Удивительная дымка
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Марахтанова Екатерина Павловна

Цель развлечения:

1.       Продолжить знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек.

2.       Расписывать  готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи.

3.       Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими.

4.       Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.

Материал к занятию:

плотный картон белого цвета с силуэтом барыни-водоноски, набор разноцветного пластилина, стека, салфетка для рук, дымковские игрушки.

 Интеграция образовательных областей: Познавательное  развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymka.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Цель развлечения:

  1. Продолжить знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек.
  2. Расписывать  готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи.
  3. Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими.
  4. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.

Материал к занятию:

плотный картон белого цвета с силуэтом барыни-водоноски, набор разноцветного пластилина, стека, салфетка для рук, дымковские игрушки.

 Интеграция образовательных областей: Познавательное  развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие.

Ход развлечения

1. Организационная часть.

Дети сидят полукругом.

В.: Дети, сегодня к нам в гости вновь пришли дымковские игрушки. Я хочу, чтобы вы полюбились ими. Мне хочется напомнить вам о том, где они родились, кому обязаны своим появлением на свет и кто помог им прославиться.

Давным-давно на севере нашей страны появилось село.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое

Дымково назвали.

Здесь давным-давно поселились мастера, которые из глины лепили забавные игрушки. Долгими вечерами работали игрушечники, чтобы весной привезти на ярмарку свои глиняные игрушки-потешки: звонкие свистульки,  важных барынь, нянек с младенцами, оленей с золотыми рогами и индюков, похожих на жар-птицу. Вот как они это делали. Весной собиралт глину, смешивали её с мелким речным песком. Это нужно было для того, чтобы фигурки не растрескались при обжиге. Как  только наступила поздняя осень, мастерицы

начинали месить глину - разминать её, чтобы не было комочков, а только потом начинали лепить игрушки. После лепки игрушки несколько дней сушили, а потом обжигали в русской печке. Чтобы игрушки были белые, их клали в кашицу молока и мела. А лишь потом  раскрашивали яркими красками куриным перышком или кисточкой.

Кто-то сделал индюка - распушенные бока.

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу - сразу стало веселей.

Мастера и мастерицы появились на  селе.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы, узор,

А отвести не в силах взор.

И пошла о дымке слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду,

Словно появилось чудо.

Так родилось в Дымково ремесло, которое стало народным искусством. Народ в знак уважения к дымковскими игрушками начал сочинять стихи, каждой игрушке свое почтение высказывать.

Конь домчит до карусели,

На седло залез Емеля.

Влез, встал, засвистал.

Засвистал и поскакал.

Бока крутые,

Рога золотые

Копыта с оборкой,

На спине Егорка.

Утка Марфутка

Бережком идёт

Уточек Марфуточек

Купаться ведет.

Индя, индя,индючок,

Ты похож на сундучок,

Сундучок не простой-

Красный, белый, злотой.

Посмотри, как хороша

Это девица-душа.

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво -

Барышня так красиво!

воспитатель показывает слайды с игрушками, о которых читали стихи.

В.: Многие из дымковских игрушек нам уже знакомы, а сегодня я хочу показать вам новую гостью.

( Слайд) Показывает куклу-водоноску.

В.: У этой куклы необычное название - водоноска. Как вы думаете, почему её так назвали?

Д.: Она несет ведра.

В.: Правильно. Раньше, когда не было водопроводов, девушки ходили за водой на речку или к колодцу. А чтобы им было легче нести  ведра, использовали коромысло, которое клали на плечо, а на его концы надевали ведра.

У колодца, у колодца

Водоноски собрались.

Здесь вода сама нальется,

Наклонись, не поленись.

Все дымковские куклы без дела никогда не сидят: кто воду носит, кто детей нянчит, кто утят кормит. А после работы любят и повеселиться. И сейчас они приглашают вас разделить веселье.

Физкультурная минутка "Эй, ребята, выходите"

Эй, ребята, выходите,                     Поочередно ставить ногу на пятку вперед,

Пляску русскую начните!                          руки на поясе.

В этой пляске удалой                       Повороты налево - направо.

Пусть кружиться шар земной.

Вот какой веселый пляс                   Поочередно ставить ногу на пятку вперед,

Начинается у нас!                                    руки на поясе.

Не стоит никто на месте                    Повороты налево - направо.

Все танцуют с нами вместе.

Эх, раз, ещё раз,                                   Наклоны вправо - влево, руки на пояс.

Мы наклонимся сейчас.

Начинаем перепляс,                                         Ковырялочка

Постарамся для вас.

Все ногами топают,                                  Притопы ногами, руки на поясе.

Все в ладоши хлопают!                     Два хлопка перед собой, два хлопка о колени.  

 2. Практическая часть.

В.: Дети, вы уже много раз расписывали силуэты дымковских игрушек с помощью краски, а сегодня мы с вам украсим силуэт куклы-водоноски при помощи пластилина.

Этапы выполнения работы

1.Определить, какие части силуэта нужно заполнить однородным цветом (кокошник, лицо куклы, кофточку, коромысло, ведра), напомнить правило   заполнения: раскатать тонкую колбаску из пластилина нужного цвета и выложить вначале контур выполняемой части и лишь затем  заполнять внутреннее пространство контура пластилином небольшими кусочками, размазывая их до границ контура. Выполнить коромысло, раскатав тонкую колбаску из коричневого пластилина и выложив еёпо контору рисунка.

2.Оформление прически куклы: раскатать тонкую колбаску, сложить её вдвое и перекрутить в жгутик.

3. Оформление лица: раскатать маленькие шарики синего цвета - глаза и три красных шарика - для рта и щечек, разложить их на лице куклы и легким нажатием закрепить.

В.: Дети, дымковским игрушкам, так все интересно, они словно любопытные Варвары.

Физкультминутка " Любопытная Варвара"

 

Любопытная Варвара                                       Повороты головы влево - вправо.

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

А потом вперед,                                            Расслабленный наклон головы вперед.

Тут немного отдохнет.

В.: говорит детям о том, что хотя водоноски всегда в работе, но они тщательно следят за своим вневним видом, даже, идя к колодцу за водой, наряжаются в красивую узорчатую юбку, поэтому следует украсить юбку узором - элементами дымковской росписи (колечки, точки, полоски, кружки и т.д.).

4. Порядок оформления юбки узоро- м: вначале раскатать тонкие колбаски и выложить внешний контур юбки. Далее раскатать силуэт юбки на клетки: колбаски одного цвета разложить поперек слева направо на равном расстоянии друг от друга, а потом раскатать колбаски другого цвета и расположить на силуэте сверху вниз, лишнюю длину колбасок отрезать стекой.  Получившиеся от пересечения   линий клетки заполнить повторяющимися элементами узора в каждом ряду.

Выполнение элементов узора:

кружок - раскатать шарик, сплющить его внутри клетки, превратив в блинчик-кружок;

колечко  - формируется из тонкой колбаски, соединяя концы по кругу;

точки - раскатать очень маление шарики и,  положив внужное на узоре место, прижать   слегка к бумаге;

полоски - раскатать тонкую колбаску, нарезать на одинаковые части, расположить в нужном месте и слегка прижать.

3. Заключительная часть.

По окончании работы предложить детям поиграть в ярмарку.

В.: Вы будете расхваливать свои получившиеся работы, но так, чтобы их было интересно рассматривать, а потом мы покатаемся на карусели.

Игра "Карусель".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект Чудо - ремесло "Дымка "

Данный проект предусматривает работу педагогов по реализации программных задач по декоративно -прикладному искусству. По количеству участников проект носит коллективный характер. Продолжительнос...

Презентация к практико-ориентированному проекту Чудо - ремесло "Дымка "

данный материал является презентацией к практико-ориентированному проекту Чудо - ремесло "Дымка "...

Совместная деятельность с детьми средней группы по рисованию «В гостях у дымки»

Цели: 1.     Познакомить детей с русской народной росписью дымковских мастеров, с её характерными особенностями, приёмами росписи.2.     Учить детей ...

НОД по теме "В гостях у "Дымки"

Тема: в гостях у «Дымки»Программное содержание образовательной деятельности:«Познание»:- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народном...

Весёлая "Дымка".

История дымковского промысла....