Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Юнусова Фирая Фирдавесовна

АППЛИКАЦИЯ в старшей группе

  по мотивам татарского декоративно-прикладного искусства

Тема:  «Аллы-гөлле калфагым»

Программное содержание: Познакомить детей с образцами татарского народного изобразительного творчества , характерными признаками национальной одежды , обуви , предметами быта (тюбетейки ,сапожки , фартук, жилет , платье , калфак); вызвать у ребят интерес к искусству татарского народа, научить понимать и оценивать красоту татарских национальных  предметов , разнообразие их форм , красочность орнаментального оформления . Формировать умение детей выполнять несложные узоры по мотивам растительного узора(мотив тюльпана , колокольчика , 5,4 лепестковой  розетки, мотив веревочки , несложные изображения листьев). Воспитывать любовь к декоративно-прикладному искусству татарского народа.

Словарная работа: Түбәтәй,  калфак,  читек, лалә, кыңгырау.

Предварительная работа: Рассматривание с детьми альбомов , иллюстрацией с изображениями татарской национальной одежды , с национальными татарскими узорами и  орнаментом.

Литература: З.А. Богатеева «Мотивы народных орнаментов».

Материалы: Силуэты калфака по количеству детей. Образец  готового калфака. Сундук с татарской национальной одежды. Ножницы , цветная бумага, картон , клей , салфетки, магнитофон.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Аллы-гөлле калфагым»20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию:

АППЛИКАЦИЯ в старшей группе

  по мотивам татарского декоративно-прикладного искусства

Тема:  «Аллы-гөлле калфагым»

Программное содержание: Познакомить детей с образцами татарского народного изобразительного творчества , характерными признаками национальной одежды , обуви , предметами быта (тюбетейки ,сапожки , фартук, жилет , платье , калфак); вызвать у ребят интерес к искусству татарского народа, научить понимать и оценивать красоту татарских национальных  предметов , разнообразие их форм , красочность орнаментального оформления . Формировать умение детей выполнять несложные узоры по мотивам растительного узора(мотив тюльпана , колокольчика , 5,4 лепестковой  розетки, мотив веревочки , несложные изображения листьев). Воспитывать любовь к декоративно-прикладному искусству татарского народа.

Словарная работа: Түбәтәй,  калфак,  читек, лалә, кыңгырау.

Предварительная работа: Рассматривание с детьми альбомов , иллюстрацией с изображениями татарской национальной одежды , с национальными татарскими узорами и  орнаментом.

Литература: З.А. Богатеева «Мотивы народных орнаментов».

Материалы: Силуэты калфака по количеству детей. Образец  готового калфака. Сундук с татарской национальной одежды. Ножницы , цветная бумага, картон , клей , салфетки, магнитофон.

Ход образовательной деятельности :

 Вводная часть:

-Ребята , сегодня к нам на занятие  ,  я пригласила бабушку  Әсма.

-Исэнмесез , балалар , кунаклар.

-Мин буген сезгә буш килмәдем , уземнең сандыгымныда алып килдем. Бу сандыкта минем яшь чакта кигән кулмәгемне , калфакларым , үз кулым белән чиккән түбәтәй, алъяпкыч, сөлгеләр саклана. Менә мин аларны сезгә буген курсәтергә алып килдем. Менә карагыз әле. ( Әби сандыктан тубәтәй, камзул, калфак, сөлгеләр, алып балаларга курсәтә).

Без элек кызлар белән бер өйгә җыела идек һәм шунда кич утырып сөлге башлары, алъяпкычлар, тубәтәй, калфаклар чигә идек. Ә инде матур киемнәрне әзерләгәч иң матур кулмәкләрне, камзол читекләрне киеп кич белән клубка яшьләр белән җыелыша идек, күңелле итеп җырлап, биеп күңел ача идек. Эх, ул яшь чаклар гел истән чыкмый. Балалар,әллә сезнең белән дә бер уйнап алабызмы?

Җырлы –уен “Тубәтәй”.

-Әсмә әби, безнең балалар бик матур шигырьләр дә беләләр. Менә тыңлап кара әле.

Дәү әнием энҗе калфак

Бүләк итте үземә

Энҗе калфак, үзе ап-пак,

Бик килешә үземә.

Уңган хатын-кызларыбыз

Түбәтәй дә теккәннәр.

Кич утырып, җырлар җырлап,

Оста чигү чиккэнәр.

Бизәк төшкән итекләрне

Читекләр дип йөрткәннәр.

Аларны татар кызлары

Бәйрәмнәргә кигәннәр.

Матур изү бизәп тора,

Күлмәгемнең күкрәген.

Дингез суы кебек тора,

Дулкынланып итәге.

-И-и, рәхмәт, балалар, булдырдыгыз. Менә балам син миңа калфак турында бик матур сөйләдең, мин бит әле сезгә бер үтенеч белән килгән идем. Балалар тиздән “Сабантуй” бәйрәме җитә. Мин шул бәйрәмгә күргәзмәгә үземнем калфакларымны алып барырмын дигән идем, ләкин аларның кубесе бизәлеп бетмәгән. Сезне тәрбиячегез бик оста дигән иде, миңа ярдәм итмәссезме?

-Бик теләп ярдәм  итәрбез Әсма әби.

Балалар әйдәгез Әсма әбигә ярдәм итик, ул алып килгән калфакларны бизәп бирик. (Әби чыгып китә).

Основная часть.

-Ребята, садитесь все за столы, приготовьте пожалуйста все свои рабочие места. Ребята , мы с вами на предыдущих занятиях уже украшали салфетки, фартук, тюбетейку, составляли узоры на полоске.

Давайте, ребята, вспомним  какой основной вид татарского узора мы знаем?

-Татарский растительный орнамент.

-Правильно, молодцы.

-А почему его называем растительным?

-Потому что издавна народные умельцы использовали в своей работе природные материалы.

-Вот, ребята, мы с вами смотрели одежду которую нам показывала бабушка Әсма. Каих цветов больше в этих узорах?

-Тюльпаны, ромашки, колокольчики.

-Да, татарские мастера используют в своих узорах хорошо знакомые образы цветков и листьев. Они так хотели передать красоту природы своего края.

-Ребята, а красота передоется в работе сочетаним фона и узоров.

-Давайте вспомним , какие цвета для фона использовали умельцы?

-Желтый, синий, красный, зеленый. (Черного цвета нет).

-А узоры каким цветом рисовали?

-Разноцветные: желтый, синий, красный, зеленый.

-А какие мотивы узоров мы знаем?

-Мотив тюльпана, колокольчика, розетки, мотив веревочки, листья.

Физкультминутка “ Бармаклар”:

Менә минем бармаклар,

Шаян алар, шук алар.

Бармаклар гел уйныйлар,

Уйный-уйный туймыйлар.

Менә минем бармаклар:

Баш бармак, имән бармак,

Урта, атсыз һәм чәнчә –

Бик дус алар,гел бергә.

-А сейчас посмотрите на доску, я повесила образец калфака. Какими узорами  я разукрасила калфак?

Там изображены: колокльчик, розетки, мотив веревочки, листья.

-Давайте, ребята,  вспомним  как мы будем  вырезывать мотив веревочки (показываю на доске образец украшения калфака).

Работаем ножницами аккуратно, показаваю и объясняю (в процессе работы объясняю детям прием  вырезывания тюльпана,  элементов розетки, листьев, колокольчиков).

А сейчас, ребята, давайте приступим к работе. Возьмите все ножницы и начинайте работать. (Тат-ая  мелодия играет. Дети разукрашивают калфак на листах).

Заключительная часть.

Входит Әсма әби.

-Әйдә, әби кер, калфакларың әзер.

-И, балакайларым, рәхмәт. Бигрәк матур итеп бизәгәнсез. Хәзер инде бу калфаклар белән бәйрәмгә барсаң да була. Бик зур рәхмәт сезгә! Сау булыгыз!

-Сау бул, әби!

Ребята, мне сегодня очень понравилось, вы занимались,  отвечали на вопросы. Я горжусь Вами!

Молодцы. На этом наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию область «Художественное творчество» (нетрадиционные техники рисования) в первой младшей группе (2-3 года) Тема: «Забытый день рождения»

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию конспект НОД по теме "Забытый день рождения". Основная цель моей разработки: знакомить малышей 2-3 лет с нетрадиционными техниками рисования и формироват...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет (образовательная область «Художественное творчество»).Тема: лепка из соленого теста"Зайки на полянке"

Тема: лепка из соленого теста «Зайки на полянке». Интегрируемые образовательные области: «Познание»,  «Художественное творчество», «Здоровье»,  «Физическая культура», «Чтение художестве...

Конспект непосредственной организационной образовательной деятельности по художественному - эстетическому развитию (художественное творчество) с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Путешествие в страну Здоровей-ка» для детей старше

Конспект непосредственной организационной образовательной деятельности по  художественному -  эстетическому развитию (художественное творчество) с использованием здоровьесберегающих технолог...