Инновационные подходы в вопросах патриотического воспитания дошкольников
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Патриотическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnye_podhody.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования городского округа города Котельнича Кировской области

        

Тема: Инновационные подходы в вопросах патриотического воспитания дошкольников.

    Каргапольцева Светлана Николаевна,

 воспитатель МДОУ Центр развития ребенка

                    детского сада №4 «Родничок»,

        стаж работы 23 года,

        первая квалификационная категория.

        г. Котельнич 2010

Сегодня существует стремление государства к возвращению утерянных ценностей. Идея патриотизма является тем стержнем вокруг которого формируются чувства, мнения, убеждения, позиции, стремление людей, их готовность и способность активно действовать на благо Отечества.

В проекте Национальной доктрины образования РФ подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить…… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности». Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей. Патриотическое воспитание – это еще и воспитание у дошкольников чувства уважения и заботы к защитникам Отечества.

Провела в группе анкетирование с родителями на тему: «воспитание патриотических чувств у дошкольников». По результатам анкетирования пришла к выводу, что родители имеют неполное представление о патриотическом воспитании дошкольников. По результатам диагностики -  у детей мало знаний о культуре нашего народа, представлении о России, о родном городе.

Поставила цель:

  1. Повысить качество патриотического воспитания дошкольников через внедрение инновационных подходов.

Определила задачи:

  1. Создать условия для эффективного патриотического воспитания дошкольников.
  2. Использовать разнообразные формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
  3. Организовать совместную деятельность детей и взрослых, в которой происходит взаиморазвитие и взаимообогащение.

Система работы по патриотическому воспитанию ведется одновременно в нескольких направлениях.

  1. «Я и моя семья»

Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье.

Долгосрочный групповой проект «Большая семейная книга».

Ее разделы:

  1. Имя ребенка;
  2. Мои родители;
  3. Семейные традиции;
  4. Моя родословная и т.д.

Книга заполняется и пополняется на протяжении трех лет. В составлении принимают участие все: и дети, и родители, и воспитатель. На ее страницах можно найти интересные рассказы, истории, сказки, рисунки.  В подготовительной группе книга расформировывается на индивидуальные, каждый ребенок получает в подарок первую рукописную книгу.

По инициативе родителей провели праздник посвященный Дню матери: разработали сценарий, провели семейные конкурсы пословиц, высказываний, стихов и песен о маме, признаний в любви, дети сочинили сказки о маме.

  1. «Родная сторонка»

Особенность работы в данном направлении заключалась в налаживании тесного контакта с учреждениями культуры, что позволило помочь ребенку сделать первые шаги в познании культурного наследия прошлого и настоящего.

Ознакомление с родным городом, Вятским краем, городами России мы начали с экскурсий, посещение выставок и читального зала библиотеки. Одним из результатов совместной деятельности детей и взрослых стала папка-коллекция  «Город Котельнич глазами детей».

Эта работа заключается в совместном сборе информации о родном городе. В папку вошли детские рассказы и рисунки о любимых уголках города, фотографии с достопримечательностями, интересная информация о знаменитых людях и об истории Котельнича. Инновационная форма работы учит умению работать с различными источниками информации, а это: книга, музей, современные возможности Интернета, беседы с интересными людьми.

Необычным стало «Занятие – путешествие по России». Его участники, дети и родители, совместно представляли город, который они посетили. Познавательный рассказ сопровождался его показом на карте, демонстрацией сувениров, открыток. Дети с интересом рассматривали ракушки из Сочи, фотографии с выставки боевой техники из Перми, фотографии кремля, отведали пряников из Тулы. Такие странички из опыта семейного воспитания расширяют знания детей, вызывают интерес и развивают любознательность.

  1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

В группе был создан уголок русского быта (русская печка, горшки, ухваты, лапти, изделия с вышивкой и т.д.). Организуются выставки предметов старины, изделий народных умельцев.

Подготовка и участие в календарно-обрядовых праздниках, познание народной мудрости стало для родителей настоящим открытием. Для закрепления и обогащения знаний детей сделала дидактическое пособие. Макет русской избы, мельницы, кузницы позволяет знакомить с внешним видом избы, внутренним убранством, орудиями труда. Постоянное применение и пополнение новыми предметами это пособие дает хорошие результаты, так как ознакомление происходит в процессе игры.

  1. « Я живу в России»

 

Совместно с работником детской библиотеки разработан цикл занятий о выдающихся людях России: полководце Суворове, царе Петре 1, великом поэте А.С.Пушкине, космонавте Ю.А.Гагарине. Занятия проводятся в читальном зале. Здесь интересной находкой для меня стало использование ресурсов библиотеки имени А.С. Пушкина.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является совместное проектирование.

К 65-летнему юбилею Великой победы мы разработали проект «Они защищали Родину». Число творческих задумок по его реализации никак не исчерпается. Вначале предполагалось собрать материалы о героях Великой Отечественной войны, создать мини-музей боевой славы. Затем поступили предложения оформить альбом «Дети и война»; Книгу памяти, содержащую рассказы детей и их родителей о членах семей - участниках войны; собрать коллекцию орденов и медалей. Собрали информацию о выпускниках детского сада, участниках Чеченской войны. Работник детского сада предоставил материал о своем сыне Чегодаеве А., мама Дениса Белых принесла детские фотографии сына. Я разработала несколько занятий о воинах, участниках боевых действий в Чечне. Выясняется, что среди пап группы есть самые настоящие герои: Д.С.Мякишев имеет 15 боевых наград. Он с удовольствием рассказал детям о своей службе, подарил в музей фотографии о жизни десантников.  

Тематический вечер подвиг наших отцов (военно-спортивные конкурсы, рассказы отцов об армейской службе, инсценирование военных песен, вручение подарков). Систематическая работа дает положительные результаты. Воспитывается в детях уважение и гордость за защитников Отечества, стремление быть похожими на своих отцов.

Результаты работы:

  1. Диагностика детей выявила следующие показатели:

2009 год высокий – 30%, средний – 65%, низкий – 5%;

2010 год высокий – 60%, средний – 40%, низкий – 0%.

  1. Весной 2010 года в группе прошла акция «Книга о войне». Собранные книги подарили библиотеке.
  2. Опыт семьи Фокиных представлен нами на международный конкурс «Голос ребенка - 2010» с историей старой фотографии, кажется невероятным, но изображенный на ней боевой техник(прадедушка Фокину Кости) являлся членом экипажа личного самолета маршала Советского Союза К. Жукова.
  3. Творческой группой разработаны примерные критерии диагностики уровня ЗУН сформированности гражданско-патриотической позиции у старших дошкольников.

Критерии диагностики уровня ЗУН старших детей по патриотическому воспитанию.


Ф.И.ребенка


Родной город


Родная сторонка


Родная культура

Название города

Дом. адрес

Профессии родителей

Достопримечательности

Люди  земляки

Название страны

Госуд. флаг, герб

Москва – столица

Знание крупных городов и рек

Знаменитые люди

Знание народных праздников

Обычаи и традиции

Дек.-приклад. искусство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система методической работы повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам патриотического воспитания дошкольников

В статье раскрыты этапы методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников....

«Музейная технология как инновационный подход к художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»

Сообщение из опыта работы  «Музейная технология как инновационный подход к художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В работе представлены некоторые инновационные технологии,используемые в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ...

Система методической работы повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам патриотического воспитания дошкольников

Процесс патриотического воспитания дошкольников  в современном дошкольном образовании является  одним из приоритетных направлений в воспитании и обучении  детей...

Конспект на тему: «Современные инновационные подходы по нравственно- патриотическому воспитанию» во второй младшей группе.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дошкольники мало что знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций народов, проживающих в России, часто равнодушны к ...