Долгосрочный проект "Пластилиновые фантазии"
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Проколова Нина Сергеевна

Презентация и доклад к проекту

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад к проекту42 КБ
Файл Презентация к докладу2.53 МБ

Предварительный просмотр:

(Слайд 1)

"Развитие творческих способностей младших дошкольников и их эстетическое развитие" (Представление опыта работы кружка "Пластилиновые фантазии")

Н.С. Проколова, воспитатель МКДОУ детский сад № 86

        

        (Слайд 2) В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культрой человека. Дошкольное детство является тем периодом, когда закладываются основы развития личности и формируются творческие способности ребенка, фундаментом которых   свободно могут выступать специфичные виды деятельности, присущие дошкольникам. Одним из таких видов деятельности  является лепка.         

        (Слайд 3) Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. У маленького ребёнка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребёнка тем, что несут определённую информацию. Они влияют и на формирование нравственных качеств.

        (Слайд 4) Создание ребёнком даже самых простых скульптур - это всегда творческий процесс. Во время работы с пластическими материалами ребёнок испытывает эстетическое наслаждение от пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Из небольшого комочка пластичной массы ребенок может создавать бесконечное множество разных образов, каждый раз находить для себя новые варианты и способы, менять замыслы, обыгрывать сюжеты... Это путь проб и ошибок, изобретений и открытий - это  путь исследователя-первооткрывателя.

        (Слайд 5) Лепка как направление художественно-эстетического развития нашли отражение в исследовательских работах Татьяны Николаевны Дроновой,  Тамары Семеновны Комаровой, Натальи  Борисовны Халезовой и др.

        Исследования многих ученых (Н. С. Ващуленко,           Е. В. Гурьянов, А. Ю. Прийщепа, Г. М. Еременко, Г. М. Рыженко и другие) подтверждают: у шестилетних детей в школе часто возникают трудности из-за несовершенства зрительного и двигательного анализаторов. Главной причиной недостатков письма - скованность руки, неумение согласовывать действия в процессе изображения буквы. Лепка в дошкольном возрасте поможет  более быстрому формированию этих навыков.

        Изучение свойств и качеств предмета при помощи руки и взгляда с анализом его частей, сравнением пропорций дает возможность ребенку расчленить сложную форму предмета на простые геометрические, выделить основную часть, соблюдая соотношение частей изображаемого.

        (Слайд 6) Вместе с этим обогащается и развивается словарь ребенка, коммуникативные навыки, связная  речь, ведь ребенок называет форму предмета, описывает образ, уточняя его особенности, оценивает произведение народного мастера.

        Изготовление детьми изделий из пластичных материалов в детском саду и в семье формирует образное мышление, развивает память, внимание, воображение и другие психические процессы, непосредственно влияющие на результативность овладения навыками письма в школе, способствует координации руки и глаза, укреплению мышц кисти руки, совершенствует пространственную ориентацию на плоскости листа.

        (Слайд 7) Так как игра является ведущей деятельностью в детском саду, она располагает возможностями ярко и красочно организовать, обыграть весь ход деятельности, что способствует лучшему усвоению материала детьми. Объёмность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

        Исследования О. В. Запорожца, Е. И. Игнатьева подтверждают, что любая деятельность имеет подготовительную и исполнительную части. К подготовительной части работы с пластическим материалом входит обучение детей тактильно-зрительному восприятию натуры во время ее обследования перед процессом лепки.

        (Слайд 8) Для формирования выше перечисленных навыков у детей организована работа с применением системно-деятельностного подхода.         Изучая различные свойства глины и пластилина, н знакомится с объёмом, формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. В лепке на первое место выступает объёмная форма предмета, пластика и ритм. Все три компонента реально существуют в пространстве, что формирует в ребёнке умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей, развивает внимательность и интерес к окружающей действительности.        Лепка в большей мере, чем рисование и аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений (дети непосредственно сопоставляют части между собой и со всей фигурой в целом, определяют размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путём).

        (Слайд 9) В лепке одновременно задействованы обе руки, что способствует межполушарному взаимодействию. Тактильная активность особенно ярко проявляется у детей именно при лепке, также задействован зрительный анализатор. Лепка напрямую влияет на формирование фантазии. Как известно развитие фантазии у ребёнка тесно связано с развитием интеллекта.

        (Слайд 10) Для создания изделий из глины или пластилина мы используем три способа лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный.

        

        (Слайд 11) На основании вышесказанного был создан кружок «Пластилиновые фантазии», разработана программа «Пластилиновые фантазии», цели и задачи 1 года работы представлены на слайде. В течение 2016 – 2017 года, видя результаты работы с детьми, был разработан долгосрочный проект с одноименным названием.

Данный проект реализуется в процессе прохождения следующих этапов:

  1. Подготовительный (изучение теоретических аспектов обучению лепке в детском саду, подбор наглядного и демонстрационного материалов, первичная диагностика практических навыков детей приемов лепки)
  2. Практический (описание программы и пути её реализации)

Проект рассчитан на 4 года (вторая младшая группа – подготовительная группа).

(Слайд 12) 2016 – 2017 учебный год – пропедевтический.

Были освоены с детьми основные приемы лепки, заложены основы развития мелкой моторики рук. Отработав  приемы лепки на пластилине, в средней группе мы перешли на работу с более сложным материалом – скульптурным пластилином и пробуем лепить простые формы из глины.

В старшей группе запланирована работа с самой глиной, а в перспективе – формирование навыков к созданию русской народной игрушки с использованием обжига и декоративной росписи

 (Слайд 13-14) 2017 – 2018 учебный год – второй год работы по проекту, промежуточная диагностика позволила скорректировать содержание проекта для успешной реализации поставленных задач и учесть возможности вновь прибывших детей. Результаты представлены в виде диаграм, где мы можем наблюдать положительную динамику.

        Задачи реализации проекта на данный учебный год  представлены на слайде (слайд 15):

        Данные задачи направлены на формирование целевых ориентиров: готовность детей к началу подготовительной группы  на когнитивном и практическом уровнях к  созданию русских народных глиняных игрушек с использованием обжига и декоративной росписи.

        На основании промежуточных диагностик будут вноситься  корректировки в содержание проекта, чтобы в подготовительной группе мы получили ожидаемые результаты.  

 (Слайды 16-17) Так как итогом деятельности по  лепке - это всегда  некий продукт. По завершению усвоения запланированных тем мы представляем свои работы для обозрения на уровне детского сада - итоговые  выставки детского творчества; на районном уровне - участие в творческом конкурсе  "Солнечный ветер", "Радуга творчества", на городском уровне - участие в конкурсе "Бирюльки",  где все представленные работы явились, победителями, лауреатами первой степени, на всероссийском и международном уровнях через участие в интернет-конкурсах "Арт-талант".

(Слайд 18) Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Долгосрочный проект с детьми дошкольного возраста " Пластилиновые фантазии " Н . С . Проколова , воспитатель МКДОУ д/с № 86

Слайд 2

Скульптор И. Я. Гинцбург (1932 г ) говорил о значении лепки следующее: «...В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл... Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного — тела от приставных частей — все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

Слайд 4

Вот так создаются пластилиновые шедевры…

Слайд 5

Т . С . Комарова : художественно - эстетическое воспитание дошкольников Н . Б . Халезова : народная пластика и декоративная искусство в детском саду Т . Н . Дронова : изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников

Слайд 6

ЛЕПКА

Слайд 7

Игровые действия с готовой игрушкой

Слайд 11

Кружок «Пластилиновые фантазии» Цель: создание условий для развития творческих способностей младших дошкольников, их эстетического развития. Задачи: учить простейшим приёмам лепки, формировать умение составлять простые композиции; развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас; воспитывать желание своими руками создавать красивые поделки из пластилина, использовать их в игровой и театральной деятельности, в качестве подарка или для украшения группы.

Слайд 13

Диагностика развития навыков у детей основных приемов лепки

Слайд 14

Диагностика развития мелкой моторики рук

Слайд 15

Задачами реализации проекта на данный учебный год являются : Образовательные : знакомство с декоративной лепкой и народной пластикой посредством изучения русской народной глиняной игрушки; Развивающие : развитие умений и навыков способов лепки декоративных орнаментов, игрушек простых форм (куколка, неваляшка, птичка и т.д ); Воспитательные : воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Слайд 16

Итоговая выставка

Слайд 17

Итоги работы

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативный, долгосрочный, коллективный проект "Мамины помощники" для детей младшего дошкольного возраста

Нормативный, долгосрочный, коллективный проект "Мамины помощники" для детей второй младшей группы. Проводился с целью формирования духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к бли...

Презентация долгосрочного проекта

Презентация представляет учебный материал по использованию проектного метода в детском саду. Создана в Microsoft PowerPoint 2007....

Консультация для педагогов "Бином фантазии или "Грамматика фантазии"

quot;Если мы хотим научить детей думать, то прежде мы должны научить их придумывать"   Дж. Родари...

Мастер-класс «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста.

Игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста...

Долгосрочный проект по пластилинографии для детей подготовительной группы на тему: «Пластилиновые фантазии»

Цель: Развитие ручной умелости у детей  дошкольного возраста посредством пластилинографии.Образовательные задачи:- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредство...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

СТАТЬЯ «Бином фантазии»: как придумать сказку и развить гениальность, фантазию, воображение.

quot;Бином фантазии"- это приём основан на создании чего – либо нового, абсолютно неизвестного никому, не существовало в природе. Данный приём целесообразно использовать при работе над сло...