Программа "Умелые ручки".
учебно-методический материал по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Осипова Валентина Витальевна

Период детства - это пора накоплений физических, умственных и духовных сил. Незаметным средством духовного мира детей является искусство: живопись, народное творчество и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_umelye_ruchki.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №69»

Программа

«Умелые ручки»

(старший дошкольный возраст)

                                                                                           Составитель: Осипова В.В.

                                                                                       

г.о. Саранск.

Пояснительная записка.

Период детства - это пора накоплений физических, умственных и духовных сил. Незаметным средством духовного мира детей является искусство: живопись, народное творчество и т.д.

Аппликация - самый любимый детьми вид изобразительной деятельности, так как можно использовать различные материалы: кожу, сукно, войлок, мех, ткань и т.д.

Занятия аппликацией интересны и привлекательны дошкольникам занимательностью содержания, направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата, заставлять детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность. У дошкольников  обнаруживается познавательный интерес.

Техника аппликации более проста, чем в других видах изобразительной деятельности, можно сделать панно, плакат, фриз и т.д. Такое оформление доступно исполнению детям дошкольного возраста, поскольку можно использовать готовые формы.

Программа «Умелые ручки» позволяет развивать положительные эмоции воспитывать эстетический вкус. Программа имеет важное значение для психического развития ребенка, его восприятия и мышления, способствует становлению личности ребенка. В  программе «Умелые ручки» вместо традиционной аппликации разработана новая техника, где вместо бумаги – фона используется ткань  и  параллельно с вырезанными предметами из цветной бумаги используются, и готовые картинки.

При создании аппликативных работ развивается мелкая моторика рук, глазомер, ориентировка на ткани, умение планировать сюжет, осваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать картинки, сравнивать их по внешнему виду, менять их, замещать один предмет на другой, одну картинку на другую. Для создания более выразительного аппликативного панно заранее наносится рисунок на ткань как фон выполненный гуашью, фломастером и т.д. или в конце работы используется традиционное и  нетрадиционное рисование для прорисовки  деталей предметов.

Программа «Умелые ручки» не обременяет детей своей сложностью, не требует особых приемов и способов выполнения, но требует определенного умственного напряжения и  организованности.

Программа «Умелые ручки» соединяет в себе и связывает другие виды деятельности и носит интегрированный характер, так как сочетает в себе элементы игры, труда, изобразительной деятельности и основы безопасного поведения.

Цель программы: Развивать у детей старшего дошкольного возраста художественно - творческие способности посредствам аппликативной деятельности.

Задачи программы:

  1. Образовательные задачи:

1.Заинтересованность детей данным видом изобразительной деятельности.

2.Формировать первоначальные навыки создания аппликативного панно на ткани.

3.Учить продумывать содержание и композицию аппликативных работ.

4.Использовать различные приемы вырезания предметов из бумаги.

5.Учить дополнять аппликативные работы традиционным рисованием и некоторыми видами нетрадиционного рисования.

  1. Развивающие задачи:

1.Развивать фантазию, сообразительность, творческую инициативу.

2.Развивать способность подмечать интересное и необычные в окружающем мире.

3.Развивать мелкую моторику рук, глазомера.

  1. Воспитательные задачи:

1.Воспитывать эстетический вкус.

2.Воспитывать желание участвовать в коллективной творческой деятельности.

3.Воспитывать усидчивость, терпение доводить начатое до конца.

Педагогическая целесообразность программы «Умелые ручки»

Программа позволяет выработать у детей стремление получать знания, развивать  практические умения и навыки.

Программа «Умелые ручки» позволяет увлечь каждого ребенка необычной, новой для него художественно – творческой деятельностью, получать необходимые знания для создания аппликативного панно на ткани, закреплять представления об окружающем мире, расширять кругозор. В программе большое значение имеет взаимодействие слова, музыки, изобразительного искусства. Благодаря этому у детей создается эмоциональный настрой, вызывает желание самостоятельно передавать образ в своей работе.

Программа обращает внимание на ценность коллективной деятельности, объединяет детей, заставляет выполнять общие цели, заинтересована в общем результате и более того все дети являются равными исполнителями одной работы. Позволяет   аргументировать действия и оценивать  свои работы . Дополнять изображение деталями, добиваясь выразительной передачи образа предметов и явлений.

Программа  позволяет  овладеть разнообразными формообразующими движениями, позволяющими вырезать различные предметы.

Принципы реализации программы.

1.Принцип развития отражает влияние художественно-творческой деятельности на развитие личности.

2.Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления художественно – творческих способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

3.Принцип доступности предусматривает осуществления художественно-творческой деятельности с учетом возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического  развития детей.

4.Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной, развивающей и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что способствует получению прогнозируемого результата.

5.Принцип наглядности позволяет обогатить внутренний мир ребенка расширить представление об окружающем мире.

6.Сезонность . Предполагает закрепление знания детей о сезонных изменениях, явлениях природы и отражение их в своих аппликационных работах.

Организационно-методические указания к проведению занятий по художественно-творческой деятельности.

Программа «Умелые ручки» рассчитана на четыре года  обучения с детьми от 3 до 7 лет.

Количество непосредственно-образовательной деятельности общее - 18 ч, в месяц - 2ч.

Продолжительность непрерывной образовательной деятельности составляет не более 35 мин. Творческие работы выполняются в индивидуальной и коллективной форме.

Программа реализуется с учетом уровня подготовки и общего развития детей. Все темы разработаны в соответствии с сезонными изменениями.

Особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков и развитию художественно-творческих способностей.

Художественно-творческая деятельность может быть организована в следующих моделях: совместная деятельность воспитателя с детьми (рассматривание репродукций художников, беседы, чтение художественной литературы, наблюдение во время прогулок и экскурсий) и самостоятельная деятельность детей (рассматривание иллюстраций детских книг, развивающие игры по ознакомлению с окружающем,  развитию речи и т .д ) Полученные знания закрепляются на занятиях рисования, лепки, природного мира, развития речи, а также через развивающие и дидактические игры. Уделяется внимание предварительной работе с детьми. Вмести с ними оформляется фон на ткани, наносится необходимый рисунок, а если требуется то и сюжет. Могут быть использованы и готовые картинки.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на развитие  художественно-творческих способностей , расширение  кругозора, формирование   предпосылок к учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей программы.

(Федеральный государственный стандарт образования).

«Социально-коммуникативное развитие» направлено на развитие процесса общения  со сверстниками и взрослыми. Формирование позитивных установок к различным видам творчества.

«Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности, формирование представлений  об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале и т.д.). Расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества.

"Речевое развитие" способствует развитию речевого творчества, обогащению  активного словаря, знакомству  с детской литературой.

«Художественно - эстетическое развитие» направлено на формирование элементарных представлений о видах искусства, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей , используя музыкальные произведения для обогащения содержания области.

"Физическое развитие" дает возможность совершенствовать зрительно – двигательную координацию , развивать крупную и мелкую моторику рук, опорно-двигательную систему организма при проведении физкультминуток, подвижных игр и т.д., мелкую моторику в вырезании, наклеивании, рисовании.

Тематическое планирование по развитию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Тема

Количество непосредственно образовательной деятельности

1

Осеннее дерево

1*

2

На пруду

1*

3

Новогодняя елка

1*

4

В лесу родилась елочка

1*

5

Самолеты

1*

6

Ветка вербы

1

7

Вазы с цветами

1*

8

Домик для собачки

1

9

Птицы в кормушке

1*

10

Аквариум

1*

11

Грибы

1*

12

Пасхальное яичко

1

13

Салфетка

1

14

Цветочный ковер

1*

15

Бабочки летают, бабочки

1*

17

Воздушные шары

1*

17

Зонтики

1

18

На лесной полянке

1*

* Непосредственно образовательная деятельность проводится как коллективная работа.

Тематическое планирование по развитию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Тема

Содержание

Форма работы

Сентябрь

1

Осеннее дерево

Приобщать детей к коллективной работе, учить выполнять общую композицию из заготовок.

Развивать воображение, творчество.

Воспитывать эмоциональное отношение к природе.

Рассказ воспитателя;

Чтение стихов об осени;

Вопросы;

Практическая деятельность детей.

2

Грибы

Развивать у детей воображение.

Учить вырезать из бумаги овальные формы  разные по  величине, составлять несложную композицию.

Воспитывать эстетические чувства.

Загадки о грибах;

Рассматривание грибов из пластилина;

Анализ работы.

Октябрь

1

На пруду

Учить составлять сюжет из готовых картинок.

Развивать умение, навыки в практической деятельности.

Воспитывать желание участвовать в совместной творческой деятельности.

Рассматривание пейзажа на ткани;

Игра «Узнай по голосу»;

Игра – упражнение «Покажите».

2

Зонтики

Закреплять знания о необходимости использования зонта в определенных условиях.

Вызывать интерес к процессу вырезания.

Воспитывать заботу об окружающих, желание сделать что-то приятное.

Рассматривание зонтика;

Игра «Солнышко и дождик»;

Объяснение последовательности работы.

Ноябрь

1

Самолеты

Вызвать интерес к процессу вырезания.

Развивать у детей творческие способности.

Воспитывать желание принимать участие в творческой деятельности.

Сюрпризный момент;

Загадка о самолете;

Рассматривание игрушки;

Обсуждение последовательности действий.

2

Ваза с цветами

Развивать у детей творческие способности.

Закреплять навыки вырезания симметричных форм, сложенных вдвое (листья, цветы).

Вызвать у детей эмоциональный отклик на цветочную композицию.

Рассматривание панно с вазой;

Прослушивание песни «Городские цветы»;

Пояснение действий.

Декабрь

1

Птицы в кормушке

Уточнить представления о непростой жизни зимующих птиц.

Закреплять у детей ориентировку на ткани.

Воспитывать нравственные и эстетические чувства.

Загадки о птицах;

Игра  «Каких птиц ты знаешь?»;

Рассматривание картинок с птицами.

2

В лесу родилась елочка

Расширять знания о зимнем периоде.

Закреплять навыки симметричного вырезания.

Воспитывать усидчивость, терпение, уметь доводить начатое до конца.

Беседа;

Прослушивание песни о елочке;

Рассматривание работ.

Январь

1

Новогодняя елка

Расширять знания детей об окружающем мире.

Развивать навыки, умение в практической деятельности.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Прослушивание песни;

Беседа;

Рассматривание елочных игрушек.

2

Домик для собачки

Продолжать развивать композиционные умения, восприятие цвета.

Развивать способность обыгрывать выбранные картинки.

 Воспитывать заботливое отношение к животным.

Загадка о собаке;

Рассматривание игрушки;

Беседа.

Февраль

1

Аквариум

Развивать у детей умение композиционно располагать вырезанные фигурки рыб на готовый пейзаж аквариумных растений.

Развивать глазомер и зрительную память.

Воспитывать у детей желание помогать друг  другу в практической деятельности.  

Беседа;

Загадки о рыбках;

Игра «Покажи как плавает рыбка».

2

Воздушные шары

Создать приятную, веселую атмосферу, в увлекательной форме раскрыть детям нужность праздничных украшений.

Развивать способность понимать и чувствовать прекрасное.

Воспитывать эстетическое восприятие.

Рассматривание шариков;

Танец с шариками;

Обсуждение способов вырезания.

Март

1

Салфетка

Продолжать закреплять ориентировку на ткани.

Развивать фантазию, воображение.

Уметь дарить радость, яркие эмоции окружающим.

Прослушивание песни « К нам гости пришли»;

Беседа;

Обсуждение готовых работ.

2

Цветочный ковер

Закреплять навыки составления композиции.

Развивать наблюдательность, внимание, сообразительность.

Воспитывать любовь и уважение к женщине как к матери.

Рассматривание искусственных цветов;

Показ способов вырезания;

Анализ коллективной работы.

Апрель

1

Ветка вербы

Закреплять навыки  вырезания из бумаги сложенной вдвое (почки).

Уметь пропорционально располагать почки их на ветке.

Воспитывать желание заниматься творческой деятельностью.

Беседа;

Рассматривание веток вербы;

Вопросы.

2

Пасхальное яичко

Дать детям представление о важном пасхальном обряде (украшение яиц).

Самостоятельно выбирать форму, цвет бумаги, вырезать узор по замыслу.

Создать у детей радостное настроение, вызвать положительные эмоции.

Сюрпризный момент;

Загадки;

Рассматривание расписных яичек.

Май

1

Бабочки летают, бабочки.

Продолжать учить детей аккуратно и самостоятельно наклеивать готовые картинки, раскладывать их в нужной последовательности и порядке, создавая единый сюжет.

Воспитывать желание участвовать в совместной творческой деятельности, способствующей общению друг с другом

Рассматривание игрушки;

Игра «Полет бабочек»;

Беседа.

2

На лесной полянке

Продолжать учить наклеивать готовые картинки и раскладывать их в нужный сюжет.

Подводить детей к эстетической оценке работ.

Развивать творческий потенциал.

Рассматривание готовых картинок;

Игра «Покажи как передвигается»;

Рассказы детей.

Перспективное планирование по развитию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Тема занятий

Программное содержание

Сентябрь

1

Осеннее дерево

Приобщать детей к коллективной работе, учить выполнять общую композицию из заготовок.

Развивать воображение, творчество.

Воспитывать эмоциональное отношение к природе.

2

Грибы

Развивать у детей воображение.

Учить вырезать из бумаги овальные формы разные по величине, составлять несложную композицию.

Воспитывать эстетические чувства.

Октябрь

1

На пруду

Учить составлять сюжет из готовых картинок.

Развивать умение, навыки в практической деятельности.

Воспитывать желание участвовать в совместной творческой деятельности.

2

Зонтики

Закреплять знания о необходимости использования зонта в определенных условиях.

Вызывать интерес к процессу вырезания.

Воспитывать заботу об окружающих, желание сделать что-то приятное.

Ноябрь

1

Самолеты

Вызвать интерес к процессу вырезания.

Развивать у детей творческие способности.

Воспитывать желание принимать участие в творческой деятельности.

2

Ваза с цветами

Развивать у детей творческие способности.

Закреплять навыки вырезания симметричных форм, сложенных вдвое (листья, цветы).

Вызвать у детей эмоциональный отклик на цветочную композицию.

Декабрь

1

Птицы в кормушке

Уточнить представления о непростой жизни зимующих птиц.

Закреплять у детей ориентировку на ткани.

Воспитывать нравственные и эстетические чувства.

2

В лесу родилась елочка

Расширять знания о зимнем периоде.

Закреплять навыки симметричного вырезания.

Воспитывать усидчивость, терпение, уметь доводить начатое до конца.

Январь

1

Новогодняя елка

Расширять знания детей об окружающем мире.

Развивать навыки, умение в практической деятельности.

Воспитывать бережное отношение к природе.

2

Домик для собачки

Продолжать развивать композиционные умения, восприятие цвета.

Развивать способность обыгрывать выбранные картинки.

 Воспитывать заботливое отношение к животным.

Февраль

1

Аквариум

Развивать у детей умение композиционно располагать вырезанные фигурки рыб на готовый пейзаж аквариумных растений.

Развивать глазомер и зрительную память.

Воспитывать у детей желание помогать  друг  другу в практической деятельности.  

2

Воздушные шары

Создать приятную, веселую атмосферу, в увлекательной форме раскрыть детям нужность праздничных украшений.

Развивать способность понимать и чувствовать прекрасное.

Воспитывать эстетическое восприятие.

Март

1

Салфетка

Продолжать закреплять ориентировку на ткани.

Развивать фантазию, воображение.

Уметь дарить радость, яркие эмоции окружающим.

2

Цветочный ковер

Закреплять навыки составления композиции.

Развивать наблюдательность, внимание, сообразительность.

Воспитывать любовь и уважение к женщине как к матери.

Апрель

1

Ветка вербы

Закреплять навыки вырезания из бумаги сложенной вдвое (почки).

Уметь пропорционально располагать почки на ветке.

Воспитывать желание заниматься творческой деятельностью.

2

Пасхальное яичко

Дать детям представление о важном пасхальном обряде (украшение яиц).

Самостоятельно выбирать форму, цвет бумаги, вырезать узор по замыслу.

Создать у детей радостное настроение, вызвать положительные эмоции.

Май

1

На лесной полянке

Продолжать учить наклеивать готовые картинки, раскладывать их в нужной последовательности и порядке, создавая единый  сюжет.

Воспитывать желание участвовать в совместной творческой деятельности, способствующей общению друг с другом.

2

Бабочки летают, бабочки.

Продолжать учить детей аккуратно и самостоятельно наклеивать готовые картинки.

Развивать творческий потенциал.

Подводить детей к эстетической оценке работ.

Глоссарий  (знакомство с новыми словами)

Пасха - весенний праздник в память исхода из Египта иудеев. Аппликация – изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-нибудь кусков цветной бумаги, материи.

Композиция – строение (во 2 знач.) соотношение и взаимное расположение частей.

Листопад – опадение листьев у деревьев, кустарников.

Пейзаж – общий вид какой-нибудь местности. Рисунок, картинка, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

Ткань – изделие, изготовленное тканьем. В перен. - основа, содержание чего-нибудь(книжн.).

Фон – основной цвет, то, на котором пишется картинка, рисуется, изображается что-нибудь.

Цвет – один из видов красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков.

Репродукция – воспроизведения картин, рисунков типографическим способом.

Водоплавающие – о птицах: плавающий, имеющий на лапах перепонки.

Ливень – сильный проливной дождь.

Моросить – очень мелкий, медленно падающий дождь.

Эскадрилья – соединение нескольких отрядов военных самолетов.

Панно – картинка или рельеф украшающий стену.

Гуашь – непрозрачная краска растертая на воде с клеем и примесью белил.

Хоровод -  народная игра — движение людей по кругу с пением и

пляской, а также вообще кольцо взявшихся за руки людей.

Декоративное рисование — это создание узоров и других украшений для книг, предметов быта, одежды и т. д.

Нетрадиционное рисование – это такой метод рисования, при котором активно раскрывается творческий потенциал ребенка.

Вербное воскресенье – предшествующий светлому символу церковного праздника.

Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение программы.

Учебный инвентарь

Ткань, рамка для панно

Экранно-звуковые пособия:

Аудиозаписи, слайды. Презентации по темам программы.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

Справочные пособия (энциклопедии). Методическая   литература  ,  интернет-ресурсы.

Печатные пособия:

Репродукции художников, детские книги. Развивающие игры. Папки-раскладушки.

Технические средства обучения:

Ноутбук , магнитофон , музыкальный центр , экран.

Развивающая предметная среда:

Наглядно – дидактический  материал . Игровой  материал .

Список использованной литературы.

1.Багатеева З.А. занятия, аппликаций в детском саду [Текст] / З.А.Багатеева, учебное пособие – М., 1988г.

2.Венгер Л.А. Психологическая характеристика деятельности ребенка. [Текст] / Л.А.Венгер, М., 1968.

3.Дубровская Н.В.Приглашение к творчеству [Текст] С-Пб., 2002.

4.Комарова Т.С. Игра и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание [Текст] / Т.С Комарова  ,2005. №4. с.35-39.

5.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст] / Т.Г. Казакова. - М., 1986.

6.Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства

                   и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб.  

                    практикум: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110  

                    «Педагогика и психология (дошк.)» [Текст] / В.Б. Косминская [и др.].

                      - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1987.

7.Малик О.А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников [Текст] / О.А. Малик, - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 96 с. - (Вместе с детьми).

8.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. М. «Просвещение», 1979. - 272 с. ил. 4 л. ил.

9.Пискулина С.С. Художественно-творческая деятельность. Аппликация из ткани: тематические, сюжетные, игровые занятия для детей 4-7 лет. [Текст] / С.С. Пискулина. - Волгоград: Учитель, 2012.

  1. Интернет - источники

http://www.ozhegov.org

http://www.art-uzor.ru

http://www.ru/cuiture/inet/htm

Содержание

1.Пояснительнаязаписка………………………………………………………...2

2.Тематическоепланирование……………………………………………..........7

3.Перспективноепланирование…………………………………………………1

4.Глоссарий………………………………………………………………….....17

5.Учебно-методическое материально- техническое обеспечение...............18

6.Список использованной литературы……………………………………...19

                                                                                                                                                     

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"

Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...

Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.

6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...

Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»

расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:·       Вызвать интерес к зан...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая»....

Пост-релиз открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"

В пост-релизе  можно ознакомиться с формами работы , которые проводились с детьми дошкольного возраста во всех возастных группах  в рамках  открытого музейного урока "Русь ремесленная. ...

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...