Программа кружка "Умелые пальчики"для второй младшей группы.
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа) по теме

Гарипова Рамиля Наиловна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа кружка "Умелые пальчики"165.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Направленность программы "Умелые пальчики"

- по содержанию является художественно-эстетической;

- по функциональному предназначению – прикладной;

- по форме организации – групповой;

- по времени реализации – годичной.

Программа разработана на основе программ:

  • И.А. Лыкова «Художественный труд в детском саду»
  • Н.Б. Халезова «Декоративная лепка в  детском саду»
  • Г.И. Перевертень «Мозаика из круп и семян»
  • М.И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей»
  • И.М. Конышева «Творим, размышляем, растем»

Новизной и отличительной особенностью программы является то, что автор дополнил, расширил и разнообразил:

  • способы развития у детей творческого и исследовательского характеров,
  • некоторых физических закономерностей и свойств различных материалов,
  • овладение разнообразными способами практических действий.

Эмоционально-образное познание мира ребенком в рамках программы выстроено по поступательной системе действий: видим (изображение), слышим (слово, звук), чувствуем, представляем, действуем – творим.

Актуальность программы обусловлена тем, что речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. К числу наиболее актуальных проблем относится развитие всесторонне развитой личности. Программа рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Программа направлена на:

- создание условий для развития ребенка;

- развитие мотивации к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- создание условий для творческой самореализации личности ребенка

- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья;

- взаимодействие педагога с семьей.

Педагогическая целесообразность предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности:

  • изобразительной (рисование красками, лепка);
  • декоративной (украшение – аппликация, работа в разных материалах);
  • конструктивной (постройка – бумажная пластика, объемное и плоскостное конструирование из природных материалов, бумаги).

Эмоционально-познавательные и творческие задачи будут решаться вместе с освоением способов деятельности, развитием координации движений руки и особенно мелкой моторики. Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш или ручку, самостоятельно шнуровать ботинки, мастерить поделки и подарки для своих близких. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия);

- методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов выставок);

- средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов, материалов в расчете на группу детей).

Цели программы:

1.Обучить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощряя вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

2.Сформировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.

3.Воспитать у детей интерес к художественному ручному труду.

     Задачи:

1.Формировать художественный вкус.

2.Создать условия для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации

3.Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

4. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.

5.Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.

 Особенности программы. Практические занятия по программе связаны с использованием различного природного, бросового и нестандартного материалов. Программа ориентирована на применение широкого комплекса пальчиковых и речевых игр. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские модели.

Для реализации программного содержания предусматриваются следующие методы:

  • словесный – беседа, обсуждение;
  • наглядный: показ, книги, иллюстрации;
  • поисковый - поиск новых идей и материалов;
  • креативный – творческий подход.

Методика организации занятий: дети знакомятся с различными способами конструирования из природного и бросового материалов. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Закономерности использования средств для ручного труда могут быть представлены в виде правил, алгоритмов. Так в работе над изготовлением поделки дети всегда должны добиваться аккуратности, стремиться к правильному выбору материала, выделять композиционные части, применять полученные знания и умения.

Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному» придают объемность последовательному освоению материала.

Для того чтобы подвести детей 3-4 лет, к использованию нестандартного материала,  предлагается метод проблемного обучения.

Ребенок должен научиться не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения создания поделок и предметов является разъяснение ребенку последовательности действий. В процессе освоения программы:

1. Воспитанники приобретут знания и навыки работы с различными материалами и инструментами изобразительного искусства.

2. Смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.

3. Освоят техники рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации, лепки.

4. Дети научатся воплощать свои творческие замыслы в различных материалах и техниках.

5. Научатся внимательно наблюдать и передавать свои ощущения в продуктивных видах творчества.

6. Научатся свободно высказывать свои суждения по поводу того или иного продукта детского творчества.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 3-4 года. Дети этого возраста способны на достаточном уровне выполнять предлагаемые задания.

Срок реализации образовательной программы 1 год. Общее количество занятий в год -30(с октября по май). Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).

Форма и режим занятий: программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка. Общее количество занятий в год -32 (с октября по май). Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 3-4 года, количество детей 16 человек, время занятий 15 мин. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми дошкольного возраста по всем направлениям развития является игровая деятельность, программа учитывает это положение.

Ожидаемые результаты освоения программы. Воспитанник:

1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.

2. Владеет приемами работы с различными материалами.

3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.

5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.

7. Выполняет работу по замыслу.

8. Показывает уровень воображения и фантазии.

9. Использует в работе разные способы ручного труда.

Способы проверки результатов освоения программы: творческие выставки. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме выставки во время проведения заключительного занятия, когда работы детей по изученной теме выполнены. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных техник исполнения. В конце года готовится большая выставка творческих работ, в которой участвуют лучшие поделки за учебный период.

Учебно-тематический план

№п.п

Раздел, тема

Количество часов

1.

Веточка смородины

1

2.

Осенний листик

1

3.

Подсолнух

1

4.

Знакомимся с соленым тестом

1

5.

Ежик

1

6.

Курочка ряба

1

7.

Цыплята

1

8.

Цветы для мамы

1

9.

Зайчик

1

10.

Веселый снеговичок

1

11.

Елочка

1

12.

Снежинки

1

13.

Зимний лес

1

14.

Рукавичка Деда Мороза

1

15.

Мы рисуем что хотим

1

16.

Рыбка

1

17.

Петушок, петушок…

1

18.

Открытка к 23 февраля

1

19.

Солнышко

1

20.

Цветы для мамы

1

21.

Веточка мимозы

1

22.

Угощение для гостей

1

23.

Фоторамка

1

24.

Началась капель

1

25.

Жили у бабуси два веселых гуся

1

26.

Платье для куклы

1

27.

Бусы для куклы

1

28.

Салют к 9 мая

1

29.

Лебединое озеро

1

30.

Чудо-дерево

1

31.

Подсолнухи

1

32.

Итоговая выставка творческих работ

1

ИТОГО:

32

Содержание курса

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

СЕНТЯБРЬ

Заготовка бросового и природного материала

Познакомить детей с разнообразием природного, бросового материалов и использование его в изготовлении поделок

Ракушки, камушки, листья, шишки, палочки, проволока, фантики, картон, баночки, коробочки, поролон и другие материалы

ОКТЯБРЬ

1

Веточка смородины

Отпечатки листьев, рисование пальчиками

Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Показать приемы получения точек.

Лист формата А4, зеленая и красная гуашь, салфетки, блюдца, грозди смородины для игры.

2

Осенний листик

Рисование пластилином

Показать приемы размазывания пластилина на картонную основы.

Вырезанный картонный листик осенний, пластилин желтого, красного, оранжевого и зеленого цветов.

3

     

 «Подсолнух»

Аппликация из сухих листьев. семян подсолнуха.

Учить детей наклеивать высушенные листья на лист бумаги ,аккуратно и правильно пользоваться клеем и кистью

Ватман, сухие листья, семечки клей, кисточки, салфетки.

4

Тема«Знакомимся с соленым тестом»

                                             

Лепка из соленого теста                                                

Познакомить детей с соленым тестом ,как предметом для лепки. Дать представление о том, что из него можно лепить так же как и из пластилина и глины, можно отщипывать от большого куска маленькие комочки

 Соленое тесто дощечки.

НОЯБРЬ

5

Ежик

Поделка из пластилина и семечек

Учить создавать из пластилина овальную форму, вытягивать носик. Вдавить семечки в полученную форму.

Пластилин черного или коричневого цвета, семечки, заготовленные глазки.

6

Курочка ряба

Рисование пальчиками

Учить рисовать хорошо знакомый объект;

•Украшать рисунок дополнительными деталями;

•Закрепить знания цветов (белый, коричневый);

• Развивать воображение

Лист бумаги с рисунком курицы, гуашь коричневого цвета.

7

Цыплята

Поделка из киндер-сюрприза и пластилина

Учить из пластилина делать шарики, расплющивать их и приклеивать на заготовку.

Киндер-сюрприз, пластилин, глазки

8

 «Цветы для мамы»

Аппликация на объемной поделке

 Учить аккуратно наклеивать цветы на полоску  бумаги.

Цветы из бумаги. разного цвета, объемная травка.

  ДЕКАБРЬ

9

Зайчик»

Аппликация из ваты.

Учить отрывать маленький кусочек ваты и наклеивать его на поверхность бумаги

Лист бумаги с изображением зайчика, вата, клей, кисточки, салфетки.

10

Веселый снеговичок

Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками.

Упражнять в технике рисования тычком полусухой кистью. Воспитывать аккуратность.

Два круга разной величины серого и голубого цвета. Белая гуашь. Жесткая кисть.

11

 Елочка

Рисование  пальчиками.

Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа.

Тонированный лист бумаги Зеленая гуашь. Салфетка.

12

 Снежинки

Поделка из ватных палочек.

Вызвать желание помогать воспитателю украсить группу к празднику-

прививать любовь к труду, желанию помочь, созданию красивой обстановки.

Ватные палочки. Пластилин.

ЯНВАРЬ

13

Зимний лес

.Отрывная аппликация

Учить детей отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованную форму

Лист голубого цвета с изображением дерева, белые салфетки, клей, кисточки.

14

Рукавичка Деда Мороза

Аппликация

Учить детей красиво наклеивать пайетки, стразы, бусинки, вату, снежинки на шаблон рукавички

Шаблон рукавички из цветного картона, блестяшки, бусинки, снежинки, вата, клей, кисточки, салфетки.

15

 «Мы рисуем что хотим»

Разные

Совершенствовать навыки в свободном экспериментировании с материалами.

Все имеющиеся в наличии.

16

Рыбка

Аппликация из крупы пластилина

Продолжаем знакомить с техникой наклеивания крупы на пластилин

Голубой картон, шаблон рыбки, крупы (пшено, рис, гречка), кисточки, салфетки. пластилин

ФЕВРАЛЬ

17

«Петушок, петушок…»

Аппликация из ниток

Цели: учить создавать изображение из нарезанных ниток, наклеивая их в  пределах контура; учить бережно относиться к материалам, аккуратно убирать их.

Контурное изображение на листе формата «А-3», клей, кисти, нарезанные нитки, детали для украшения поделки, салфетки, клей

18

«Открытка к 23 февраля»

Аппликация

Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика.

Цветной картон голубого цвета, заготовки для аппликации кораблик, клей, кисточки, салфетки.

19

Солнышко

Коллективная аппликация из ладошек

Продолжаем учить работать в коллективе, развиваем умение обводить свою ладошку и наклеивать на шаблон.

Ватман, желтый картон, желтая бумага разных тонов, клей, кисточки, салфетки.

20

Цветы для мамы

Поделка из полосок бумаги

Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые полоски, соединять их и приклеивать на кружки цветные.

Цветные полоски из бумаги, цветной картон, кружки желтого цвета.

МАРТ

21

Веточка мимозы

Скатывание бумаги

Закреплять умение мять бумагу в руках, затем скатывать из нее шарик. После этого бумажный комочек опускать в клей и приклеивать на основу.

Салфетки желтого цвета, клей ПВА, картон.

22

Угощение для гостей

Лепка из соленого теста

Учить детей лепить угощение для гостей из солёного теста через освоение способов лепки и приёмов оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков).

Соленое тесто (крашенное), зубочистки, старые фломастеры.

23

Фоторамка

Аппликация

макаронами

Учить приклеивать макароны на заготовленный шаблон

Картон, вырезанный в  форме рамки для фотографии, макароны, клей, кисточки, салфетки.

24

Началась капель

Коллективная отрывная аппликация

Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон..

Картон, с изображением весны, цветная бумага, клей, кисточки, салфетки.

АПРЕЛЬ

25

Жили у бабуси два веселых гуся

Рисование ладошкой

Продолжать учить использовать ладошки как изобразительное средство

Лист бумаги А 4. гуашь белого, синего, зеленого цвета. Маркер красный, черный.

26

Платье для куклы

Аппликация из кусочков ткани

Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

Шаблон платья на картоне, кусочки разноцветной ткани, клей, кисточки, салфетки.

27

Бусы для куклы

Моделирование из макарон и соломинок

Учить нанизывать «бусины» на нитку (проволоку), развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию.

Разные виды макарон, крашеные макароны, нарезанные соломинки от сока, леска, нитка, проволока.

28

Салют к 9 мая

Коллективная аппликация из конфетти

Закрепить приемы приклеивания конфетти на лист, а также заполнять весь лист  бумаги.

Ватман, разноцветное конфетти, клей, кисточки, салфетки.

МАЙ

29

Лебединое озеро

Конструирование из природного материала

Продолжать обучать разным приемам работы с природным материалам, пластилином.  

Шишка, белый, черный и красный пластилин, голубой картон, камешки для украшения.

30

«Чудо-дерево»

Модульная аппликация

Развивать у детей интерес к сказочным образам деревьев. Формировать желание создать свой образ дерева с помощью цветной бумаги. Продолжать учить выполнять работу на весь лист.

Лист бумаги, заготовка ствола дерева, цветная бумага, клей, кисточка, салфетки.

31

Подсолнухи

Аппликация из бумаги и гречки

Учить детей  аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон

Картон синего цвета, заготовка стебелька, листика, желтых лепестков, гречка, клей, кисти, салфетка.

32

Итоговая выставка творческих работ

Учить детей быть щедрыми на похвалу, искренне радоваться успехам товарищей.

Методическое обеспечение

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие удобного помещения. Также могут быть использованы презентации, для этого необходимы магнитофон, фотоаппарат, компьютер. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:

  1. Бумага (цветная, гофрированная, самоклеющаяся).
  2. Картон (однослойный и многослойный).
  3. Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома).
  4. Фломастеры, маркеры, карандаши, гуашь.
  5. Нитки (простые, шерстяные, капроновые).
  6. Ткань.
  7.  Цветной бисер, бусы, стразы.
  8.  Киндер– сюрпризы.
  9. Семечки. Крупа.
  10. Вата.
  11. Обертки от конфет и шоколада.
  12. Цветные иллюстрации.
  13. Клей. Пластилин.
  14. Соленое тесто

Информационное обеспечение программы

1. «Волшебные полоски». Петрова И. М.

3. «Детское творческое конструирование». Парамонова Л. А.

5. «Аппликация в детском саду». Малышева А. Н.; Ермолаева Н. В.

6. «Пластилинография -Детский дизайн 3». Давыдова Г. Н.

7. «Поделки из бумаги», Москва, Лада издательство, 2008г. Агапова И., Давыдова М.

8. «Программа для дошкольных учреждений. Первые шаги в мире искусства», Н.А.Горяева - под ред. Б.М.Неменского, Москва, «Просвещение», 2011.

9. «Конструирование и ручной труд в детском саду». Куцакова Л.В.

Программа  «Умелые пальчики»C:\Users\Пользователь\Documents\векторные рамки\КАРТИНКИ для оформления\ДЕТИ В ВЕКТОРЕ\Kids 2 (8) - копия.jpg

по ручному труду для детей 3-4 лет

МАДОУ № 77

г. Нижнекамск, РТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружковой работы " Веселые пальчики" во второй младшей группе

        Мир ребенка эмоциональный и красочный. В ребенке уже заложено стремление узнавать и создавать. И не для кого, не секрет, что дети любят рисовать. Рисовани...

Перспективный план кружка «Разноцветные пальчики» во второй младшей группе

Основная цель занятий- развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования....

План кружковой работы «Веселые пальчики» во второй младшей группе

ВведениеВ раннем дошкольном возрасте уделяют большое внимание мелкой моторике. В плане кружковой работы отражено содержание по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоц...

Конспект непосредственной образовательной деятельности, рисование пальчиками во второй младшей группе «Волшебный цветок»

Цель: обучение рисованию цветов.Задачи:Образовательные:1. Вызывать у детей интерес к созданию изображения ладошками.Развивающие:Развивать мелкую моторику, чувство цвета и ритма.Материал демонстра...

Рабочая программа кружка «Мои пальчики рисуют» (Вторая младшая группа)

Возможность создать условия для развития мелкой моторики у детей раннего возраста и творческих способностей детей дошкольного возраста, развитие творческих способностей детей, воображения, мышления, и...

ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Дружные пальчики» во второй младшей группе

Актуальность Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных дви-жениях – это движения пальцев руки и органов артикуля...

Конспект НОД по конструированию из строительного материала по программе И.А.Лыковой «умные пальчики» во второй младшей группе «Мишутка ждет друзей»

Конспект НОД по конструированию из строительного материала по программе И.А.Лыковой «умные пальчики» во второй младшей группе «Мишутка ждет друзей»...