Кружок
рабочая программа (младшая группа) по теме

Линник Татьяна Ивановна

 кружок по развитию мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon кружок683.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Пояснительная записка

 Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Если брать новорожденного, то большинство клеток его мозга еще не работают, но уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала. К трем годам его структура формируется, размер достигает 70-80%, а к восьми годам рост мозга практически завершен. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными. Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.

       Учитывая актуальность данной проблемы, было решено активизировать работу по сенсорному воспитанию детей в нашей группе. Был организован кружок «  Умные пальчики».

Для реализации программы имеются:

наглядные пособия, методическая литература. Во время педагогического процесса соблюдаются санитарно-гигиенические и методические требования к охране жизни и здоровья дошкольников в рамках дополнительного образования.

                                           Цель  программы:

Основной целью программы является создание условий для развития мелкой моторики, координации движений пальцев рук дошкольников.

Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей, совершенствование лексической, произвольной стороны речи, развитие коммуникативных навыков.

Основные задачи:

- развитие  мелкой моторики пальцев;

- развитие движений кистей рук;

- развитие подражания движениям рук; развитие понимание речи;

- обогатить чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности.

Для решения  поставленных задач  разработаны следующие

педагогические принципы:

- принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);

- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

Форма организации детей

 – групповая

-индивидуальная

Основные приёмы:

- пальчиковые игры;

- игры с предметами и материалами;

- массаж рук.

Организация кружка:

 Занятие кружка проводится с детьми   2-3 лет,  

Проводится кружок  два раза в месяц (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут). Курс занятий рассчитан на 7 месяцев, с ноября по май. В ноябре и мае проводится диагностика детей. Октябрь - организационный.                                          

Ожидаемые результаты:

К концу года должна быть хорошо развита моторика рук и  пальцев. Пальчики у детей должны стать ловкими, гибкими, умелыми. Дети должны научиться выполнять движения в соответствии с текстом, а также говорить.  

Учебный план работы кружка « Умные пальчики» на 2014-2015 уч.год

Название

кружка

Количество

 занятий      в неделю

Количество

занятий  в месяц

Количество занятий

в год

Длительность занятий       -(мин.)

Кол-во

воспитанников

«Умные пальчики»

2

14

8-10

7

Необходимые материалы и инструменты:

- резиновые игрушки;

- бусы, шнуровки;

- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок);

- бумага, карандаши;

- фигурки пальчикового театра и др.

- картотека пальчиковых игр;

- картотека художественного слова (стихи, загадки);

- фонотека (классические произведения, детский репертуар).

Список литературы:

Абрамова Л.П. «Бушки – барашки. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2003.

Агаян Г.Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.

Агаян Г.Г. «Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.

Бардышева Т.Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры». – М.: Карапуз.1999.

Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М.: «Генезис», 2008.

РазенковаЮ.А., Одинокова Г.Ю.«Эй, ладошка! Игры с пальчиками». – М.: Карапуз, 2004

«Развивающие игры с малышами до трех лет»: Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Галанова Т.В. – Ярославль: Академия развития, 2002.

Янушко Е.А. «Логопедические занятия с не говорящими детьми 2-3 лет. Развитие понимания речи // воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – 2004. - № 6. – с.22 – 28.

               Перспективное планирование кружка

«Умные пальчики».

 

Тема

Содержание

Количество часов

1.

ноябрь

Массаж пальчиков карандашами «Дровишки». Игра помоги зайчику найти дорожку к домику». Пальчиковая гимнастика «Зайчики»

Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Разучить потешку, выполнять действия согласованно с текстом.

2

2.

 декабрь

Массаж пальчиков грецким орехом «катилась торба»,игра «Подарок для мышат»(сортировка семечек тыквы и подсолнуха»,пальчиковая игра «Весёлая мышка».

Развивать мелкую моторику рук и пальцев, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

2

3.

 январь

Массаж пальчиков карандашом. Катание гладкого и ребристого карандаша между ладоней. Игра «Снегопад в лесу»разложить комочки ваты на силуэте ёлки. Игра «Пирог»

Продолжать развивать мелкую моторику пальцев, учить детей катать из ваты мелкие комочки круговыми движениями.

2

4.

февраль

Игра «Покатай –покатай»(катание карандаша по столу ладонями рук). Игра «Снегопад в лесу» Пальчиковая игра «Пирог»

Развивать мелкую моторику рук и пальцев. Продолжать учить детей катать шарики круговыми движениями между ладоней.  

2

5.

 март

Массаж пальчиков мячиком ёжиком «Этот мячик не простой» Игра «Чтоб мишке было теплее» Пальчиковая игра « Есть у каждого свой дом»

Развивать моторику рук и пальцев, учить рвать бумагу на мелкие кусочки, развивать координацию общих движений. Воспитывать волю, выносливость.

2

6.

 апрель

Массаж прищепками. Игра «Чудо прищепки». Игра «Посыпаем дорожку» Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»

Развивать мелкую моторику рук и пальцев, учить детей работать с крупой, выполнять движения в соответствии с текстом

2

7. май

Массаж пальчиков -перебирание бус. Игра «Бусы для мамы» Пальчиковая игра «Помощники»

Развивать мелкую моторику пальцев, развивать соотношение рук, формировать умение действовать со шнуром. Развивать усидчивость и доводить начатое дело до конца.

2

 

 

Итого:14ч.

Список детей

 Второй год обучения: возраст детей 3-4 г.2015-2016 уч.г.

Цель кружковой работы «Умные пальчики»: развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.

В процессе кружковой деятельности важное место отводится решению коррекционных задач:

- обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы в ходе персептивных действий и т.д.;

- совершенствовать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;

- стимулировать межанализаторное взаимодействие (речедвигательную, зрительно-двигательную координацию и др.);

- развивать познавательную функцию рук: координацию движения обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удержание, приближение, удаление);

- стимулировать речевую активность детей в процессе кружковой работы;

- стимулировать мыслительные операции в процессе актуализации знаний.

          В процессе кружковой деятельности важно придерживаться следующих правил:

- все игры, задания должны быть безопасны для жизни и здоровья детей;

- дифференцировать задания по уровню сложности и учитывать речевые, моторные и умственные возможности каждого ребенка;

- использовать различные виды помощи детям: побуждение, стимулирование деятельности, подсказку, наводящий вопрос, указание на ошибку, совместную деятельность по типу «руки в руки», указательный жест, указание пути решения, демонстрацию способа решения;

- не давать готовые умозаключения и выводы, а подводить к этому детей в процессе обсуждения;

- создавать игровые обучающие ситуации, а также проблемные ситуации.

         Необходимое условие кружковой деятельности – игровая мотивация, способствующая стимуляции интереса детей, развитию их активности и творческой фантазии.

         В кружковой работе в младшей группе планируется проведение работы по развитию осязания и мелкой моторики. Для этого будут использованы следующие виды деятельности:   

* складывание из камешков, пуговиц, пробок на фоновой бумаге, по образцу;

* сматывание ниток в клубок, на палочку

* нанизывание бусин;

* застёгивание и расстёгивание различной формы, величины и цвета пуговиц;

* использование пластилина;

* рваные аппликации с предварительным разрыванием бумаги и т.д.

Ожидаемые результаты:

В конце цикла занятий у детей должны выработаться точные движения кистей рук и пальцев, пальцы должны быть подвижными, гибкими, исчезает скованность рук. Должна быть развита речь - развивая руки, развиваем речь и мышление.

Перспективное планирование кружковой работы

                   на 2015 – 2016учебный год.

 

Тема

Содержание

Количество часов

1.октябрь

«Овощи с огорода»-Пальчиковая игра «Квасим капусту»  «Морковка»-раскрась по образцу. «Помоги Золушке отсортировать фасоль» .Самомассаж камушками.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов

2

2.ноябрь

«Одежда»

 Чтение стихотворения «Мой мишка». Дид. игра «Оденем Петю», «Похлопаем», «Не дошитое платье»-дополнить трафарет нужной деталью.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. Упражнять детей в умении застёгивать и расстегивать пуговицы. Тренировать в умении хлопать в ладоши громко - тихо. Воспитывать бережное отношение к одежде.

2

3.декабрь

«Транспорт». Игровые упражнения: «Что у кого»-разглаживание трафаретов из бумаги. «Грузим камушки на грузовик» «Поехала машина»- рисуем на манке, самомассаж «Бусинки»

Совершенствовать мелкую моторику рук, развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.

2

4.январь

«Птицы»

Упражнения: «Накормим птичек» «Птичьи следы на песке» «Что внутри»? Самомассаж бусинками. «Погуляем»-двумя пальцами ходить по столу.

Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. Закрепить умение ритмично наносить точки и рисовать круги. Проводить прямые и горизонтальные линии. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботится о них.

2

5.февраль

«Игрушки».

Игровые упр-я: «Лошадка», «Что спряталось в комочке», «Рисуем мячи на манке», «Пирамидка»-лепка из пластилина.

Совершенствовать мелкую моторику рук. Продолжать учить координировать движения с речью. Стимулировать тактильные ощущения. Учить детей катать шарик из пластилина и сплющивать его.

2

6.март

«Домашние животные»

Игровые упражнения: «Маленький конструктор»-выкладывание из геометрических фигур животного и детёныша по образцу. «Зелёный лужок»-рисуем травку для коровки. Самомассаж карандашами.

Развивать мелкую моторику рук, обучать детей ритмичному нанесению штрихов. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих мышц. Стимулировать тактильные ощущения.

2

7.апрель

«Звонкая капель»

Игровые упражнения: «Весёлая пипетка», конструирование из бумаги «Лодочка», соберём кораблик, игра «кулачок», самомассаж косточками фруктов.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. Стимулирование тактильных ощущений. Учить детей работать в технике оригами. Воспитывать любознательность, самостоятельность.

2

8.май

«Весёлое солнышко»

Игровые упражнения:

«Весёлые ладошки», «Весенние цветы –одуванчики», пальчиковая игра- орешек, катаем камушки.

Развивать мелкую моторику, стимулировать тактильные ощущения, продолжать учить завязывать узелки и бантики на ленточках. Развивать чувство цвета, формы, композиции. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе.

2

                                                                                                              Итого:16часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по ручному труду и конструированию

Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...

Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"

На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...

Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии

В последние годы широкое применение получило использование  методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...

Кружок по рисованию

Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...

Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).

Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик:  воспитатель Бабикова Елена...