Программа по лепке для детей 5-8 лет
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа) на тему

Документ содержит пояснительную записку к программе по изобразительной деятельности - лепке для детей 5-8 лет, учебно-тематическое планирование, диагностические задания и диагностичекую карту с критериями оценки деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_volshebnyy_sunduchok.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ                        СОГЛАСОВАНО        

Директор ГОУ ЦДиК «Южный»        Методист ЮОУО        

__________ В.Н. Грубиян        ________Е.В. Тарасова

___ноября 20__г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ» __________________________________________________________________________________________________________________________

ПРОГРАММА

«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

(программа по изобразительной деятельности – лепке для детей 5-8 лет)

Составитель:

учитель-логопед

ЦДиК «Южный»

Попова Г.Н.

Составлена на базе программы Марины Глазовой «Я леплю из пластилина»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и педагогическая целесообразность

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет  кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, усидчивость ребенка, умение наблюдать, выделять главное, развивают трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.

Направленность дополнительной образовательной программы – художественно-эстетическая.

Цель программы: развивать творческие и коммуникативные способности ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина. 

Задачи:

1. образовательные:

– обогащать представление об искусстве (скульптура малых форм);

– формировать умение лепить предметы из пластилина;

 – учить создавать форму предметов на основе восприятия действительности и самостоятельных поисков;

– учить самостоятельно пользоваться способами лепки и выразительными средствами.

2. развивающие:

– развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;

– развивать чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус;

– развивать творчество и инициативу.

– развивать ручную умелость, мелкую моторику пальцев рук;

3. воспитательные:

– способствовать формированию у детей эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру;

– воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;

– формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимые для занятия материалы;

– формировать навыки сотрудничества.

4. здоровьесберегающие:

– соблюдать режим охраны зрения;

–  учить правильной посадке за рабочим местом.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы

Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей. В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество. Таким образом, создаются условия для гармоничного восприятия ребенком информации и знаний, а также воплощение, т.е. творческая переработка их в своих собственных художественных произведениях.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 

Настоящая программа рассчитана на  детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-8 лет).

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Форма и режим занятий

Форма работы групповая, в группах по 5 детей. Программа предполагает проведение четырех занятий в месяц. Продолжительность занятия 30 минут.

Ожидаемые результаты

В результате обучения дети должны знать:

- название и назначение инструментов, материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные свойства обработки;

- правила организации рабочего места, правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином.

Должны уметь:

- пользоваться инструментами ручного труда;

- выполнять работы самостоятельно;

- сотрудничать со своими сверстниками, проявлять товарищескую помощь.

Оценка результатов

Для определения результатов работы осуществляется диагностика приобретенных умений и навыков (см. приложение).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Выполнение совместной коллективной работы; выставка детских работ.

Основное оборудование: фартук или старая одежда; нож (стек); пластилин; дощечки для пластилина; клеенка; демонстрационные пособия (предметы правильной геометрической формы, рисунки-плакаты с поэтапной лепкой изделия, альбомы с образцами, фотографиями).

Учебно-тематическое планирование*

Тема занятия

Количество часов

Задачи темы

Содержание занятий

Изделие

1

Диагностическое занятие

1

Оценить уровень сформированности умений и навыков лепки изделий из пластилина

1. Вводная беседа

2. Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

3. Лепка изделий

4. Физминутка

«Фрукты», фигура человека

2

«Магазин игрушек»

3

1. познакомить детей с оборудованием, лепным материалом, его свойствами;

2. познакомить детей со способами раскатывания шара и требованиями к форме.

1. Вводная беседа, изучение и рассматривание необходимых инструментов для работы, схем

2. Пальчиковые упражнения «Шалашик-домик», «Матрешки»

3. Лепка изделий

4. Зрительная гимнастика с использованием презентации

5. Игра «Магазин игрушек»

«Мячи», «Неваляшка»

3

1. познакомить детей с раскатыванием формы «цилиндр», со способом его резания;

2. закрепить знания по исполнению большого шара.

«Дерево»

4

1. закрепить полученные знания по исходной форме цилиндр;

2. познакомить детей с базовым изделием пирамида цилиндрическая на основе двух форм: цилиндра и жгута цилиндрического;

3. познакомить детей с исходной формой конус.

«Пирамидка коническая»

5

«Картина из пластилина»

2

1. познакомить детей с техникой размазывания пластилина;

2. учить смешивать пластилин разных цветов для получения необходимого оттенка;

3. закрепить известные исходные формы.

1. Беседа об осени по картинкам

2. Пальчиковые упражнения «Осень в лесу»

3. Лепка изделия

4. Физминутка «Листья осенние»

5. Подведение итогов

«Осеннее небо»

6

7

«Чаепитие»

4

1. познакомить детей с приемами использования цилиндрического жгута, с новой исходной формой жгут веретенообразный;

2. тренировать глазомер;

3. познакомить детей со схемами и обозначениями на них;

4. закреплять полученные знания.

1. Дидактические игры «Подбери пару», «Чего не хватает»

2. Пальчиковые упражнения «Мамины помощницы», «Федорино горе»

3. Лепка изделий

4. Чтение стихотворения

«Чаепитие» В. Шипуновой

5. Сюжетно-ролевая игра в чаепитие

6. Просмотр отрывка из мультфильма «Федорино горе»

«Тарелка», «Баранки»

8

«Крендель», «Конфеты»

9

«Чайник и сахарница»

10

«Чашки и блюдце»

11

«С Новым годом!»

3

1. закрепить известные исходные формы;

2. учить детей составлять композицию.

1. Беседа о зиме и Новом годе

2. Рассматривание игрушек снеговика, деда Мороза и елки

3. Пальчиковые упражнения «Елочка», «Дед Мороз», «Мы во двор пошли гулять»

4. Лепка изделия

5. Просмотр отрывка из мультфильма «Снеговик-почтовик»

6. Составление композиции из выполненных изделий

«Снеговик»

12

«Елочка пушистая»

13

«Дед Мороз»

14

«Кто на листике живет?»

3

1. расширить и дополнить предметный ряд программы;

2. изучить новые приемы лепки, подготовить к лепке более сложных изделий.

1. Отгадывание загадок о насекомых

2. Рассматривание картинок с изображением насекомых

3. Пальчиковые упражнения «Бабочка», «Божья коровка»

4. Лепка изделий

5. Физминутка «Пчелки и цветы»

6. Просмотр отрывка из мультфильма «Муха-цокотуха»

«Гусеница», «Сороконожка»

15

«Улитка»

16

«Бабочка»

17

«Урожай»

6

1. учить детей применять разнообразные приемы изменения простых форм и превращения их в более сложные, приближенные к формам реальных, всем знакомых предметов;

2. научить детей другому способу использования жгута с изменением его формы придавливанием;

3. развивать у детей соразмерность при выполнении овощей и фруктов.

1. Отгадывание загадок об овощах и фруктах с использованием презентации

2. Пальчиковые игры и упражнения «В нашем огороде», «Мы делили апельсин», «Дары осени»»

3. Рассматривание муляжей овощей и фруктов

4. Лепка изделий

5. Подведение итогов занятия.

«Блюдо», «Апельсины», «Лимоны»

18

«Вишня»,

«Яблоко»,

19

«Груша»,

«Банан»

20

«Виноград», «Мандарин»

21

«Корзина», «Морковь»

22

«Свекла»,

«Капуста»

23

«Большой праздник»

2

1. тренировать знакомые действия доработки;

2. знакомить детей с лепкой новых предметов;

3. развивать у детей фантазийное воображение в результате украшения готовых изделий.

1. Беседа о праздниках, рассматривание картинок

2. Дидактическая игра «Подбери по смыслу»

3. Пальчиковые упражнения «Повар», «Кто нам хлеб испек»

4. Лепка изделий

5. Игра «Кондитерский магазин»

«Торт»,

«Пирог»

24

«Блюдо овальное», «Мороженое»

25

«Дары леса»

2

1. познакомить детей с новыми приемами доработки исходных форм и соединения деталей между собой;

2. тренировать детей в пользовании схемами и условными графическими знаками.

1. Беседа и рассказ о грибах

2. Рассматривание картинок с изображением грибов

3. Пальчиковые упражнения «Ежик», «Грибы»

4. Лепка изделий

5. Физминутка «За грибами»

6. Чтение стихотворения

«Рассказ грибника» Г.Лагздынь

7. Подведение итогов

«Подосиновик», «Боровик», «Травка»

26

«Лисичка», «Мухомор»

27

«Подарок папе»

1

1. закрепить умения детей в составлении новых цветов;

2. познакомить детей с созданием открыток из пластилина;

3. развивать умение составлять композиции.

1. Беседа о Дне защитников Отечества

2. Рассматривание поздравительных открыток

3. Пальчиковая гимнастика «Такие разные дела»

4. Создание открытки

5. Физминутка «Наша армия»

«Открытка»

28

«Подарок маме»

1

1. учить лепке нового предмета – цветка;

2. развивать пропорциональность и соразмерность выполняемых деталей.

1. Игра «Угадай, о ком говорю»

2. Рассматривание картинок с изображением цветов, уточнение строения цветка

3. Пальчиковая гимнастика «Цветы»

4. Лепка изделия

5. Упражнение «Подбираем теплые слова для мамы»

«Цветочный венок» (или «Цветы в вазе»)

29

«Озеро»

2

1. учить применению разнообразных приемов доработки;

2. знакомить детей с новым для них использованием исходных форм;

3. расширять предметный ряд, развивать фантазию и объемное видение.

1. Просмотр сказки-презентации «Гадкий утенок» с голосовым сопровождением

2. Пальчиковые упражнения «Гусаки», «Считалочка»

3. Лепка изделий

4. Физминутка «Цапля»

5. Составление композиции из выполненных изделий

Утка», «Гусь»

30

«Лебедь», «Улитки»

31

«Птичий двор»

2

1. знакомить с применением исходных форм в новых изделиях, расширять предметный мир, развивать объемное мышление;

2. познакомить детей с народным промыслом, со стилем росписи дымковской игрушки.

1. Рассматривание дымковских изделий, иллюстраций

2. Пальчиковые упражнения «Петушок», «Курочка»

3. Лепка изделий

4. Физминутка «Собираем зернышки»

5. Чтение стихотворения «Храбрый петушок» Г. Лагздынь

6. Подведение итогов

«Курица с цыплятами»

32

«Петушок»

33

«Ракетодром»

1

1. закрепить выполнение известных форм;

2. развивать соразмерность и воображение при оформлении композиции.

1. Беседы с детьми о достижениях в космосе, о космонавтах и ракетах

2. Рассматривание картинки с изображением ракет

3. Пальчиковая гимнастика «Путешествие»

4. Лепка изделия

5. Чтение стихотворения «Космонавт»

 Г. Лагздынь

«Ракета малая», «Ракета большая»

34

«Пасха»

1

1. знакомить детей с лепкой новых изделий;

2. изучать яйцевидную форму, применяемую в лепке других изделий;

3. повторить изученные ранее приемы и формы.

1. Беседа о Пасхе

2. Пальчиковая гимнастика «Кто нам хлеб испек»

3. Лепка изделия

«Кулич», «Яйца», «Свечи»

35

«Море»

2

 1. учить детей строить многофигурную композицию, которая представляет собой морское дно с разнообразными его обитателями;

2. объяснить задачи композиции, принцип компоновки и обратить внимание на оптимальное количество персонажей, их разнообразие по величине и характеру.

1. Отгадывание загадок о морских обитателях

2. Чтение сказки Волынец Н.И. «Очень страшное слово»

3. Пальчиковые упражнения «Море», «Рыбка»

4. Лепка изделий

5. Игра с использованием SMART-доски «Кто где живет»

«Морская звезда», «Рыбка»

36

«Осьминог», «Морской конек»

37

«Джунгли»

3

1.  знакомить с новыми более сложными в исполнении изделиями;

2. закрепить изученный материал.

1. Просмотр отрывка из мультфильма «Маугли»

2. Пальчиковые упражнения «Слон», «Тигренок»

3. Лепка изделий

4. Физминтука «Пробираемся через джунгли»

5. Составление композиции из выполненных изделий

«Слон»

38

«Черепаха»

39

«Пальма»

40

«Древний мир»

2

1.  знакомить с новыми более сложными в исполнении изделиями;

2. закрепить изученный материал.

1. Беседа о динозаврах

2. Рассматривание картинок с изображением динозавров

3. Пальчиковая гимнастика

4. Лепка изделий

5. Подведение итогов

«Динозавр на четырех лапах»

41

«Динозавр на двух лапах»

42

Диагностическое занятие

1

Оценить уровень сформированности умений и навыков лепки изделий из пластилина

1. Беседа «Чему мы научились»

2. Пальчиковая гимнастика «Шалашик-домик»

3. Лепка изделий

4. Физминутка

«Фрукты», фигура человека

* Все занятия включают теоретический материал и практические задания

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексахин Н.Н. Методика преподавания лепки в детском кружке / Н.Н. Алексахин. – М., Агар, 1998.

2. Глазова М. «Я леплю из пластилина» / М. Глазова //  Начальная школа. – 2003. - № 28.

3. Карт В., Петров С. Учимся лепить из пластилина /  В. Карт, С. Петров. – М., АСТ, 2006.

4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Т.С. Комарова. –  М., Просвещение, 1991.

5. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества / Т.С. Комарова. – М.,  Альма-матер, 1994.

Диагностические задания

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Учить детей передавать форму, строение, пропорции и характерные особенности фруктов при лепке с натуры, использовать знакомые приемы: оттягивание, сглаживание и др.

 «Фрукты»

Материалы: груша, банан, яблоко или другие фрукты.  Пластилин, стеки, доски для лепки

Беседы о том, что осенью в садах собирают урожай фруктов, рассматривание разных фруктов. Провести обследование выбранных для лепки фруктов. Спросить детей о названии формы, исходной для лепки (шар, цилиндр). Предложить вспомнить и объяснить приемы лепки. В процессе лепки обращать внимание на необходимость точно передавать натуру. Вместе с детьми сравнить изображения с натурой, отметить, что получилось хорошо, а что не удалось.

Согласно таблице «Критерии оценки»

Учить детей лепить фигуру человека в движении. Добиваться отчетливости в передаче формы, движения. Учить отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции.

 «Как мы играем зимой на участке»

 Материалы: пластилин, стеки, доски для лепки.

Игры на прогулке, наблюдения за движениями детей. Поговорить о том, как играют дети зимой на прогулке, предложить напомнить (вызывая для этого детей) их позы и движения. По окончании предложить детям выбрать наиболее интересные, выразительные фигурки, объяснить выбор, рассказать об изображенном движении.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Дата проведения диагностики: начало года______________        конец года________________

п/п

Ф. И. ребенка

Форма

Строение

Пропорции

Композиция

Передача движения

Итого баллов

Средний балл/ уровень развития

1

2

3

4

5

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИГНОСТИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Характеристика оценки детей имеет три уровня:

Высокий уровень 3 -2.4 балла – в процессе лепки ребёнок создает образ разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию, точно передает формы соотношением частей по величине, использует разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, вдавливание, сплющивание, прищипывание, оттягивание). Стремится украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Средний уровень 2.3 – 1.8 балла – в процессе лепки не всегда передает форму соотношение предметов по величине. В создании коллективных композиций обращается за помощью к педагогу. Ребёнок владеет основными способами лепки, но нуждается в отработке приемов (оттягивания, прищипывания), для украшения использует стек.

Низкий уровень 1.7 -1 балл – в процессе лепки не всегда точно передает форму и образ предметов игрушек, не владеет основными приемами лепки, не использует стек для украшения. В процесс работы обращается постоянно за помощью к воспитателю.

Начало года:

Высокий уровень______________        детей___________        %

Средний уровень______________        детей___________        %

Низкий уровень_______________        детей___________        %

Конец года:

Высокий уровень______________        детей___________        %

Средний уровень______________        детей___________        %

Низкий уровень_______________        детей___________        %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей по разделу «Изобразительная деятельность. Аппликация и лепка» для детей 5-6 лет (старшая группа)

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об ...

Рабочая учебная программа по образовательной области «Художественное творчество» образовательный компонент «Лепка» для детей дошкольного возраста (4-7 лет). Кружок «Волшебные пальчики»

Техника пластилиновой живописи в лепке уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумаывают новые цвета и оттенки из пластилина. Это разнообразит палитру, сближает лепку с рисование...

Программа кружка по лепке для детей среднего дошкольного возраста: "Разноцветный мир пластилина"

Программа кружка по лепке для детей среднего дошкольного возраста...

Модельная дополнительная общеразвивающая программа кружка «Мастерская маленьких волшебников» по аппликации/лепке для детей дошкольного возраста

Модельная дополнительная программа кружка "Мастерская маленьких волшебников" по аппликации/лепке для детей дошкольного возраста...

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошк.обр.для детей 2 мл.гр по рисованию и лепке

Рабочая программа адаптированной основной общеобразовательной программы дошк.обр.для детей 2 мл.гр по рисованию и лепке...

Программа по лепке для детей средней группы "Волшебные ручки"

Предлагаю вам программу по лепке для детей средней группы "Волшебные ручки"...