Рабочая программа образовательной области «Познание»
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Коновалова Ольга Николаевна

                                    Пояснительная записка.

      Учебная программа  по изобразительной деятельности “Умелые ручки» разработана на основе программы «Радуга» (авт. Т.Н.Доронова, Т.И.Гризик, Л.Ф. Климанова и др.) в соответствии с основными требованиями и положениями Федеральной  образовательной программы.

 Программа состоит из двух разделов.

      Первый раздел  -  «Обучение детей рисованию и лепке», где говорится о развитии творчества у детей  и формировании у них изобразительных умений и навыков. Занятия по обучение рисованию проводится два  раза в неделю (64 часа в год), по лепке - один раз в неделю (34 часа в год).

      Второй раздел  -  «Ручной труд», где говорится об освоении  навыков художественного рукотворчества. Занятия проводятся один раз в неделю (34 часа в год).

Нормативно правовая база программы строится на основе:

- Закона об образовании РФ;

- Концепции модернизации Российского образования до 2010 г.;

- Концепции о правах ребенка;

- Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного)общего образования;

- Базисного учебного плана ОУ.

Актуальность.

Источники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»,- утверждал В.А. Сухомлинский.  Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью.

Опыт показывает, что значительная часть детей, поступающих в 1–й класс, не подготовлена к письму, к выполнению работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Уринская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

образовательной области «Познание»

 на 2015 - 2016  учебный год

Рабочая программа составлена на основе программы«От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой М.А., Васильевой М.А.,

                                                           

                                                                       Составитель: Коновалова Ольга

                                             

                             

                                       

                                      Срок действия программы 1 год

                                    Пояснительная записка.

      Учебная программа  по изобразительной деятельности “Умелые ручки» разработана на основе программы «Радуга» (авт. Т.Н.Доронова, Т.И.Гризик, Л.Ф. Климанова и др.) в соответствии с основными требованиями и положениями Федеральной  образовательной программы.

 Программа состоит из двух разделов.

      Первый раздел  -  «Обучение детей рисованию и лепке», где говорится о развитии творчества у детей  и формировании у них изобразительных умений и навыков. Занятия по обучение рисованию проводится два  раза в неделю (64 часа в год), по лепке - один раз в неделю (34 часа в год).

      Второй раздел  -  «Ручной труд», где говорится об освоении  навыков художественного рукотворчества. Занятия проводятся один раз в неделю (34 часа в год).

Нормативно правовая база программы строится на основе:

- Закона об образовании РФ;

- Концепции модернизации Российского образования до 2010 г.;

- Концепции о правах ребенка;

- Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного)общего образования;

- Базисного учебного плана ОУ.

Актуальность.

Источники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»,- утверждал В.А. Сухомлинский.  Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью.

Опыт показывает, что значительная часть детей, поступающих в 1–й класс, не подготовлена к письму, к выполнению работы кистью, к работе с бумагой, а это уже с первых дней обучения создает трудности. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движения руки; низок уровень зрительно моторных координаций; пространственного восприятия и зрительной памяти. Большинство школьников неправильно держат карандаш, кисть, не умеют правильно сидеть; не знают, как правильно расположить бумагу. Все это создает много проблем в процессе обучения.

Можно помочь детям избежать серьезных трудностей при первых шагах в школе.

Программа «Умелые ручки» поможет ребенку адаптироваться в школе, усвоить правила поведения во время уроков, совершенствовать координацию движения руки (кисти, пальцев). При этом развитие ручной умелости сопровождается развитием различных сторон психики, служить общему развитию детей.

Общее развитие есть целостное движение психики, и важно на каждом уроке давать простор этому целостному движению, т.е. стимулировать проявление и эмоционально-волевой, и сенсорной, и интеллектуальной, и потребностной сфер психики ребенка.

Цель программы:

      Развитие творчества детей и формирование изобразительных умений и навыков, необходимых для создания художественно-выразительного образа; развитие эстетического отношения детей к окружающему миру и формирования у них интереса к декоративно-прикладному и  изобразительному искусству.

Задачи:

Образовательные.

Рисование:

- Учить передавать форму, величину, цвет, пропорции предметов, ритм, подбирать цветовые сочетания, строить композицию.

- Учить самостоятельно, применять изобразительные умения и навыки в рисовании, используя выразительные средства.

- Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов, но и характерные детали, соотношение предметов и их частей.

- Продолжать знакомить с народным декоративно – прикладным искусством.

- Учить эмоционально, откликаться на воздействия художественного образа, понимать содержание произведения.

- Обогащать сенсорный опыт детей.

- Формировать умение организовывать свое рабочее место, работать аккуратно.

Лепка:

- Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из различных материалов.

- Учить лепить с натуры и по представлению знакомые предметы, передавать их характерные особенности, пропорции частей и различия в величине деталей.

- Учить передавать в лепке выразительность образа,  лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие  группы предметов в несложные сюжеты.

- Продолжать формировать умение лепить мелкие детали.

- Продолжать формировать технические умения и навыки работы  с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы.

- Закреплять навыки аккуратной лепки.  

Ручной труд:

- Совершенствовать умение работать с бумагой.

Учить создавать из бумаги объемные фигуры.

- Продолжать учить детей делать игрушки, сувениры из природного материала и других материалов.

Развивающие.

Рисование:

- Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности.

- Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения.

- Развивать чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус.

- Развивать декоративное творчество детей.

Лепка:

- Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы, передавать их характерные особенности.

- Развивать творчество и инициативу.

Ручной труд:

- Развивать творчество и воображение, художественный вкус; воспитывать аккуратность.

Воспитательные.

- Воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

- Воспитание бережного отношения к используемым материалам и готовым изделиям.

  Валеологические:

- Охранять и укреплять здоровье детей;

- Формировать привычку к здоровому образу жизни;

-Закреплять потребности к чистоте и аккуратности;

- Формировать навыки культуры поведения;

- Обеспечить достойную активность в течение занятий;

- Обеспечить каждому ребенку возможность радостного и содержательного пребывания на занятии.  

       Ведущие принципы. 

 Работа с дошкольниками в данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов:

  • Принцип психологической комфортности;
  • Принцип деятельности;
  • Принцип минимакса;
  • Принцип целостного представления о мире;
  • Принцип вариативности;
  • Принцип творчества;
  • Принцип непрерывности.

     Учет возрастных и психологических  особенности детей дошкольного возраста.

в разных видах деятельности – игровой, трудовой, учебной. В этот период закладываются основы здоровья, умственного, нравственного        «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир ». Задача педагога -  помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.

Человеческая и профессиональная позиция педагога состоит в том, чтобы помочь полноценному развитию ребенка, реализации его возможностей, обеспечение ему психологический комфорт, проявляя уважение к свободе и достоинству каждого ребенка, основываясь на современных подходах воспитания и обучения.

Развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано его воспитание и обучение, где, в каком окружении монотонном, насыщенном, неординарном, изменяющемся.

Дошкольный возраст - важный этап  в жизни ребенка, время активного познания окружающего мира, появления готовности к овладению разнообразными знаниями о нем, возрастания активности ребенка, трудового, эстетического развития.

       У ребенка развивается способность управлять своим поведением, произвольная память, наглядно – образное и наглядно – действенное мышление. Детям уже свойственно выполнять задание и получать за это положительную оценку.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети могут создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии.

Развивается интерес к конструктивной деятельности. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, из природного материала.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов. Дети называют не только цвета, но и их оттенки.

       Организация образовательного процесса.

      Изобразительная деятельность детей приобретает все более осознанный характер. У них начинается формироваться интерес к этой деятельности. Дети охотно занимаются ею при условии постепенного и целенаправленного обогащения их впечатлений, уточнения представления о предметах, усовершенствовании способов их изображения. Дети  способны сами оценивать свои работы. Следует развивать такие мыслительные операции, как сравнение и уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего  и единого, характерных признаков, обобщение.

      Развитие детского творчества в любом виде художественной деятельности, связано, прежде всего, с овладением способами этой деятельности. Показать их - задача взрослого. Детей необходимо познакомить с разными приемами рисования, изобразительными материалами. Программные задачи решаются успешнее на интересном для детей содержании, в процессе изображения знакомых им предметов и явлений.

      Следует углублять интерес к конструкторской деятельности, для чего необходимо проводить наблюдения. Не следует постоянно прибегать к показу способов изображения, а необходимо активизировать опыт детей, спрашивать, как, по их мнению, эту вещь можно сделать. Следует задавать наводящие вопросы, хвалить тех, кто ответил правильно. Такая методика способствует развитию детского творчества.

   Содержание программы характеризуется разнообразием материалов, используемых в работе, разнообразием ручных операций и видов практической деятельности, разнообразием познавательных сведений.

При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающими различными свойствами, пластилин, гуашь, цветные карандаши, так называемые бросовые материалы (обертки от конфет, шоколада и т.д.), природные материалы и т. п.

Мелкая моторика развивается в процессе обработки различных материалов. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многосторонней развита координация движений рук, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности.

Именно поэтому содержание образования характеризуется многообразием ручных операций, с которыми дети должны иметь дело при изготовлении предметов при рисовании. Дети овладевают различными операциями, такими как:  равномерная штриховка в одном направлении, накладывание мазков кистью, вырезание, складывание, сгибание, обрывание, скатывание, и т.д.

Важно также многообразие операций в пределах одной и той же техники:  н-р. : аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками она может быть плоской, объемной, рельефной, контурной.

В программу вводиться значительный объем познавательных сведений, касающихся свойств используемых материалов.

Вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, скульптура, рисунок, живопись).

Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, инструментов, постепенно, будет вкладом в развитие речи детей.

Самостоятельная работа, предлагаемая ученикам, носит различный характер: и точное повторение образца представленного в виде рисунка, чертежа, и выполнение работ по заданному учителем условию; и выполнение работы по собственному замыслу.

Каждый из этих видов работы предлагает  различную мыслительную деятельность на этапе ориентировки в задании.

Организационные формы, применяемые на уроках, различны; и индивидуальное выполнение  заданий, и групповое, и коллективное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Образовательная область"Познание"

Рабочая программа по образовательной области " Познание" в средней группе....

Рабочая программа образовательной области «Познание» Формирование элементарных математических представлений в группе кратковременного пребывания

Программа образовательной области «Познание» Формирование  элементарных математических представлений разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования...

Рабочая программа образовательной области «Познание» Конструктивная деятельность в группе кратковременного пребывания

Программа образовательной области «Познание» Конструктивная деятельность разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н...

Проект рабочей программы (образовательные области: "Познание", "Речевое развитие") подготовительная группа

Пояснительная записка.Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующейнаправленности для детей с тяжёлым нарушением речи....

Рабочая программа НОД .Область "Познание"

                                 Тематическое планирование Познание(ФЭМП) средняя группа...

Рабочая программа образовательной области Речевое развитие (по примерной образовательной программе "Детство") Средняя группа

Примерная образовательная программа "Детство", образовательная область Речевое развитие...

Рабочая программа образовательной области «Познание» Конструктивная деятельность

Пояснительная записка Программа образовательной области «Познание» Конструктивная деятельность разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования...