Совместная деятельность с детьми средней группы по рисованию «В гостях у дымки»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) по теме

Чайка Ирина Алексеевна

 

Цели:

 

1.     Познакомить детей с русской народной росписью дымковских мастеров, с её характерными особенностями, приёмами росписи.

2.     Учить детей рисовать концом кисти:

- проводить тонкие линии – завитушки

- ставить точки, держа при этом кисть вертикально

- рисовать кистью «плашмя» - проводить толстые линии, и делать мазки.

3.     Учить чисто промывать кисть, не пачкать краски.

4.     Воспитывать умения подбирать краски, сочетая с цветом фона, пользоваться белой краской по тёмному фону и учить смешивать её с другими красками, получая дополнительные цвета.

5.     Развивать связную речь у детей при рассматривании образцов, ответах на вопросы.

6.     Активизировать словарь за счёт слов: дымковские игрушки, глиняные, барыня, свистульки, коромысло, вёдра, кавалеры, обжигали.

7.     Укреплять здоровье детей, используя здоровьесберегающие технологии:

- развивать зрительный анализатор, зрительное восприятие, глазомер, умение ориентироваться на листе бумаги

- совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.

 8. Прививать любовь к народному искусству России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная деятельность с детьми средней группы по рисованию «В гостях у дымки»

Цели:

  1. Познакомить детей с русской народной росписью дымковских мастеров, с её характерными особенностями, приёмами росписи.
  2. Учить детей рисовать концом кисти:

- проводить тонкие линии – завитушки

- ставить точки, держа при этом кисть вертикально

- рисовать кистью «плашмя» - проводить толстые линии, и делать мазки.

  1. Учить чисто промывать кисть, не пачкать краски.
  2. Воспитывать умения подбирать краски, сочетая с цветом фона, пользоваться белой краской по тёмному фону и учить смешивать её с другими красками, получая дополнительные цвета.
  3. Развивать связную речь у детей при рассматривании образцов, ответах на вопросы.
  4. Активизировать словарь за счёт слов: дымковские игрушки, глиняные, барыня, свистульки, коромысло, вёдра, кавалеры, обжигали.
  5. Укреплять здоровье детей, используя здоровьесберегающие технологии:

- развивать зрительный анализатор, зрительное восприятие, глазомер, умение ориентироваться на листе бумаги

- совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.

 8. Прививать любовь к народному искусству России.

Оборудование:

         - ЭОР по теме занятия (презентация, аудиозаписи)

         - таблицы с элементами дымковской росписи

         - гуашевые краски,  кисти

         - дымковские игрушки

         - силуэты игрушек

Ход работы:

Звучит мелодия «Камаринская». Дети свободно входят в группу и садятся на стулья. Использование презентации по теме «Дымковские игрушки».

Воспитатель: Дети, мы с вами сегодня пришли в гости к игрушкам.            Смотрите, как их много. Все они разрисованы по-разному.

Какие они? Назовите их.

Дети: Красивые. Лошадка, олень, птичка, индюк, куклы разные.

Воспитатель: Это, дети, не куклы. Это барыни. Видите, какие они важные.

Стоят подбоченясь, в красивых платьях, расписных юбках. Да, пошла по воду, как говорят в старину. А как вы думаете, лёгкие они или тяжёлые?

Из чего они сделаны?

Дети: А одна с вёдрами пошла за водой, она тяжёлая. А вот эта птичка – лёгкая. Эти игрушки из глины сделаны.

Воспитатель: А как вы думаете, они могут разбиться?

Дети: Если их уронить, то они разобьются.

Воспитатель: Как с ними надо обращаться?

Дети: С ними надо обращаться аккуратно, бережно. Эти игрушки для украшения. Их лучше ставить и не трогать, а только смотреть на них.

Воспитатель: Да, такие игрушки и лепили их глины для красоты. Ими украшали свой дом. Но не только для этого. Для детей делали специально маленькие игрушки: лошадки, птички – дети в них не только играли, но и свистели. Поэтому их называли свистуньи. А иногда устраивали такие праздники, на которых свистели в свистуньи не только дети, но и взрослые. А вы хотите посвистеть?

Дети берут игрушки – свистуньи и свистят.

Воспитатель: Есть в России такое село Дымково, там и делают эти игрушки, называют их дымковскими. Давайте вместе скажем:

Дети: дымковские игрушки.

Воспитатель: А как называются птички?

Дети: Свистульки, свистуньи.

Воспитатель: Сначала их лепили из глины, чтобы они были прочными. Потом обжигали в печи, в огне. Затем покрывали белой краской, а потом раскрашивали. Раньше были только белые игрушки, а сейчас можно видеть и коричневые. Какие вы видите коричневые игрушки?

Дети: Конь, олень, птица.

Воспитатель: А какими красками они разрисованы?

Показ таблицы с элементами дымковской росписи.

Дети: Красной, жёлтой, синей, чёрной, зелёной, белой, розовой.

Воспитатель: Правильно. Какими узорами они раскрашены?

Дети: Юбка у большой барыни в клеточку и точечку, а у птички – цветочек на груди.

Воспитатель: А кто хочет рассказать об игрушке, которая понравилась ему больше всего?

Дети: Это барыня (говорит Алёна). Она в жёлтой кофте и юбке с красными волнами. На голове у неё шапочка с полями. Она пошла за водой.

Воспитатель: Посмотрите, дети, вёдра она несёт не в руках, они повешены на коромысло, а коромысло на плечах. Так раньше женщины ходили «по воду».

Дети: Полина: - А мне понравился индюк. У него длинная шея, красная борода, большой круглый хвост, крашен жёлтым кружком, а по краям хвост весь резной, не ровный.

          Аня: - А мне понравилась самая маленькая птичка – свистулька. Она    красивая: клюв жёлтенький, красный гребешок, а на крыльях лепестки, на грудке – цветочек. А ещё она мне нравится потому, что в неё можно свистеть.

Воспитатель: Подойдите все пожалуйста ко мне и давайте вспомним, как можно рисовать концом кисти – тонкие линии получаются, а если кисточка «прыгает» (её надо держать вертикально), то можно ставить точки и крапинки. А для того, чтобы нарисовать такой же цветочек, как у этой маленькой птички – свистульки, мы кисточку будем прикладывать к бумаге и убирать. Этот приём называется «примакиванием». Ещё так можно проводить толстые линии.

А теперь выбирайте себе бумажную игрушку и давайте превратимся в старинных мастеров и мастериц и тоже будем разукрашивать свои игрушки, а наша группа будет мастерской.

Только сначала разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Стадо, слышите идёт».

Дети начинают рисовать. Играет тихая музыка.

В конце работы обратить внимание детей на то, какими игрушки были до начала работы (белыми или просто коричневыми, без узора, не яркие) и какими они теперь, как настоящие дымковские.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы, как настоящие мастера раскрасили свои игрушки.