"Продуктивные виды деятельности"
консультация по аппликации, лепке на тему

Подрясская Ольга Алексеевна

Консультация для воспитателей (нетрадиционные техники рисования)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produktivnye_vidy_deyatelnosti.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приобретение изобразительных навыков чрезвычайно важно для ребёнка. Научно доказано, что тонкие движения пальцев рук (мелкая моторика) непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи.

Таким образом, во время рисования, лепки, аппликации, конструирования развивается не только рука, но и речь ребёнка. Рассказывая о своём рисунке, поделке, ребёнок учится подбирать нужные слова, красиво и правильно формировать свои мысли. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление, ведь ребёнок знакомится с предметами разного цвета, формы, величины, учится подмечать в окружающем мире незаметные на первый взгляд детали, фантазирует. У ребёнка развивается художественный вкус.

Задачи воспитания и обучения детей на занятиях по продуктивной деятельности:

  • создание эмоционально-положительного настроения;
  • развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности;
  • формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности;
  • знакомство с сенсорными эталонами;
  • развитие мелкой моторики;
  • активизация словаря.

ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рисование

ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ МОТИВАЦИИ (ИНТЕРЕС К ДЕЙСТВИЯМ, ЖЕЛАНИЕ ЗАНИМАТЬСЯ); РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ОСНОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; СЛОВО ВОСПИТАТЕЛЯ НАПРАВЛЯЕТ И ОРГАНИЗУЕТ ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ

Лепка

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЛЕПКЕ; ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ МАТЕРИАЛА; ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЁМАМ ЛЕПКИ; СЛОВО ВОСПИТАТЕЛЯ НАПРАВЛЕНО НА ОЦЕНКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ (ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТА)

Аппликация

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА, СТИМУЛИРОВАНИЕ АКТИВНОСТИ (ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, МОТИВАЦИЯ); ОБУЧЕНИЕ СПОСОБАМ ВЫРЕЗЫВАНИЯ, ВЫКЛАДЫВАНИЯ, НАКЛЕИВАНИЯ; ОБУЧЕНИЕ ОРИЕНТИРОВКИ НА ПЛОСКОСТИ ЛИСТА БУМАГИ; УСВАИВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ; СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И КООРДИНИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЙ РУК; ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

Конструирование

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К КОНСТРУИРОВАНИЮ; ЗНАКОМСТВО С МАТЕРИАЛОМ И СПОСОБАМИ КОНСТРУИРОВАНИЯ; ПОБУЖДЕНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВЫПОЛНЕННЫХ ПОСТРОЕК; РАЗВИТИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ; ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ (ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ, НАСТОЙЧИВОСТЬ); ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ УМСТВЕННОЕ, НРАВСТВЕННОЕ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ, ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ, ТВОРЧЕСТВО.

Литература

  1. Богатеева З. А. / Занятия аппликацией в детском саду. – М.: Просвещение, 1988.-224 с.
  2. Галанов А. С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. / Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: Сфера, 2002.-80с.
  3. Горичёва В.С., Филиппова Т.В. / Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. – Ярославль: Академия развития, 2001.-96 с.
  4. Куцакова Л.В. / Занятия по конструированию из строительного материала. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.-64 с.
  5. Полозова Е.В. /Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. – Воронеж.-2009. – 137 с.

Нетрадиционные техники рисования

Пальчиковая живопись. Рисование ладошкой.

Помогают ребёнку почувствовать свободу творчества, дают ощущение взаимодействия с изобразительным материалом без кисточки, поскольку большая часть внимания и энергии ребёнка занимает процесс овладения инструментом (особенно на ранних этапах развития изобразительного творчества).

Примеры тем для рисования с использованием пальчиковой живописи:

  • для младшего возраста – «Почки на ветках», «Бусы», «Ёлочные игрушки», «Дождик», «Цветы на травке», «Мячик (круговые движения)», «Цветные дорожки» и т.д.
  • коллективные работы – «Наши ладошки», «Хвост для петушка», «По ровненькой дорожке шагали мишки (печатание кулачками)» и т.д.
  • для старшего возраста – «Солнце дружбы», «Гуляли звери по лесу» (ладошки, кулачки, пальчики) и т.д.

Выдувание

Развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное мышление, будит воображение. При рисовании «выдуванием» на лист наносится краска в зависимости от темы и цели рисования, рисуется какая-либо фигура или просто цветовое пятно. Нанесённой краски должно хватить, чтобы она растеклась по поверхности листа бумаги. Затем через трубочку, держа её близко к краске, дети выдувают из цветового пятна в разные стороны «дорожки краски». По замыслу рисовальщика линии могут соединяться, разветвляться, быть ломаными и т.д.

Примерные темы для рисования техникой «выдувание»:

  • «Деревья», «Ветки в окне», «Волшебные цветы», «Ливневый дождь», «Придумай, что это» и т.д.

Прижми и отпечатай

Привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов, составления узоров из отпечатков. Эта техника обеспечивает максимальную успешность при создании творческой работы вне зависимости от изобразительных умений ребёнка. Это происходит благодаря тому, что используются готовые формы, текстуры для печатания. Рисование данной техникой возможно несколькими способами: скомканной бумагой, поролоном, пуговицами, дном банок и т.д.

Рисование одним цветом

Предполагает развитие у детей умения отвлечься от «настоящего цвета» предметов, проявить фантазию, желание нарисовать рисунок такой краской, какой хочется, помогает освоить выразительные характеристики каждого цвета, понять их своеобразие и возможности в создании художественного образа в рисунке, передаче его настроения.

Рисование одним цветом используется при освоении детьми холодной и тёплой цветовой гаммы, для освоения детьми эмоциональной характеристики цвета (например, «цвет веселья», «цвет грусти», «цвет страха» - дети самостоятельно выбирают цвет для создания рисунка на обозначенную тему).

Рисование по сырому листу

При рисовании акварелью по сырому листу используется эффект мягкого растекания красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.

Возможные варианты тем рисования данной техникой:

  • «Пейзаж», «Дождь», «Море», «Букет для мамочки», «Цветовые пятна», «Волшебные снежинки», «Радуга после дождя» и т.д.

Восковые мелки и акварель

В данной технике рисования используются свойства восковых мелков оставлять на бумаге жирный след и акварельной краски (прозрачность цветового слоя). Сначала рисунок прорисовывается восковыми мелками, затем сверху покрывается акварелью.

Рисование музыки

Позволяет научить выделять выразительные средства музыкального произведения (высота, сила звука, темп, мелодика), соотносить их с цветом, образом, выражать свои музыкальные впечатления в рисунке. Дети учатся сравнивать средства музыкальной выразительности с цветом или линиями в рисунке.

Дети могут рисовать цветовыми пятнами, полосками, штрихами, отображая ритм музыкального произведения.

Следует поощрять стремление детей выразить своё отношение к музыкальным произведениям мимикой, жестами, восклицаниями; высказать мнение о характере музыки, обрисовать возникающие образы.

Рисование углём

Уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета, либо дымчатую растушёвку или чёткие глубоко чёрные линии.

Смешение красок на листе

Позволяет развивать фантазию, творческий подход к изображению, смелость.

Эта техника предполагает рисование без палитры, смешение красок происходит на рисунке, но не в однородное цветовое пятно, а с наложением мазков и перекрытием цвета либо наложением рядом с «расплыванием» (если предыдущий слой краски не высох) и без «расплывания» (если слой сухой).

Рисование мозаичными мазками

Пробуждает детскую фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа.

Мозаичные мазки обычно используются для рисования мелких деталей рисунка (листочки, осенние ковры из листьев, снежинки, бабочки и т.д.).

«Ассорти» (создание коллективных работ)

Использование такой формы работы с детьми имеет следующие особенности:

  • коллективный творческий процесс радует детей, потому что каждый чувствует себя причастным к полученному общему результату;
  • рисунок, созданный совместными усилиями, получается более впечатляющим, чем созданный индивидуально.

Дети создают коллективную работу с использованием разнообразных техник рисования, изобразительных средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬИМ – ДОШКОЛЬНИКАМИ НА ПРОГУЛКЕ

Часто, гуляя с ребенком на прогулке мы не знаем чем занять его, чем увлечь. Вот несколько полезных советов, которые могут пригодиться как воспитателям ДОУ, так и родителям....

Анализ организации продуктивных видов деятельности. Диагностика сформированности дошкольников по продуктивным видам деятельности.

              Диагностика изодеятельности детей 6 – 7 лет.Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуа...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (пластилинография)

Цель. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом.Учить выполнять изображения клоуна в нетрадиционной технике исполнения – пластилинография. Развивать ч...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (декоративное рисование)

Цель. Продолжать знакомство детей с Городецкой росписью, её колоритом, особенностями.Задачи. Учить выделять новый элемент узора – птицу, особенности её формы, украшения, сочетание цветов. Развив...