Зоопарк: змейки

Узнают о жизни змей в дикой природе, научить как себя вести при встрече с ней, научатся лепить змею

Пластилин, доска для лепки, стэк.

Божья коровка

Узнают, кто такая божья коровка и почему так называется, научить лепить её

Пластилин, доска для лепки, стэк.

Пластилиновый лужок: Ромашка и Мак

Узнают о разнообразии полевых цветов, научить различать ромашку и мак, лепить их.

Пластилин, доска для лепки, стэк.

Пластилиновый лужок: Василёк

Познакомятся с цветком василёк, научить различать и лепить его, будут учиться любоваться красотой природы.

Пластилин, доска для лепки, стэк.

Пластилиновый лужок: Гусеница

Узнают, откуда берутся гусеницы, научить лепить их

Пластилин, доска для лепки, стэк.

Пластилиновый лужок: Бабочка

Узнают, что бабочки – это насекомые, будут учиться любоваться их красотой и разнообразием, научить лепить бабочку, проявляя фантазию и развивая воображение

Пластилин, доска для лепки, стэк.

Ракета

Узнают, кто такие космонавты, научить лепить ракету

Пластилин, доска для лепки, стэк.

Танки

Научить лепить танк, познакомить с профессией танкиста

Пластилин, доска для лепки, стэк.

Самолёт

Научить лепить самолёт, познакомить с профессией лётчика.

Пластилин, доска для лепки, стэк.

Машина

Научить лепить машину, познакомить с особенностями работы водителя.

Пластилин, доска для лепки, стэк.

Базовые формы-заготовки: «Книжка», «Дверь», «Треугольник»

Научить самостоятельному изготовлению базовых форм

Бумага А4, ножницы

Базовая форма «треугольник»

Поделка «Мухомор»

Научить поэтапно выполнять действия. Совершенствовать умения выполнять базовую форму треугольник.

Бумага А4, ножницы

Базовая форма «треугольник»

Поделка «Кошка»

Изучить схему изготовления подделки, научить самостоятельно делать заготовки.

Бумага А4, ножницы

Базовая форма «книжка»

Поделка «Котенок»

Обучить приему «вогнуть внутрь»

Бумага А4, ножницы

Базовая форма «книжка»

Поделка «Мышка»

Закрепить прием «вогнуть внутрь».

Бумага А4, ножницы

«Слоник»

Обучить приемам «потянуть», «вытянуть».

Бумага А4, ножницы

"Еловая веточка"

Отработать складывания базовой формы «воздушный змей».

Бумага А4, ножницы

«Кораблики в море»

Научить базовой формы «блин», научить складывать ее самостоятельно

Бумага А4, ножницы

«Колобок»

Закреплять  умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий.

Бумага А4, ножницы

"Волк"

Закрепить умение отгибать один из уголков кверху наискосок.

Бумага А4, ножницы

"Лиса"

Изготовление фигурки лисы, используя базовую форму «косынка» и прием «раскрыть, расплющить карман».

Дорисовать мордочку: глаза, нос.

Бумага А4, ножницы

"Зайчик"

Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и  дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку».  

Бумага А4, ножницы

"Медведь"

Поэтапное выполнение поделки из нескольких деталей, используя прием «вогнуть внутрь».

Бумага А4, ножницы

"Рыбка"

Познакомить детей с надувным оригами.

Бумага А4, ножницы

"Тюльпан"

Научить поэтапному выполнению поделки, используя схему.

Бумага А4, ножницы

"Собачка"

Познакомить детей со сказочным героем «Жучкой». Учить детей создавать образ из б.ф. «треугольник», аккуратно оформлять поделку. Развивать внимание. Воспитывать желание и интерес делать сказочных героев и использовать их в играх и театрализованных представлениях.        

Бумага А4, ножницы

"Петушок-золотой гребешок"

Учить детей складывать фигурку из заготовки прямоугольной формы, складывать квадратный лист пополам, загибать острый угол в форме клюва в сторону, хвост вверх. Вызывать положительный, эмоциональный отклик на красивые предметы.

Бумага А4, ножницы

Мой любимый сказочный герой «гномик»

Учить создавать образ сказочного героя – гномика, передавая характерные особенности. Закреплять приемы работы с бумагой по словесному указанию. Развивать внимание. Воспитывать желание и интерес делать сказочных героев и использовать их в играх и театрализованных представлениях.        

Бумага А4, ножницы

"Конфета"

Продолжать учить складывать квадрат по диагонали, чтобы получилась цветная косыночка (базовая форма «треугольник»). Разворачивать квадрат и к обозначенной линии прикладывать вершины боковых углов (к середине). Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес и желание делать разнообразные поделки из бумаги.

Бумага А4, ножницы

"Пингвин"

Продолжать знакомить детей с водными обитателями – пингвином. Закреплять навыки складывания б.ф. «треугольник». Развивать конструктивные умения и навыки, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес и желание делать разнообразные поделки из бумаги.

Бумага А4, ножницы

"Самолет"

Продолжить работу с квадратом, используя прием оригами. Учить загибать верхнюю раскрывшуюся сторону к вертикальной стороне треугольника. Развивать мелкую моторику, внимание. Приучать детей аккуратно делать поделки из бумаги. Воспитывать удовольствие и радость от созданной подделки.

Бумага А4, ножницы

"Луговой цветок"

Продолжать учить передавать характерные особенности цветов в стиле оригами. Закреплять навыки складывания поделки из б.ф. «треугольник». Продолжать учить детей правильно проглаживать линии сгиба, загибать углы в правую и левую стороны.  Помочь каждому ребенку добиться желаемого результата. Развивать мелкую моторику рук, внимание. Вызывать положительный, эмоциональный отклик на красивые предметы.

Бумага А4, ножницы

"Лягушка"

Учить сгибать прямоугольник пополам, затем на себя и от себя с двух сторон, правильно проглаживать линии сгиба. Развивать мелкую моторику рук, внимание. Формировать умение дополнять поделку деталями. Воспитывать терпение, старание.

Бумага А4, ножницы

"Синица"

Закреплять навыки складывания поделки из б.ф. «треугольник». Учить загибать клюв в столону. Формировать умение сохранять правильную осанку во время занятий.

Бумага А4, ножницы

Список литературы

1.  Баранова Е.В., Савельева А.М.  От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования. Учебно-методическое пособие, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2009. - 64 с.

2.  Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

3. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя дет.сада. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.

4. Лыкова И.А. "Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества" серия "Мастерилка", 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....

Программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста "Волшебная бумага"

В настоящее время педагоги , занимающиеся проблемой развития художественно-эстетических способностей детей, отмечают, что именно различные  виды продуктивной деятельности, в частности работа с...

Рабочая программа кружковой работы «Работа с бумагой « Квиллинг»

Cчитаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овл...

Программа кружковой работы по тестопластике: «Вот какое тесто». Выборочные конспекты и фото работ.

Обучать детей различным техникам лепки из солёного теста; обучать культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настрою; умению планировать свою деятельность, предвидеть результат, дов...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...


 

Комментарии

Кичина Наталья Анатольевна

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам к вашей профессиональной деятельности,разработанную программу кружковой работы на год.

Додукалова Олеся Михайловна

Очень интересно! Спасибо!