Тема программного материала: «Инновационный подход в области формирования у дошкольников предпосылок элементарного математического мышления. Чудесная мозаика».
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа) по теме

Дякина Ольга Юрьевна

 

Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве.  Расширение круга задач, доступных мышлению ребёнка, связано с усвоением им всё новых знаний. К знаниям относятся об части и целого, о основных элементов конструкции, её каркас. Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. воображение и творческое мышление должны быть в контекст умственного и развития ребенка на его  образующих. Это единство  служит основанием преемственности дошкольной и школьной ступеней развивающего образования.У дошкольников познание существенных связей и зависимостей различных областей действительности происходит главным образом на основе наглядно-образного, а не понятийного мышления. Поэтому следует как можно полнее использовать возможности таких форм мышления, как наглядно-действенное и наглядно-образное, и не форсировать искусственно развитие понятийных форм мышления. Построение реальных пространственных моделей является источником развития умственной способности к наглядному пространственному моделированию, которая проявляется в построении модельных образов и их использовании при решении умственных задач. Развитием этой способности помогает детям в дальнейшем  очень легко и быстро понимать разного рода схематические изображения и с успехом их использовать в дальнейшем.

 В занимательной, игровой и творческой  форме дети знакомятся с геометрическими фигурами, их расположением в пространстве, цветом. Мозаика получается очень разнообразная  и многофункциональная, развивает воображение,  наблюдательность, творческую фантазию и эстетический вкус. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programnyy_innovatsionnyts_material.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161корпус № 6

Тема программного материала: «Инновационный подход в области формирования у дошкольников предпосылок элементарного математического мышления.

Чудесная мозаика».

Воспитатель: Дякина О.Ю.

Москва 2017 г.

Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве. В дошкольном возрасте в умственном развитии ребёнка происходит важный сдвиг, имеющий огромное значение для последующего овладения более сложными формами мышления и новыми видами деятельности. Расширение круга задач, доступных мышлению ребёнка, связано с усвоением им всё новых знаний. К знаниям относятся об части и целого, о основных элементов конструкции, её каркас. Получение таких знаний является обязательным условием развития мышления детей.

У дошкольников познание существенных связей и зависимостей различных областей действительности происходит главным образом на основе наглядно-образного мышления.

Программа « Чудесная мозаика»  включает в себя сенсорное развитие. Сенсорное   развитие   ребенка – это развитие его восприятия и формирование его представлений о свойствах предметного окружающего мира.

 На  каждом занятии используются  пальчиковые игры, что переключает внимание детей, чередует разные виды деятельности - умственную, двигательную, речевую. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности  головного мозга, развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Включение пальчиковых игр в образовательную деятельность является важной составляющей при формировании элементарных  математических представлений у детей дошкольного возраста.

Цель: в занимательной, игровой и творческой  форме дети знакомятся с геометрическими фигурами, их расположением в пространстве, цветом; развиваем воображение,  наблюдательность, творческую фантазию и эстетический вкус. 

Задачи:

• формировать у детей первоначальный интерес к познанию элементарных математических представлений.

• систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, полукруг,  квадрат, прямоугольник, треугольник).

•  формировать  навыки соотношения формы изображенного предмета с геометрической фигурой (эталоном). Учим детей составлять предмет из разнообразных геометрических фигур.

• развивать мышление и творческие способности детей раннего дошкольного возраста.

• создавать для каждого ребенка ситуации успеха, что обеспечит познавательное развитие детей, сохранение и поддержку его здоровья.

• развивать внимание и память, мыслительные операции, речь.

• расширять и активизировать словарный запас детей, развивать творческие способности, эстетический вкус.

Новизна: здесь  задана последовательность усвоения умственных действий, позволяющих выходить за пределы непосредственного  опыта ребенка, и тем подготавливает его к усвоению собственно логических действий. Хотя  занятия  в целом направлены на развитие наглядно-образного мышления, в конечном итоге они направлены и на формирование предпосылок  логических форм мышления. успешному решению этой задачи способствует четкость в подаче материала.

Методы: практический метод, метод моделирования и конструирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практический метод, позволяющий дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя наблюдения, выполняя действия с моделями геометрических фигур.

Возраст детей: данная программа предназначена  для занятия с детьми дошкольного возраста  от 3 до 5 лет.

Материальное обеспечение: картон белый и цветной, разнофактурная цветная  бумага, клей, ножницы, салфетки, альбомы.

Планируемые результаты:

В процессе реализации инновационного подхода  планируется повысить познавательный интерес детей, развить способность к вниманию, желанию думать, самостоятельно анализировать, сравнивать и обобщать, выбирать геометрические фигуры: треугольник,  квадрат, круг, прямоугольник.

ПЛАН       РАБОТЫ

Октябрь

Тема №1: «Божьи  коровки».                                                                                                   Цель: Знакомство с геометрической фигурой  - круг.

Тема №2: « Мишка с шариком ».

Цель: Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, совершенствовать  умение  аккуратно  приклеивать части картинки.

Тема: №3 «Лошарик».  

 Цель: Знакомство с понятием большой и маленький круг.                                                          

Тема №4: «Большая черепаха».

Цель: Развиваем фантазию, эстетический вкус, способность из многих частей формировать единую композицию.

Ноябрь

Тема №1: «Бабочка и цветок».

Цель: Знакомство с геометрической фигурой -  полукруг.

Тема №2: «Кошка в лукошке».

Цель: Закрепляем знания о геометрической фигуре – полукруг.

Тема №3:  «Мышки и сыр».

Цель: Знакомство с геометрической фигурой – треугольник.

Тема №4: «Букет для мамы».

Цель: Учим понятия -  центр композиции, справа, слева. Закрепляем знания о геометрических фигурах  круг и треугольник.

Декабрь

Тема №1: «Избушка лисы».

Цель: Закрепляем знания о   геометрический фигурах.

Тема №2: «Рыбки в аквариуме».

Цель: Учим  различать геометрические фигуры, расширяем словарный запас детей, воспитываем  эстетические чувства.

Тема №3: «Олень в зимнем лесу».

Цель: Закрепить приобретённые знания, умения, навыки, развивать познавательную деятельность ребёнка.

Тема №4:  «Нарядная елочка».

Цель: Учим детей творчески подходить к выполнению задания, получать чувство удовлетворённости, стремление преодолеть трудности. Повторяем геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Январь

Тема №1: «Праздничная гирлянда»

Цель: Знакомство с геометрической фигурой – прямоугольник.

Тема №2: «Снеговик в лесу»

Цель: Закрепляем знания о геометрических фигурах.

Тема №3: «Белочка»

Цель: Развиваем  познавательную активность ребёнка и психические процессы: внимание, логическое мышление, память. Повторяем правила дорожного движения.

Тема №4: «Мои игрушки».

Цель: Закрепляем знания о геометрических фигурах: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Февраль

Тема №1: «Снегири».

Цель: Развивать творческую активность, уточнить знания детей о  геометрических фигурах, воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Тема №2: «Ледяная и лубяная избушки».

Цель: Учить детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования, поддерживать интерес к сюжетам русских народных сказок.

Тема №3: «Слоненок на шаре».

Цель: Развивать чувство уверенности в своих знаниях, воспитывать любовь к

народным промыслам.

Тема №4: «С днем защитника Отечества».

Цель: Развивать творческую активность, уточнить знания детей о  геометрических фигурах, воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Март

Тема №1: «Открытка к 8 марта»».

Цель: Закрепить навыки аккуратного приклеивания деталей композиции. Воспитываем эстетические чувства. Прививаем желание сделать приятное близким.

Тема №2: «Подводный мир».

Цель: Закрепляем знания о геометрических фигурах: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Тема №3: « Аквариум».

Цель: Проверить умение детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования, поддерживать интерес к творческой деятельности, продолжать формировать геометрические представления.

Тема №4: «Теремок».

Цель: Упражнять детей в решении творческих задач, создавать радостное настроение, чувство уверенности в своих умениях.

Апрель

Тема №1: «Совушка-сова».

Цель: Закрепить умение раскладывать фигуры в порядке возрастания, развивать внимание, память, любознательность.

Тема №2:  «Инопланетные машины».

Цель: Закрепить знания о геометрических формах, величине предметов, развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.

Тема №3: «Далекий космос».

Цель: Учить детей ориентироваться на листе бумаги, закреплять знания о

геометрических фигурах, развивать логическое мышление.

Тема №4: «Весна».

Цель: Закрепляем навыки  правильно располагать композицию посередине листа. Выполнять работу аккуратно, оказывать взаимопомощь.

Список литературы:

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.

2.Лыкова И.А. Аппликация. - М., 2012.

3.Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М., 2007.

4.Дидактический материал «Геометрическая мозаика» 2016.

5.Янушко Е.А. «Это может ваш малыш» — М.: Мозаика-Синтез, 2014.

          

 

Приложение.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика. «Приветствие».

Это команда - белочки, а это команда – зайчики (пальцы левой и правой руки). Это капитан белочек, а это капитан зайчиков (большие пальцы).

Каждый капитан здоровается со своей командой. (Упражнение делаем сначала с отдельными командами, затем одновременно).

Обе команды здороваются друг с другом. (Поочередное касание парных пальцев обеих рук. Сначала зайчики и белочки, стоя прямо, затем с наклоном. Парные пальцы обеих рук при касании сгибаются – это почтительный поклон. Большие пальцы (капитаны) здороваются друг с другом (каждый зайчик со своей белочкой).

Пальчиковая гимнастика. «Пальчики».

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз – два – три – четыре – пять,

Не сидится им опять.

Постучали, повертели,

И работать расхотели.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

А другой – давненько спит. (Загибаем пальцы, начиная с большого).

Это кто у нас шумит?

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите! (Шепотом).

Утро ясное придет,

Солнце ясное взойдет, (Погромче)

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать. (Громко).

Просыпайся, детвора!

В детский сад идти пора! (Все поднимают руки с раскрытыми ладонями).

Пальчиковая гимнастика. «Паучек».

А какой замечательный паучок получается из растопыренных пальцев! Перебирая лапками, он двигается совсем как настоящий. Подбирается к малышу:

Тупи-тупи-тупи-ту,

Паутинку я плету,

Паутинку я плету,

Тупи-тупи-тупи-ту.

Нюше (Васе, Маше.) ножку (ручки, ушки.) оплету,

Тупи-тупи-тупи-ту!

И "запутывает", щекочет.

Семья могучая.

В одном лесу дремучем

(Покачать руками над головой, как деревья).

Жила семья могучая.

(Сложить руки в замок).

У них был дом огромный

(Сложить ладони над головой в виде крыши).

И крыша с трубой темной.

(Поднять средние пальцы – труба).

Из трубы в колечки дым.

(«Колечки» из всех пальцев поочередно).

Плим, плим, плим!

(Пощелкать пальцами).

Пальчиковая гимнастика. «Дом».

На опушке дом стоит.

(Сложить ладони домиком над головой).

На дверях замок висит.

(Сомкнуть ладони в «замок»).

За дверями стоит стол,

(Накрыть ладонью правой руки кулачок левой).

Вокруг дома частокол.

(Руки перед собой, пальцы растопырены).

Тук – тук – тук! Дверь открой!

(Постучать кулачком одной ладони о другую).

Заходите, я не злой!

(Руки в стороны, ладони вверх тыльной стороной).

Под кустами еж колючий

Нагребает листьев кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

(Удары поочередно ладонями и кулачками).

Черепашка.

А еще рука может стать черепашкой, если из кулака медленно выдвигать большой палец:

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от страха.

И потом быстро убирайте "голову" обратно в "панцирь".

Белка.

Пусть ребенок вытянет руки ладошками вниз и в такт стишкам то сжимает пальцы в кулак, то раскрывает их веером:

Сидит белка на тележке

Продает она орешки.

Кому?

(Рука переворачивается ладонью вверх, пальчики, от большого к мизинцу, поочередно загибаются.)

Лисичке-сестричке,

Воробью,

Синичке,

Мишке косолапому,

Котику усатому.

Мальчик – пальчик.

Нужно взять в свой кулак большой палец ребенка и, потряхивая его, поинтересоваться:

Пальчик-мальчик, где ты был?

А затем, отгибая от детского кулачка пальчики, отвечать:

— С этим братцем в лес ходил.

— С этим братцем щи варил.

— С этим братцем кашу ел.

Пальчик толстый и большой

В сад за сливами пошел.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ с порога

Указал ему дорогу.

СРЕДНИЙ пальчик — самый меткий.

Он сбивает сливы с ветки.

БЕЗЫМЯННЫЙ поедает.

А МИЗИНЧИК-господинчик

В землю косточки сажает.

Лады – ладуси.

Лады – ладуси, (Хлопки в ладоши).

Были у бабуси.

Ели кренделек, (Загибать по одному пальцы, начиная с большого).

Пили киселек.

Взяли на дорожку

Пышную лепешку.

Да в придачу - из печи

Маковые калачи!

Не хотите калачей?

Так летите! Э – ге – гей! (Взмахи руками, имитирующие полет птиц, бег по кругу).

Утречко.

Утро настало, солнышко встало. (Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуя солнышко).

Эй, братец Федя, буди соседей! (Пальцы сжаты в кулак, большой поднят кверху и совершает круговые движения).

Вставай, большак!

Вставай, указка!

Вставай, середка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий"

Данное пособие представляет собой методические рекомендации по формированию у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий.Методические рекомендации призваны оказать методическую помо...

«Сочетание традиционных и инновационных подходов к вопросу формирования фонематического слуха у детей»

Задания для обследования фонематического слуха.•Выделение определенного звука из «цепочки» звуков;•Выделение слога с определенным звуком из ряда слогов;•Определение наличия ...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Тема: «Игра как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»

ИГРА это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных...

презентация СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Тема: «Игра как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»

ИГРА это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных...