Главные вкладки

    Самообразование "Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук".
    рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

    Перминова Галина Георгиевна

    Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

    Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_po_samoobrazovaniyu_1_avtovosstanovlenie.docx22.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    План самообразования

    Тема:

     «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук»

    Воспитатель: Перминова Галина Георгиевна

    высшая квалификационная категория


    Актуальность.

    Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

    Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.

    Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшегодошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

    Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

    Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

    Цель:

    Продолжить развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.

    Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

    Задачи:

    • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме самообразования.

    • Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

    • Подготовить и провести комплекс занятий с целью развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

    • Выявить результативность проведенной работы по развитию мелкой моторики посредством пластилинографии у младшего дошкольного возраста.

    Формы работы:

    Совместная работа с детьми:

    • Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.

    • Наблюдения.

    • Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.

    • Организация выставок.

    • Изготовление подарков.

    • Чтение художественной литературы.

    • Дидактические игры.

    Самостоятельная деятельность детей.

    • Рассматривание фотографий поделок, иллюстративного материала

    • Создание поделок.

    Ожидаемый результат работы с детьми:

    • У детей появится устойчивый интерес к занятию пластилинографией.

    • Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.

    • Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.

    • Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, использования разных материалов для декорирования.

    Научатся использовать материал для работы:

    - Цветной картон

    - различные материалы для оформления работ (ленточки, крупы, пайетки и т. д.)

    - Доска.

    - Стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необходимые элементы.

    - Тонкая палочка (для проколов, отверстий) .

    - Формочки.

    Этапы работы:

    1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

    изучение научной и учебно – методической литературы

    2 ЭТАП — внедрение в практику.

    3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.

    Перспективный план работы

    месяц

    направления работы

    самообразование

    дети

    родители

    педагоги

    сентябрь

    1. Изучение нормативно-правовой документации.

    2. Изучение литературы по теме самообразования.

    3. Проведение диагностики детей в группе.

    4. Разработка мероприятий по теме самообразования (перспективного плана работы)

    НОД «Волшебный пластилин» (знакомство с основными приемами лепки)

    Беседы с родителями «Как развита мелкая моторика у вашего ребёнка»

    Разработка тематических планов

    октябрь

    Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

    Изучение интернет ресурсов по теме самообразования.

    НОД «Грибы»

    НОД «Осенний лес»

    Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики дома»

    ноябрь

    Изучение интернет ресурсов по теме самообразования.

    НОД «Посуда: чайная чашка»

    НОД «Поздняя осень: ветка рябины»

    Индивидуальные беседы с родителями по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать?».

    Знакомство с опытом работы других воспитателей

    декабрь

    Работа с методической литературой

    Изучение интернет ресурсов по теме самообразования

    НОД «Скоро Новый Год»

    НОД «Деревья: елочка»

    Выставка  наглядного материала для родителей и педагогов по заданной теме

    Памятка для воспитателей «Мелкая моторика рук и развитие речи»

    январь

    Работа с методической литературой

    Повышение знаний, сбор материала

    НОД «Зимние забавы: снеговик»

    НОД «Дикие животные»

    Оформление папки передвижки для родителей «Пластилинография»

    февраль

    Изучение интернет ресурсов по теме самообразования

    НОД «Книги: сказочный герой»

    НОД «Правила дорожного движения: светофор»

    Представление родителям материала, игр, упражнений, литературы и т. д. по заданной теме.

    Посещение НОД у воспитателей ДОУ по теме самообразования

    март

    Изучение литературы по теме самообразования.

    Пополнение предметно-развивающей среды современным оборудованием.

    НОД «Забота о маме: цветы для мамы»

    НОД «Весна: птицы прилетели»

    Сборник консультаций для родителей по теме «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста в лепке»

    апрель

    Работа с методической литературой

    НОД «Кто живет в воде?» (Ящерица, черепаха)

    НОД «Комнатные растения: фиалка, розы»

    Оформление информационного стенда для родителей

    май

    Повышение знаний, сбор материала

    Работа с методической литературой

    НОД «Весна-красна».

    Выставка детского творчества


    Изучение научной и учебно-методической литературы:

    1.Федеральный государственный образовательный стандарт

    дошкольного образования

    2.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы из – во Мозаика – Синтез Москва 2014.

    3.Лыкова, И. А. Мы лепили, мы играли [Текст]: кн. для педагогов / И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2010. – 125с.

    4.Лыкова, И. А. Лепим с мамой, азбука лепки [Текст]: кн. для педагогов дошкольного образования /

    5.И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2007. – 134с.

    6. Г. Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"

    7. Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей». – Издательство «Скрипторий», 2015

    8. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д", 2004


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нетрадиционные способы изодеятельности как средство развития мелкой моторики будущего школьника

    При организации работы с детьми по изодеятельности важно стимулировать проявление самостоятельности и творчества....

    «Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

    Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов.  Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...

    Проект «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

    Дошкольное воспитание ставит перед педагогами задачу всестороннего развития личности ребенка и его подготовку к обучению в школе. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченны...

    Оригами как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР

    Презентация.   Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Оригами, как вид конструирования из бумаги, позволяет развить моторику рук, заставляя работать ...

    Статья "Ручной труд как средство развития мелкой моторики"

    Ручной труд как средство развития мелкой моторики.     Сейчас в образовательной среде всего мира принято говорить о раннем развитии младенцев. Имеется ввиду дока...

    Консультации для воспитателей Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи

    Консультации для воспитателейСредства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи...

    Проект "Рисование скотчем - как средство развития мелкой моторики и речи детей, имеющих нарушения в развитии"

    Обоснование выбора данной темы, задачи, этапы работы, результаты работы....