Дополнительная общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа "Наклей - ка"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа) по теме

Баюшева Татьяна Александровна

В данной программе  представлены цель и задачи работы, а также учебно - тематический и перспективный план занятий  по развитию творческих способностей детей 5 - 7 лет через аппликативную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pedagoga.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №450 «Рябинка»

Принята на                                                            

педагогическом совете № 1

«31» августа 2017 г.

Утверждено

Приказом заведующего МАДОУ «Детский сад №450 «Рябинка»

От «31 » августа  2017_г. №195

____________________ Ю.Ю. Казакова

Дополнительная общеобразовательная

дополнительная общеразвивающая

программа

«НАКЛЕЙ – КА»

Возраст детей: 5 – 7 лет

/в группах общеразвивающей направленности/

Срок реализации программы: 2 года

Автор:

Кузмина Е.С. – старший воспитатель

Баюшева Т.А. – воспитатель МАДОУ «Детский сад №450»

г. Нижний Новгород

2017

Паспорт программы

Вид образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная

Направленность образовательной программы

Дополнительная общеразвивающая

Автор программы

Кузмина Е.С. – старший воспитатель

Баюшева Т.А. – воспитатель

Возраст детей, участвующих в реализации программы

5 – 7 лет

Срок реализации

2 года

Место реализации программы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №450 «Рябинка»

Цель программы

Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством аппликации

Ожидаемые результаты

  • Развитие активности и самостоятельности детей в художественно-эстетической деятельности;
  • Развитие умения находить новые способы для художественного изображения;
  • Развитие умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
  • использование различных приемов и техник при выполнении аппликации.

Нормативно – правовая база программы

  • Новый закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ;
  • ФГОС дошкольного образования от 17.10.2013 №1155
  • Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26)

Пояснительная записка

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность, в частности, аппликация. Аппликация в детском саду — эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Аппликация важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски, крупы, ткани и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.

Данная программа направлена на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развития воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.

Кружок дает широкие возможности для творческого самовыражения, способствует осознанному выбору ребенком деятельности на созидание, создание нового, а не на разрушение, желание сломать.

Цель работы: развитие творческих способностей детей 5-7 лет через аппликативную деятельность

Основные задачи:

  • Формировать  умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
  • Познакомить с основными  приемами в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);
  • Побуждать детей  работать с нетрадиционным материалом при создании аппликации;
  • Обогащать сенсорные впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
  • Развивать  мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
  • Развивать  творческую фантазию, эстетическое  и цветовое восприятие;
  • Воспитывать   желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

Форма работы с детьми:

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 25 - 30 минут.

Срок реализации программы 2 года.

Ожидаемые результаты работы: 

Умение ребенком   украшать свою работу различными материалами;

  • Умение планировать работу по реализации замысла;
  • Способность предвидеть  результат и достигать его;
  • Развитие  активности и самостоятельности детей в художественно-эстетической деятельности;
  • Умение  находить новые способы для художественного изображения;
  • Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
  • Использование различных приемов и техник при выполнении аппликации.

Подведение итогов: осуществляется в виде составления книжек раскладушек с фотографиями работ, оформление индивидуальных выставок, использование в интерьере или на участке дошкольного учреждения, подарок к празднику, участие в творческих конкурсах изобразительного мастерства.

Особенности программы: программа направлена на раскрытие индивидуальных особенностей каждого ребёнка, удовлетворение собственных потребностей детей в творческом самовыражении.

Учебно – тематический план занятий (для детей от 5 – 6 лет)

№ п/п

Разделы

Количество занятий

1.

Знакомство с  разными видами бумаг

1

2.

Аппликация из природного материала

3

3.

Мозаичная аппликация

4

4.

Накладная аппликация

4

5.

Обрывная аппликация

4

6.

Аппликация из ваты

4

7.

Объёмная аппликация из бросового материала

4

8.

Аппликация из крупы, ниток, макарон

4

9.

Аппликация из цветной и гофрированной бумаги

4

10.

Аппликация из ткани

4

ИТОГО:

36 часов

Учебно – тематический план занятий (для детей от 6 – 7  лет)

№ п/п

Разделы

Количество занятий

1.

Знакомство с  разными видами бумаг, техникой безопасности при работе с ножницами

1

2.

Аппликация из бросового материала

3

3.

Ленточная аппликация

2

4.

Декоративная аппликация    

3

5.

Аппликация с элементами оригами

3

6.

Ажурное вырезание

3

7.

Аппликация и плетение из бумажных полос

3

8.

Аппликация с элементами квилинга

3

9.

Силуэтная аппликация

3

10.

Торцевание                                                  

3

11.

Аппликация из ниток

3

12.

Аппликация с элементами бумагопластики

3

13.

Сюжетная аппликация

3

ИТОГО:

36 часов

Перспективный план занятий с детьми 5 – 6 лет

Месяц

Программное содержание

Темы занятий

Сентябрь

Формировать у детей умение создавать сюжетные композиции из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян» развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, вызвать желание сохранять её красоту в аранжировках и флористических композициях.

  1. Бумага, какая она?
  2. Бабочка
  3. Красивый ёж
  4. Грибы для белочки

Октябрь

Формировать умение работать с мелкими частями бумаги (квадраты, круги), создавая образ путём наклеивания одинаковых частиц,  закрепить умение вырезать маленькие части (квадраты, круги).

Развивать чувство цвета и композиции. Формировать умение планировать свою работу и технологично осуществлять замысел.

  1. Золотые берёзы
  2. Букет цветов
  3. Котик, котик…
  4. Коллективная работа «Нарядный платок».

Ноябрь

Научить накладывать и наклеивать детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру; формировать умение задумывать образ и последовательно его создавать; закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами и намазывать клеем детали аппликации.

  1. Солнышко из ладошек.
  2. Жар – птица
  3. Аквариум
  4. Платье для куклы

Декабрь

Познакомить детей с новым приёмом работы с бумагой: «обрыванием»; 
научить выполнять работу в технике обрывной аппликации. Научить конструировать изображение из клочков бумаги; учить обрывать края бумаги, закругленной формы; учить скатывать большие и маленькие комочки из бумаги; учить самостоятельно придумывать и изготавливать композиции.

  1. В саду много ягод и цветов (коллективная работа)
  2. Цыплята на лугу
  3. Грибная корзина (контурный рисунок)
  4. Мишка косолапый

Январь

Познакомить детей с материалом для аппликации – вата. Дать представления о свойствах данного материала. Формировать умение применять в работе разные техники аппликации. Развивать чувство формы и композиции.

  1. Где – то на белом свете…
  2. Заснеженный дом
  3. Зимний лес
  4. Зверьё моё

Февраль

Привлекать детей к работе с бросовым материалом, развивать мелкую моторику, усидчивость, творчество, фантазию, воспитывать аккуратность и самостоятельность при изготовлении поделки.

  1. Снеговики
  2. Снежный лес
  3. Подарок папе
  4. Весёлые матрёшки

Март

Познакомить детей со «съедобными» аппликациями. Совершенствовать технические навыки работы с разнообразным материалом (крупа, нитки, макароны). Развивать творчество, замысел, фантазию.

  1. Подарок маме
  2. Эх, ты Совушка сова… (аппликация из крупы)
  3. Весенний натюрморт (аппликация из ниток)
  4. Мчится лодка по волнам… (аппликация из макарон)

Апрель

Познакомить детей с гофрированной бумагой. Закрепить технические навыки вырезания ножницами. Познакомить с рациональными способами вырезания из бумаги (сложенной гармошкой, дважды пополам). Развивать композиционные умения, чувство цвета. Воспитывать навыки организации и планирования работы.

  1. Весенний букет
  2. Банка варенья для Карлесона
  3. Заморский натюрморт (коллективная работа)
  4. Башмак в луже

Май

Познакомить детей с одним из видов аппликации – аппликация из разных видов ткани. Сформировать умение работать с тканью (вырезать, наклеивать). Развивать комбинаторные и композиционные умения: составлять варианты воображений из нескольких частей, красиво размещать на композиционной основе. Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества при создании коллективной композиции.

  1. Петя – петушок
  2. Коллективная работа «Город летом»
  3. Чаепитие
  4. В гостях у сказки

Перспективный план занятий с детьми 5 – 6 лет

Месяц

Разделы

Программное содержание

Темы занятий

Сентябрь

1,2,3 неделя

Аппликация из бросового материала

Закреплять навыки работы с различными материалами;
упражнять в работе с ножницами и бумагой;
развивать мелкую моторику рук; развивать композиционные умения, творчество и фантазию.

  1. Наш город (коллективная работа)
  2. Гусеница
  3. Радуга – дуга (из макарон)

Сентябрь 4 неделя

Октябрь

1 неделя

Ленточная аппликация

Познакомить детей с новым видом аппликации (ленточной); формировать умение работать с бумагой: складывать её гармошкой, вырезать плавные не прерывистые линии, развивать чувство композиции.

  1. Там сосны высокие (коллективная работа)
  2. Голуби на черепичной крыше

Октябрь

2 - 4 неделя

Декоративная аппликация                                                        

Познакомить детей с декоративной аппликацией, с новыми приёмами аппликативного оформления изделий – прорезным декором. Формировать умение вырезать геометрические и растительные элементы на полосе бумаги, сложенной вдвое. Развивать чувство композиции (строить узор, чередуя элементы) и цвета (подбирать для накладной многоцветной аппликации гармоничные цветосочетания)

  1. Ажурная закладка для книжки
  2. Салфетка под конфетницу
  3. Наша клумба (коллективная композиция)

Ноябрь

1 – 3 неделя

Аппликация с элементами оригами

Познакомить детей с новым видом декоративно – прикладного искусства – оригами. Научить складывать не сложные фигуры. Оформлять работы, в композицию используя элементы аппликации. Развивать творческие способности.

  1. Зайка с морковкой
  2. Аквариумные рыбки
  3. Открытки для папы

Ноябрь 4 неделя

Декабрь

1-2 неделя

Ажурное вырезание

Познакомить детей с новой техникой вырезания (ажурное вырезание). Знакомить детей с необходимыми материалами и приемами работы. Учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.  Формировать умение вырезать силуэт и оформлять его. Способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев. Развивать глазомер, творческие способности.

  1. Узор на окне
  2. Обложка для книги
  3. Снежинка

Декабрь 3-4 неделя

Январь

1 неделя

Аппликация и плетение из бумажных полос

Познакомить детей с новым видом декоративно – прикладного искусства – плетение из бумажных полос. Совершенствовать  технику аппликации: резать ножницами по прямой, не доходя до края, останавливаясь на контрольной линии сгиба; срезать по сгибам; переплетать бумажные полоски; закруглять уголки прямоугольной формы.

  1. Корзина для натюрморта.
  2. Подсолнухи
  3. Снесла курочка яичко

Январь 2 – 4 неделя

Аппликация с элементами квилинга

Познакомить детей с новым видом декоративно – прикладного искусства – квилингом. Закреплять умение детей разрезать листок бумаги на тонкие полоски. Формировать умение скручивать полоски в спиральки и составлять из них композицию. Развивать мелкую моторику рук, творчество и фантазию.

  1. Животные жарких стран
  2. Бабочка
  3. Снегири на ветках

Февраль 1 – 3 неделя

Силуэтная аппликация

Активизировать технику силуэтной аппликации или вырезания по нарисованному контуру. Познакомить с искусством силуэта. Формировать композиционные умения. Развивать чувство формы и пропорцийПоощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы; поддерживать личностное творческое начало.

  1. Кто в лесу живёт?
  2. Зимние пейзажи
  3. Ангелочки

Февраль 4 неделя

Март 1 – 2 неделя

Торцевание

Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – торцевание; ознакомить детей с техникой выполнения.

Формировать умение работать с инструментами, при выполнении поделок в технике «торцевания». Воспитывать эстетическое восприятие, художественный вкус.

  1. Мой любимый сказочный герой
  2. Открытка для мамы
  3. Морской пейзаж

Март 3 – 4 неделя

Апрель 1 неделя

Аппликация из ниток

Формировать умение делать аппликацию из шерстяных ниток. Обогатить аппликативную технику (показать два разных способа создания образа: контурное и силуэтное. Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

  1. Пушистые картины (ниточка за ниточкой.
  2. У бабушки в деревне
  3. Портреты

Апрель 2- 4 неделя

Аппликация с элементами бумагопластики

Познакомить детей с новой техникой в аппликации – бумагопластика. Познакомить детей с различными приёмам и способами действий с бумагой, работе с чертежами, шаблонами. Развивать творческие способности, воображение, пространственное мышление, чувство прекрасного. 

  1. Первоцветы
  2. Пасхальное яичко
  3. Весна идёт (весенние картины в рамочках)

Май 1 – 3 неделя

Сюжетная аппликация

Формировать у детей умение создавать сложную композицию из вырезанных элементов. Развивать композиционные умения: составлять изображение предмета из нескольких частей, ритмично располагать одинаковые формы в ряд, чередовать две и несколько форм; строить изображение в зависимости от композиционной основы. Формировать умение располагать вырезанные формы на листе в определённом порядке и наклеивать в соответствии с сюжетом.

  1. Качели – карусели (детская площадка).
  2. Моя любимая сказка
  3. Перо жар – птицы (аппликация с элементами рисования)

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • словесные;
  • наглядные
  • практические

Техническое оснащение занятий:

Достаточно просторное помещение для занятий с хорошим дневным освещением. Есть место для размещения выставочных работ, шкаф для хранения инструментов, материалов, образцов готовых изделий. Есть в наличии телевизор для демонстрации иллюстративного материала, фотоаппарат для фотографирования работ, чтобы впоследствии составить альбом с лучшими детскими работами, участвовать в конкурсах.

Формы работы:

  • беседы
  • рассматривание
  • регламентированные занятия
  • выставки

Наглядные пособия:

  • иллюстрации
  • образцы работы

Необходимые материалы:

  • цветная бумага, цветная двухсторонняя бумага;
  • цветные салфетки;
  • крупы, пластилин, сухие листочки деревьев;
  • цветной картон;
  • гофрированная бумага;
  • клеёнки;
  • ткань;
  • нитки;
  • вата;
  • ножницы с тупыми концами;
  • клей ПВА, клеящий карандаш;
  • кисточка, карандаш, линейка, фломастеры.

Список использованной литературы:

  1. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
  2. Гусакова М.А. “Аппликация”, М.: Просвещение, 1987 г.
  3. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”, М.:ТЦ "Сфера", 1999 г.
  4. Волкова Н.В., Жадько Е.Г. «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
  5. Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998 г.
  6. Давыдова М.А., Агапова И.А. «Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона», М.: ООО “ЛАДА”, 2008 г.
  7. Ворончихин Н.С. «Сделай сам из бумаги», Ижевск: Удмуртский университет, 1994 г.
  8. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.
  9. Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.    
  10. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.
  11. Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Москва, «Просвещение», 1992.
  12. Е.Р. Румянцева «Простые поделки без помощи мамы» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006. 
  13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, М., изд. «Цветной мир», 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Колесо чудес»

Образовательная  и  общеразвивающая программа «Колесо чудес» программа предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Программа направлена на работу с  детьми мл...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ « Развитие звуко-буквенного анализа и овладение грамотой детей дошкольного возраста» .

Одной из главных задач подготовки ребенка к школе является развитие его речи, обучение родному языку.        В возрасте шести лет речь для детей из средства общ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ре­бенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического ос­воения математических поня...

Дополнительная общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа "Ассорти"

Программа направлена на физическое развитие детей посредством чирлидинга...