Технологическая карта по образовательной деятельности.«Цветной коврик для гномов» плетёный из бумаги
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Тимина Надежда Леонидовна

Технологическая карта по образовательной деятельности

«Художественно-эстетическое развитие» (конструирование из бумаги), «Познавательное развитие»

«Цветной коврик для гномов» плетёный из бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.1.timina_nod_pletenie_kovrika_iz_bumagi.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по образовательной деятельности

педагог: Тимина Надежда Леонидовна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Журавленок» г. Надыма

Образовательная деятельность

«Художественно-эстетическое развитие» (конструирование из бумаги), «Познавательное развитие»

Возраст детей

6-7 лет

Тема НОД

«Цветной коврик для гномов» плетёный из бумаги

Цель:

Развитие способности детей к конструктивно-модельной деятельности, стимулирование детского творчества.

Задачи:

- учить  делать коврик, переплетая бумажную основу полосками цветной бумаги, пользуясь рисунком;

- продолжать учить детей сгибать квадратный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны;

- учить по линейке делать отметки через расстояние, а затем соединять тонкими линиями.

-  продолжать учить разрезать, ровно по линиям,  полоски от линии сгиба;

- воспитывать усидчивость, внимание, развивать творческий замысел;

- воспитывать волевые качества (умение доводить начатое дело до конца);

- учить  анализировать работы;

Материал

Квадраты (20 х 20 см) плотной белой бумаги, по 6 разноцветных полосок из цветной бумаги (2х20) для каждого ребенка, линейка, грифельный карандаш, ножницы, клей, салфетки, 2-3 образца, выполненные в разной цветовой гамме и с разным плетением. 
Магнитная доска, ноутбук, SMART-доска. Мультимедиа-презентация. Изделия ручной работы.

Предполагаемый результат

Дети достигли детской цели, коврики из бумаги сплели.

Этапы технологии «Ситуация»

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

  1. Введение

в игровую

ситуацию

Эмоциональный, доброжелательный настрой на предстоящую деятельность.

Воспитатель собирает вокруг себя детей и просит вспомнить, какую сказку про гномов они слушали, (дети называют сказку, имена гномов и сколько их было). 
С помощью своих лесных друзей гномики нашли отличный новый домик на лесной опушке и поселились в нём. Есть у них мебель, посуда.

Ребята! Как вы думаете, какие предметы создают в нашем доме уют, тёпло?

Делают красивым интерьер? (предположения детей).

С древних времен ковры применялись в обстановке жилища человека и были излюбленным предметом украшения, благодаря своим художественным  качествам.

Ковры не только украшают помещения, но и служат для утепления пола и стен.

Ковры изготавливаются вручную или с использованием специальных машин.

А вы хотите сегодня, порадовать гномиков, сделать и подарить им цветные коврики на новоселье? А сможете?

Включаются в игровую ситуацию. Ответы на вопросы.

Настрой на предстоящую деятельность.

Включены в игровую ситуацию

  1. Актуализация знаний

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.

(Вношу два не больших  коврика  и предлагаю их потрогать, рассмотреть, рассказать какие они).(ответы детей), Рассказываю о том, что плетение – это одно из древних ремесел.

На Руси такое ремесло пользовалось большим успехом. На сегодняшний день оно не потеряло своей актуальности. Плетеные изделия можно встретить в любом доме: корзинки, кашпо,  мебель, салфетки. Все эти предметы придают интерьеру необычный характер.

Ребята, знаете ли вы, что такое симметрия? Что означает «симметричный» и «не симметричный рисунок»?

Давайте обратимся к толковому словарю. Симметрия (по Ожегову)

SMART-доска , дидактическая игра

«Сложи в корзины гномов коврики».

Правила игры: рассмотрев все коврики, каждый по очереди выбирает коврик с симметричным рисунком, его в правую корзину гномика, коврик с не симметричным рисунком в левую корзину гномика.

Включаются в игровую ситуацию; Актуализируют знания о геометрических телах

Умение слушать и понимать, удерживать учебную задачу.

Планирование сотрудничества со сверстниками, наличие устойчивых познавательных интересов.

  1. Затруднение в ситуации

Фиксация затруднения, понимание его причины.

Молодцы, ребята, вы можете распознать рисунки по симметрии!

А как вы думаете, чем занимаются ткачи? (предположения детей).

Ковер ткали вручную на специальном станке, а человек, который работал на этом станке, назывался ткачом. На производстве ковры ткут на специальных машинах, все операции автоматизированы. Человек управляет пультом и следит не за одним станком, а за несколькими.

Хорошо, теперь вы знаете, чем занимаются ткачи! Ковроткачество – это самый главный процесс.

Теперь вы сможете сами сплести коврики для гномов?

Предлагаю стать ткачами и изготовить свой коврик из бумаги, используя ее свойства: эластичность и упругость.

Катя, как ты думаешь для начала ткачества, что нужно? (придумать узор, стать дизайнером)

Амина, напомни, на чём вы будете плести ваш коврик? (на основе)

Соня, что нужно выбрать для плетения?

 (цветные  полоски)

Помним о том, что цвета должны сочетаться или гармонировать цветом между собой.

 (на столах необходимое для работы) 

Итак, какой должен быть коврик?

(ровной, цветные полоски плотно прилегают друг к другу, не расположены криво, необходимо приклеивать края, чтобы полоски не выпадали из коврика).

Можно приступать к ковроткачеству.

-Четырёхугольник  со сторонами 20х20 см. складываем пополам.

-Отступив от края,  противоположного линии сгиба, по линейке начертить линию.

- По этой линии делаем отметки с помощью линейки и карандаша соблюдаем одинаковое расстояние через 2 см., затем соединяем (вертикальные линии)

-Со стороны сгиба по начерченным линиям делаем надрезы одинаковой длины до горизонтальной линии.(техника безопасности при работе с ножницами)

- Разворачиваем заготовку.

Полоски бумаги разных цветов пропускаем  через заготовку, чередуя в шахматном порядке.

- Концы полосок подклеить.

После того, как дети выполнили плетение, воспитатель спрашивает: у всех ли получилось?

Обменяйтесь ковриками друг с другом и посмотрите, как выполнено плетение?

В результате проверки может не хватить места для цветной полоски.  

А почему это случилось?

Что вы сделали не так?

(полоски не у всех плотно прилегают друг к другу, неправильно выполнено плетение).

Активизируют мыслительные процессы.

Умение фиксировать затруднение, выявлять причину затруднения.

Ответы детей.

  1. Открытие нового знания или способа действия

Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.

( .. слайд)

 Давайте рассмотрим, какие могут быть плетёные ковры  (предлагает рассмотреть дизайн и рисунки на смарт-доске.

Посмотрите на свои плетёные коврики – как можно назвать рисунок плетения?

Каким способом вы научились плести? («шахматным» способом).

Верно, ребята, такое соединение называется «шахматное» переплетение.

Включаются в активную познавательно-речевую деятельность – рассуждают, отвечают на вопросы, делятся мнениями, выстраивают логическую цепочку строительства.

Умение выбирать способы преодоления затруднения.

Ответы детей.

  1. Введение новых знаний в систему знаний

Использование ранее полученных знаний в деятельности

А вы хотите для новоселья сказочных гномов сплести коврики? А сможете? (да!).

Давайте вместе договоримся, как будем плести

Слайд № 4. (рисунок плетения коврика).

Ребята, посмотрите внимательно на рисунок, который вам поможет при плетении ковриков. 

Займите рабочие места. Берите нужные вам предметы для выполнения плетения. Приступайте к плетению ковриков.

По ходу деятельности детей педагог осуществляет помощь детям, координирует их работу, предлагает дизайн узора.

В завершение работы коврики раскладываются у сказочного домика, воспитатель достаёт игрушечного гномика, посмотреть на плетёные коврики.

Самостоятельно подбирают детали конструктора, работают по схеме, учатся работать в команде.

Самоконтроль

Конструктивная деятельность детей.

  1. Осмысление (итог)

Фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание условий, которые позволили достигнуть этой цели.

А теперь вспомним пословицы и поговорки:

Ремесло - золотой кормилец.

Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит.        

Ремесло плеч не тянет.

Ремеслу везде почет.  

Ребята, сегодня вы были настоящими ткачами?

Вы смогли сплести из бумаги цветные коврики, как настоящие ткачи?

Что вам в этом помогло? (узнали новый способ плетения «шахматка»).

Что узнали нового? (симметрия-одинаковость в расположении частей чего-нибудь по противоположным сторонам от точки прямой или плоскости)

 Были ли затруднения?

Ты доволен своей работой, Арсений?

Что у тебя получилось лучше всего, Муслим?

Какой коврик, Амина, нравится тебе больше всего, Соня? Почему? (аккуратно выполнен, ровно начерчены линии, плотно расположены цветные полоски и т.д.).

Молодцы, ребята, сегодня вы научились плести коврики из бумаги, как настоящие ткачи!

Ребята! Как вы думаете, гномы обрадуются

красивым цветным коврикам?

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях

Умение оценивать свои действия

Обыгрывание получившейся постройки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОД: конструирование из бумаги (оригами) «Автомобиль».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: художественно-эстетическое развитие. Ф.И.О. СТУДЕНТА: Шестакова Татьяна Владимировна ДАТА:17.10.2019г. ГРУППА (ВОЗРАСТ): подготовительная группа (6-7лет). ЦЕЛЬ: ф...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности "Секреты обыкновенной бумаги"

Технологическая карта  непосредственной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию для детей подготовительной группы "Секреты обыкновенной бумаги". Данный ко...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по выполнению аппликации из бумаги

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по выполнению аппликации из бумаги....