Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Традиции встречи весны. Лепка « Жаворонки» для детей 6-7 лет.
    план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

    КОЗЛОВА ТАТЬЯНА ДМИТРИЕВНА

    ПРАЗДНИК СОРОКИ (40 СВЯТЫХ) - ПРИМЕТЫ, НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ

     

       
       
      Праздник сороки (40 святых) - приметы, гадания, народные обычаи
       

      Праздник «Сороки», более известный в народе, как 40 святых, отмечается  22 марта. Наши предки в этот день своими обрядами пытались ускорить приход весны и прогнать прочь холодную и голодную зиму.

      Православная церковь в этот день чтит память сорока севастийских мучеников. 
В этот светлый и радостный весенний денек, зима, наконец, отдаст свои права весне, день сравняется с ночью, и начнется обновление природы. 


      Русские люди очень почитают этот день, считается, что если позвать весну, как следует, то она не замедлит появиться, стужа уйдет, прилетят птички, и потекут ручейки, весело поблескивая под нежными солнечными лучиками. 
У этого праздника в народе несколько названий: «Сороки», «Куличи». Некоторые день 22 марта называют «Жаворонки» или «Тетерочный день». 


      Жаворонки на праздник 40 святых

       

      Существует очень добрая традиция печь к празднику 22 марта птичек из теста, жаворонков, которым и отводилась главная роль: позвать весну. 
Итак, лепим птичек.

      Тесто для жаворонков заводим с вечера 21 марта, желательно сдобное – порадуем детишек, птички у нас получатся вкусные и очень красивые. Можно в тесто добавить и изюма, и орешков, главное – сделать птичек с распростертыми крылышками, будто они летят навстречу весне, встречают ее, и несут на своих крылышках в наши края. Не забудем сделать у пернатых глазки и ротик – пусть птички видят Весну издалека и зовут ее погромче своим щебетанием. 
Можно из теста налепить небольшие гнездышки, а в них потом посадить наших пернатых друзей – испеченные лакомства поставим на подоконник, чтобы Весна увидела, что к встрече с ней давно готовы и поспешила прогнать надоевшую зиму.

       

      Скачать:

      ВложениеРазмер
      Файл moe_zanyatie.docx33.71 КБ

      Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

      Детский сад общеразвивающего вида №395 «Полянка»

      Конспект непосредственной  образовательной  деятельности с детьми подготовительной группы на тему:

      «Традиции встречи весны. Лепка  « Жаворонки»

       для детей 6-7 лет.

          Подготовила: Козлова Т. Д.

      Воспитатель высшей  квалификационной категории.

      г. Самара2016

      Цель: Развитие творческих способностей детей через использование технологии тестопластике.

      Образовательные  задачи :

      Обогатить представление детей  о  народных традициях, устном народном творчестве (закличках).

      Познакомить детей с ритуальной выпечкой – жаворонками.

      Научить приемам лепки жаворонков из теста.

      Закрепить умение детей применять различные способы и приемы лепки с целью выразительного, образного решения.

      Развивающие  задачи:

      Развивать мелкую моторику рук, воображение детей, эстетический вкус и эстетические представления.

      Развивать воображение, творческую активность.

      Расширять словарный запас.

      Воспитательные задачи:

      Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к результатам работы.

      Оборудование:  солёное тесто,  доски для лепки,  стеки, тарелочки с  водой, кисточки,  шаблоны  птичек из картона,  макет дерева, салфетки, трубочки (на каждого ребенка);  запись пения жаворонка;  ноутбук , мультимедийный  экран. 

      Методы: словесный, наглядный, практический.

      Предварительная работа:

      Беседа о традициях разных народов ,рассматривание иллюстраций о птицах, о весне, разучивание закличек  о весне.

      Предполагаемые результаты: систематизация знаний детей о народной традиции встречи весны, научить приемам лепки жаворонков из теста.

      Ход  занятия:

      Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас  видеть. Посмотрите  сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними! А теперь возьмите за руки  друг друга и повторяйте все за мной:

      « Здравствуй, Солнце,

      Здравствуй, Земля,

      Здравствуйте, все мои друзья»! ( Дети повторяют за воспитателем).

      Воспитатель: Занимайте свои места. Сегодня, ребята, мы с вами совершим небольшое путешествие в прошлое.  А для начала давайте вспомним, где мы с вами уже побывали (подходят к шкале времени.)

      Каким цветом обозначено то, что было очень  давно, старина? (Синим цветом.) Посмотрите на условные обозначения и скажите, что было давно в прошлом (Ледниковый период, динозавры)

      Каким цветом обозначено настоящее время? (Красным цветом). А какие события вы знаете, то что было не давно, что вы помните или о чем вам рассказывали, или вы видели ? (ответы детей).

      Ребята, а хочется вам сегодня узнать ещё, что - то новое и интересное?

      ( В грамзаписи звучат голоса птиц)

      Ребята, чьи голоса вы слышите?(ответы детей ).

      Кажется, наступила долгожданная весна и перелетные птицы вернулись домой, а каких перелетных птиц вы знаете, у меня на столе лежат иллюстрации птиц  выберите  тех, которые прилетают к нам весной из теплых  краев. (дети прикрепляют птиц к макету дерева).                                            

      Долго длится зимняя пора у нас в России. И много различных праздников приходится на зимнюю пору, какие зимние праздники вы знаете ребята?( и Новый год, и Рождество, и Крещение, и Масленица, люди по-разному отмечают эти праздники)

      Но надоело людям слушать завывание вьюг, кутаться в теплую одежду от трескучих морозов. Проводили люди зиму и стали и стали ждать наступления весны. Все мечтали о том, что придет красавица весна и прогонит наскучившую зиму прочь.

      А какие весенние праздники , ребята вы знаете ( ответы детей).

      А я знаю праздник птиц, который в народе  называется Благовещение.

      В старину на Руси был особенный обычай встречи  весны.

      Ребята, а хотите узнать, как в старину встречали весну?

       По народному календарю встреча весны происходит трижды.

      Первая встреча – 15 февраля, когда в народе отмечается праздник Сретенье. В народе говорили: «На Сретенье зима с весной встречается впервой».

      Вторая встреча – 22 марта – День поминовения Сорока мучеников. На Руси этот день называли «Сороки». Но больше этот день известен, как день весеннего равноденствия.

      Третья встреча – 7 апреля, на Благовещение. Сегодня мы поговорим о второй встрече весны, которая приходится на 22 марта.

      Предлагаю вам отправиться в прошлое по реке времени, предлагаю превратиться в ручеек ( звучит аудиозапись песенок -  веснянок , дети и воспитатель перемещаются  в часть зала оформленного в фольклорном стиле там их встречает хозяюшка, воспитатель надевает на голову старинный головной убор, накрывает плечи платком превращается в хозяюшку).

      Хозяюшка – проходите,  детки милые, да  рассаживайтесь, поудобнее. Расскажу вам,  как  люди  весну встречали?

      Хозяюшка – Ребята, видите, на веточках нашего «Чудо-дерева» птички сидят. Их ещё называют птички-веснянки. Эти птички нам напомнили о старинном русском народном празднике, который приходится на 22

      марта. Называется этот праздник «Сороки». Это весенний праздник, когда весёлыми , песнями – закличками,  дети звали весну.

       В старину на Руси хозяйки пекли печенье из теста в форме таких птичек-жаворонков. «Жаворонки» раздавали детям, те бежали на улицу на возвышенное место и начинали песни – заклички,  петь, весну звать (закликать), послушайте одну из них (ребёнок читает веснянку).

       Жавораточки,  красны лапочки,

      Прилетите к нам,

      Принесите нам

      Весну ясную, весну красную

      Нам зима-то надоела:

      Весь наш хлебушек подъела,

      Всю соломку собрала,

      На печь в угол загнала.

       Воспитатель: В давние времена считалось, что весна наступает с прилётом жаворонков. Вот так выглядит  ребята, жаворонок в природе. Послушайте,  как он поёт.

      Воспитатель: а теперь ребята давайте с вами чуть разомнёмся. (Повторяйте за мной).

      Физминутка "Жаворонок"

      В небе жаворонок пел,

      (Дети выполняют маховые движения руками)

      Колокольчиком звенел,

      (Вращают кистями поднятых рук)

      Порезвился в вышине,

      Спрятал песенку в траве.

      (Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)

      Тот, кто песенку найдет,

      (Дети приседают, руками обхватывают колени)

      Будет весел целый год.

      (Дети стоя весело хлопают в ладоши)

      Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное встреча. Мы будем с вами учиться встречать весну по старинным русским традициям. Мы научимся лепить птичек жаворонков. Посмотрите, какого  жаворонка смастерила  я.  Давайте  рассмотрим,  что есть у жаворонка? (голова,  глаза, туловище, хвост, крылья).

      Каждый из вас  сделает своего жаворонка. Для лепки мы будем использовать не пластилин, а соленое тесто.

      -  А из чего же состоит наше тесто? Давайте посмотрим на экран.

      Воспитатель: (Сейчас я вам расскажу, как мы будем её лепить. А лепить мы её будем из необычного материала, из солёного теста. Потом своих жаворонков подсушим, и можно будет с ними играть.

      Сначала  берём  кусок  теста и делим его на две равные части (пополам, затем каждую раскатываем и делаем толстую «колбаску». Накладываем одну «колбаску» на другую, крестиком.

      Затем из нижней колбаски формируем пальцами голову и прищипываем клюв, а из другого конца колбаски делаем хвост птички. Прищипываем и расплющиваем его. Из верхней колбаски делаем крылья (расплющиваем их также как хвост).

      После этого стекой разрезаем хвост и крылья (делаем пёрышки). Глаза делаем  из  такой  приправы, которая называется «гвоздика» и посыпаем сверху кокосовой стружкой (маком, чтобы были наши «жаворонки» красивыми, как настоящими.

      Воспитатель демонстрирует последовательность изготовления жаворонков).

      Воспитатель: Работать будем руками, давайте разбудим пальчики.

      Упражнение «Птички летят».

      Пойка, подпевайка                                               Дети хлопают в ладоши.

      Прилетела стайка

      Эта  птичка -  соловей.                                         Поочерёдно соединяют

      Эта  птичка -  воробей,                                         пальчики с большим пальцем

      Эта птичка -  скворушка                                      как бы здороваясь.

      Пестренькое перышко.

      Ну,  а это -  коршун злой

      Птички, птички все домой.                                  Складывают руки над головой                

                                                                                       «домик».

      Воспитатель: А теперь и можно приступить к работе. (Демонстрация слайда с образцом).

       Сделать гимнастику для глаз

      Проводится индивидуальная работа с детьми по необходимости.

      Воспитатель: . По окончании выполнения работ воспитатель говорит: «Ну, вот и работа сладилась, а теперь давайте рассмотрим, какие у нас получились жаворонки. Дети выставляют работы на выставку. (Рассматривание).

       Какие красивые работы у вас получились. Сразу видно, что вы очень старались. Понравилось вам лепить «жаворонков», хотелось бы ещё раз вылепить «жаворонков» На память о нашей  встречи я хочу подарить вам

      жаворонка, который будет вам напоминать о нашей встрече.
      ВоспитательРебята, о каком времени года мы сегодня говорили?

      Как назывались песенки, которыми зазывали весну?

      Как называются птицы, которых мы с вами сегодня лепили?

      Понравилось ли вам работать с солёным тестом?

       А теперь давайте весну закликать! (Берём птичек и становимся в круг)

      Жаворонки прилетите! Жаворонки! Жаворонки!

      Красно лето принесите! Жаворонки! Жаворонки!

      На тебе зиму, а нам лето!

      Зима надоела!

      На тебе сани, а нам телегу!

      Ребята, как вы думаете, услыхала ли нас весна?

      - (ответ детей)

      -А когда мы пойдём на прогулку мы развесим наших жаворонков веснянок на ветки деревьев как наши предки.

      - Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?

      - (ответ детей)

      - А теперь поставим блюдца с нашими жаворонками на окошко.

      - Ребята мы с вами много узнали о традиции  встречи  весны, нам пора возвращаться в детский сад, превращаемся в ручеек  и на носочках  тихонечко бежим как ручеек в наш детский сад.

      - Понравилось наше перемещение в прошлые времена?

      - Посмотрите перед нами река времени, предлагаю вам отметить на ней картинками , то о чём  мы  узнали ( картинка весна ,игры, птицы, закличка весны, жаворонки, хозяюшка..)

      - Ребята, давайте  подойдём к шкале времени  и отметим  на ней  наше  перемещение  в прошлое. Каким  знаком  мы с вами  отметим традиции  встречи  весны, выпекание  жаворонков , выберем  только  один символ?

      Воспитатель:
      Ребята, а Весна - красна вам  подарок передала. Посмотрите, каких красивых она жаворонков испекла. Угощайтесь!  Я думаю, что жаворонки очень скоро  принесут нам  весну на своих крыльях.

      (Воспитатель раздает детям угощение).

      До новых встреч, ребята!!


      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Конспект НОД с детьми подготовительной группы на тему: «День матери».

      Углубить у детей чувство привязанности и любви к самому близкому человеку-маме....

      Конспект занятия с детьми подготовительной группы по теме "Арифметика в картинах"

      Государственное бюджетноеДошкольное образовательное учреждениеДетский сад №68Компенсирующего видаКалининского района Санкт-Петербурга     Конспект совместной деятельностис дет...

      Конспект НОД с детьми подготовительной группы в условиях ФГОС «Пришла весна прилетели птицы»

      Конспект занятия, на котором формируются представления детей об изменении в жизни птиц с наступлением весны, о взаимосвязи живой и неживой природы....

      «Традиции встречи весны. Лепка « Жаворонки» для детей 6-7 лет.

      Конспект по дополнительной образовательной деятельности (тестопластика)...

      Конспект занятия с детьми подготовительной группы по теме модуля «Природа Белогорья». Тема: «Лесное приключение»

      Целью данного конспекта познакомить детей с особенностями природы Белгородской области....