Конспект НОД "Угощение для друзей" мо мотивам сказки "Колосок"
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Карабанова Надежда Сергеевна

Цель занятия

закрепить и уточнить знания детей о происхождении хлеба, дать понятие «хлеб, как произведение искусства», совершенствовать навыки и умения лепки из соленого теста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_ugoshchene_dlya_druzey_po_skazke_kolosok.docx279.97 КБ

Предварительный просмотр:

Угощенье для друзей

Цель занятия

закрепить и уточнить знания детей о происхождении хлеба, дать понятие «хлеб, как произведение искусства», совершенствовать навыки и умения лепки из соленого теста.

Задачи:

Образовательные:

активизировать речь в процессе выполнения заданий, упражнять в пересказе отрывков сказки, уточнить знания о видах колосьев, их внешних признаках, происхождении хлеба.

Развивающие:

Развивать любознательность, стремление к исследовательской деятельности, способствовать формированию мыслительных операций, развитию тактильных ощущений, мелкой и общей моторики, творчества, фантазии.

Упражнять в лепке угощения из соленого теста, придавать изделию законченный вид, использовать различные материалы для дополнения поделки.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение и уважение к хлебу, воспринимать хлеб, как произведение искусства; формировать умение работать сообща, оказывать посильную помощь друг другу, вызывать дружеские чувства.

Оборудование:

  • корзинка, игрушка би – ба – бо Петушок; схемы – модели к сказке, записка; мольберт;
  • колосья пшеницы, ржи, овса; миски с мукой овсяными хлопьями,  мешочек зерна, мука в банке, мельница, сито;
  • ваза под хлеб и колосья, неглубокий тазик с зерном, индивидуальные салфетки и тарелки, подносы под муку;
  • интерактивная игра «Четвертый лишний»;
  • соленое тесто, формочки и отпечатки, разные виды зерен, стеки; корзинки под угощенье;
  • песенки о дружбе.

Предварительная работа:

  • знакомство со сказкой «Колосок»; объяснение значения новых слов и выражений;
  • освоение приемов лепки из соленого теста;
  • знакомство с происхождением хлеба, разновидностями хлебобулочных изделий;
  • разучивание физкультминутки «Весной землю распахали», чистоговорки «Калач»;
  • перед началом занятия приготовить атрибуты, разместив их на трех столах.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

В группе раздается стук и на пороге появляется Петушок с корзинкой.

П.: Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетел Петушок. Откуда он пожаловал? Под крылом у Петушка записка.  Давайте, прочтем записку и всё узнаем:

Педагог читает  записку.

Жил Петух, скажу я вам,

Были у него друзья,

Вместе время проводили,

За околицу ходили.

Да, загадка? Может кто – то догадался?

Ответы детей. Дети предполагают, что из сказки о Петушке, предлагая варианты (перечисляют сказки).

Давайте, дочитаем, и нам станет ясно, откуда этот гость.

Только вот его друзья

Не спешат трудиться,

А к столу они хотят

Первыми садиться.

Вы догадались, какая сказка?

Ответы детей.

П.: Правильно, это сказка «Колосок». У Петушка скоро день рождения. Он пригласил гостей: Курочку – Несушку, Уточку – Крякушку, Индюшку - Пеструшку и попросил мышат помочь приготовить для них угощение. Но мышата ему отказали, да и так расшалились, что перепутали всю сказку. Петушок просит нас ему помочь и предлагает отправиться в путешествие по сказке. Вы согласны? Ну, тогда в путь! Только в путешествии нам нужно  помогать друг другу, и тогда любые трудности мы сможем легко преодолеть.

А чтобы нам было легче в пути, Петушок принес с собой корзиночку с вещами из сказки. Вот карточки  - подсказки по содержанию сказки, их перепутали мышата, и нам придется их разобрать. Я прикреплю их на доску, а в ходе нашего путешествия мы найдем место для каждой.

А ты Петушок пока посиди, да за нами посмотри.

Педагог сажает Петушка на стол.

  1. Основная часть.

П.: Кто помнит, как начинается сказка?

Ответы детей (пересказ части сказки – до появления колоска).

Вот мы и нашли первые карточки.

Петушок принес нам не один колосок, а сразу три: ржи, пшеницы и овса. Давайте их рассмотрим.

Дети вместе с педагогом рассматривают колоски. Уточняют строение (стебель, колос, зерно, остья) и внешние отличия колосков, рассуждают, из какого колоска делают белый пшеничный хлеб, из какого – ржаной, из какого варят овсяную кашу. На столе на тарелочке лежат кусочки хлеба разного вида и блюдца с мукой и овсяными хлопьями. Педагог предлагает попробовать хлеб и назвать, из какого колоска он приготовлен.

П.: Петушок предлагает нам поиграть в игру «Угадай, какой колосок». Вам нужно закрыть глаза, а он будет проводить по ладошке каким – либо колоском. Вы по ощущениям должны будете отгадать и назвать колосок.

Игра «Угадай колосок»

П.: Ребята, а вы помните, что в сказке стал делать Петушок с колосками.

Ответы детей.

 П.: Да, стал их молотить. А что значит обмолотить? Бить по колоскам, чтобы достать оттуда зерна.

Смотрите, в корзинке есть мешочек с зернами. Петушок предлагает вам потрогать зерна ручками, как будто мы их молотим. А чтобы дело быстрее спорилось, в процессе произнесем чистоговорку «Калачи».

Дети должны взять горстку зерна, покатать зерна между ладонями, пересыпать из одной ладошки в другую, затем по одному зернышку выложить на столе колосок.

Чистоговорка «Калачи»

Чу – чу - чу – я зерно молочу,

Чу – чу - чу – я муку получу,

Ач - ач - ач – испеку я калач,

Чо – чо –чо – ох, в печи горячо!

П.: Смолотил Петушок колосок, а что нужно дальше сделать, чтобы испечь пирожки?

 Д.: Смолоть зерна в муку.

Педагог высыпает зерна в мельницу, и показывает детям, что значит «молоть» и как, с помощью мельницы, появляется мука.

П.: Ребята, а что делали всё это время мышата?

Ответы детей.

П.: Да, вы совершенно правы, они играли и резвились. Посмотрите, наши картинки выстраиваются по сюжету. Их уже пять.

Петушок в своей корзинке принес баночку с мукой. Мышата насыпали зерен в муку и Петушок просит нас, её просеять через сито. Только трудиться вам нужно в парах, так  дело быстрее пойдет. Один из вас будет высыпать муку, а второй сеять, в процессе вы можете поменяться.

Дети просеивают муку, отделяя зерна. Педагог в процессе задает вопросы.

 П.: Ребята, а какая мука?

Ответы детей (белая, пушистая, мягкая, рассыпчатая, легкая и т.д.).

 П.: А давайте попробуем порисовать на муке и нарисуем колосок.

Дети рисуют на муке, насыпанной тонким слоем, колосок. Педагог уточняет строение (стебель, зерна, волоски - остья).

П.: Ребята, вот муку мы просеяли, а что ещё нужно, чтобы приготовить тесто?

Дети перечисляют, педагог достает все это из корзинки, выставляя на стол (молоко или вода, яйца, песок, немного соли).

П.: Гости Петушка кушают только то, что приготовлено из зерна. А что можно приготовить из зерна?

Ответы детей (блинчики, оладьи, сушки, пирожки, торты и т.д.).

П.: Мышата и тут нашалили, они перепутали все продукты. Давайте, поможем Петушку их разобрать.

Интерактивная компьютерная игра «Четвертый лишний».

П.: Вы прекрасно справились с заданием. А сейчас я вам предлагаю немного размяться и вспомнить всё путешествие от зернышка до колоска.

Физкультминутка «От зернышка до колоска»

Весной землю распахали,

Зерном засевали,

Солнце припекало,

Землю согревало.

Дождик поливал,

И росточек подрастал.

К свету и теплу тянулся,

Колоском он обернулся.

Поспел урожай,

Приезжай -  собирай.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

П.: Пока мы с вами играли уже и тесто подоспело. Давайте, поможем Петушку приготовить угощенье для друзей. Но работать нужно дружно, помогая друг другу, а то не успеть нам в срок.

Педагог предлагает детям слепить разные виды хлебобулочных изделий, украсить их сверху с помощью формочек, отпечатков, нанести узор стекой или разными видами зерен (горох, фасоль, пшено, греча). Слепив изделия, дети с помощью педагога укладывают их на тарелочки и помещают в корзинку.

П.: Ребята, как вы думаете, у нас все получилось? Вам нравятся наше угощенье? А почему у нас так быстро шла работа?

Ответы детей.

П.: Да, действительно, потому что мы дружно работали, помогали друг другу. Ведь есть такая пословица: «Врозь грузно, а вместе дружно. Как потрудились, так и наградились». А сейчас я вам предлагаю поздравить Петушка с днем рождения и спеть ему «Каравай».

Дети вместе с педагогом поют Петушку «Каравай». Затем педагог провожает Петушка с корзинкой и угощением, а дети в этот момент танцуют под песенки о дружбе, которые звучат и во время лепки.

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

Педагог подводит итоги. Дети делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры — драматизации по мотивам русской народной сказки «Теремок» для средней группы

Цели и задачи: Развивать интерес детей к театрализованной игре. Учить разыгрывать несложные представления по знакомому литературному произведению. Учить использовать для воплощени...

Конспект НОД "КОММУНИКАЦИЯ" по мотивам сказки "Как сорока клеста судила"

В данном конспекте представлены интеграции образовательных областей:- Коммуникация- Музыка- Художественное творчествоИспользование малых фольклорных форм и сказки....

Конспект НОД "КОММУНИКАЦИЯ" по мотивам русской народной сказки "Морозко"

В данном конспекте представлены интеграции следующих образовательных областей:- Коммуникация- Познание- Музыка- СоциализацияИспользование малых фольклорных форм...

Конспект игры — драматизации по мотивам русской народной сказки «Теремок» для средней группы.

Конспект игры — драматизации по мотивам русской народной сказки «Теремок» для средней группыВыполнила: Воспитатель: Дроганова В.В  Цели и задачи: Развивать интерес детей к театрализова...

Конспект музыкального занятия «Народные мотивы» для детей старшего дошкольного возраста.

Материал может быть полезен для педагогов ДОУ в проведении занятий на тему  "Народная музыка"....

Конспект театрализованного представления по мотивам русской народной сказки "Теремок"

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках, все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Каждый ребенок неповторим, обладает только ему свойственными ...

Конспект театрализованного представления по мотивам русской народной сказки "Гуси - лебеди" для детей старшей группы ФФН

Данный материал дает возможнсть развивать монологическую и диалогическую речь  у детей старшей группы с ФФН  через театрализованную деятельность....