Непосредственно-образовательная деятельности по Художественно-эстетическому развитию (ЛЕПКА) на тему: "Красавицы - матрешки»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Тема: «Красавицы - матрешки»

Программные задачи: Закрепить зания детей о видах народного декоративного искусства - руссий суаенир Матрешка. Продолжать знакомить детей с историей происхождения деревянной игрушки, с её внешним обликом. Учить различать разнообразие видов данной игрушки: Сергиев-Посадская, Полхов-Майданская, Семёновская. Продолжать учить лепить пластическим способом, использовать в работе приемы оттягивания и сглаживания. Развивать умение составлять узор на сарафане и платке матрёшки из зёрен риса и гороха, вдавливая слегка в пластилин. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрёшки, как символа русского народного искусства. Развивать мелкую моторику рук. Развивать способность к самоанализу и оценке результатов.

Оборудование: Д/м - Музыкальное сопровождение – славянская музыка гр. "Иван Купал" - "Заинька". Образцы матрёшек из дерева;  схема- иллюстрация с изображением этапов лепки матрёшки, иллюстрация японского мудреца Фукурумы, изображение первой русской матрёшки; разноцветный пластилин, стека, доска для лепки, салфетки.

Р/м – цветной пластилин, стеки, набор гороха и риса, доски для лепки, салфетки – по количеству детей.

Предварительная работа: беседы о происхождении и видах матрешек. Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшек разных видов, рассматривание деревянных матрёшек в группе, игры с народными игрушками. Прослушивание русской народной музыки. Раскрашивание раскрасок «Матрешки»

 

ХОД:

1 часть

Воспитатель (с яркой косынкой на плечах) стоит в центре, дети поликругом рядом, загадывает детям

Схожи личиком сестрички,

Как две капельки водички.

Но сидят они друг в дружке.

Что за милые игрушки? (матрешка)

В: - Да, ребята, это матрёшка. И сегодня мы поговорим с вами об этих расписных красавицах. Матрёшка считается русским сувениром, очень популярным среди нас, россиян, и иностранных гостей. Но далёко не каждый знает, как матрёшка появилась. Давайте вспомним, как же она появилась. (следуют ответы детей)

В: - Да ребята, более чем 120 лет назад, русские купцы привезли в Россию из далёкой Японии точёную фигурку добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Эта фигурка оказалась разъёмной и внутри была спрятана фигурка поменьше, а в ней фигурка ещё меньше и т. д. Всего таких куколок оказалось 5.

В: - Российские мастера оценили эту идею. И решили они сделать похожую игрушку, изменив её внешний вид: превратили старика в румяную девушку и назвали «матрёшкой», потому что раньше, в российской деревне женское имя Матрёна было одним из самых распространённых. Матрёшка всем так понравилась, что вскоре её стали изготавливать во многих местах и в больших количествах.

В - А знаете, кто сделал самую первую русскую матрёшку?

В: - Да ребята, первую русскую матрёшку выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин. А художник Сергей Малютин расписал её. Это была девочка, одетая в зелёную рубаху и оранжевый сарафан. В руках она держала чёрного петуха и всем улыбалась.

В: - Кто сделал первую матрёшку в России? (Ответы детей: токарь В. Звёздочкин и художник С. Малютин.)

В: - А давайте, ребята, мы сейчас с вами превратимся в матрёшек и попляшем, как матрёшки. Ну-ка, надевайте косыночки на голову, становитесь в хоровод.

Звучит музыка Хоровод-плясовая «Русские матрёшечки». Дети танцуют под музыку.

В: - А матрёшки делают и до сих пор: и под Москвой – в Сергиевом Посаде, и около Новгорода – в селе Семёново, и недалеко от города Мурома – в Полхов-Майдане. У каждого мастера матрёшки имеют своё лицо, свой наряд и свой характер.

В: ребята, а кто помнит, из чего делают матрешек? (из дерева)

В:- Роспись матрёшек становилась все красочней и разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками и т.д. Становились известным Русским сувениром.

В: - В наше время стали изображать даже артистов, членов нашего правительства и даже футбольную команду, а можно на заказ у мастера изготовить и целую свою семью.

2 часть

Стук в дверь.

В: - Ой, ребята, вы не слышали – будто кто-то в дверь скребётся тихонечко. Пойду посмотрю. (У двери стоит коробка.)

В:- Что за диво такое? Что тут у нас за сюрприз? Откроем коробку? (В коробке – большая матрешка. И записка: «Ху-дожник заболел, помогите, пожалуйста, вылепить партию матрёшек для детского сада»

В:- Все понятно, это посылка с фабрики, где делают матрёшки. Ну что, ребята, поможем сделать матрешек? (да)

В:- Тогда сядем в нашу мастерскую за столы и приступим. Но лепить наших красавиц мы будем из пластилина и выкладывать узор зёрнами риса и гороха. Давайте в начале разомнем наши пальчики:

Ты матрёшечка-краса,

Расскажи нам, где была?

«Я с сестричкой в лес ходила,

А с другой – дрова рубила,

С третьей – печку я топила,

А с малышкой – щи варила.»

Воспитатель осуществляет показ лепки из платилина формы матрешки:

1. Слепите из пластили два шарика, но один должен быть несколько меньшего размера, чем второй, чтобы была возможность получить фигуру, напоминающую восьмерку.

 

2. Далее соединяем шарики, приложив их вплотную друг к другу. Распределите пластилин ровным слоем, намажьте его пальцами на нижнюю деталь.

 

3. Создаем овал лица будущей матрешки. Для этого прикрепите к верхней части белую лепешку.

4. Из желтого или коричневого пластилина сформируйте прическу. Сделайте стекой насечки.        

5. Сделайте яркое лицо матрешки, прикрепите к бежевой области голубые глаза, нос, рот и румяные щеки. Из красного пластилина сформируйте косынку и наденьте ее на голову матрешке.

6. Когда ваша матрешка будет готова, можно приступать к выкладке узора. (Показываю.)

(Во время работы детей звучит аудиозапись русских народных мелодий.)

После показа воспитатель задает вопросы на закрепление:

- что лепить в начале?

- Каким способом соединяем части матрешки?

- Как лепим личико?

- Ребята, узор из крупы вы задумываете сами, а подсказкой вам будут эти образцы.

Воспитатель выставляет на мольберт образцы работ и схемы узоров

3 часть

По окончании работы оформляется выставка матрёшек.

Анализ работ:

В: - Ребята, посмотрите на своих матрёшек. Какие они красивые!

В:- А вам нравятся ваши матрёшки? А какая матрёшка вам больше всего понравилась? Расскажите, чем понравилась работа. (Ответы 2-3 детей.)

В: - Ребята, чем отличаются ваши матрешки от других?

В: - Покажите матрешек, чей наряд получился самый аккуратный?

В:-- Молодцы, ребята. Сегодня вы были необычными художниками. Мат-рёшки просто замечательные. И вы очень хорошо справились с этой работой.