Технология пластилинографии
материал по аппликации, лепке по теме

ЗАВОЙКИНА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

"Технология пластилинографии"

Содержание:

1. Пояснительная записка;

2. Предполагаемые результаты;

3. Пальчиковые игры перед лепкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология пластилинографии49.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технология пластилинографии

Воспитатель:

Завойкина Наталья Васильевна

Пояснительная записка

Актуальность изучения проблемы творчества в психолого-педагогической науке объясняется, прежде всего, возникшим противоречием между социальным заказом общества на творческую личность, недостаточной разработанностью общих основ, теории и методологии творчества. Необходимость формирования творческих способностей обусловливается тем, что она определяет продуктивную направленность личности, творческую индивидуальность, является базовым детерминантом социального творчества и заключает в себе концептуальные принципы креативного обучения и воспитания. В настоящее время разрабатываются и внедряются программы по развитию творческих способностей, мышления и воображения в воспитательно - образовательную работу дошкольного учреждения, включая в себя игровые приемы, но этот процесс еще остается не на должном уровне. Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. Ориентация психологической помощи на уровень развития дошкольника «выше» текущего, а не на уже имеющиеся возможности, дает ребенку шанс обратиться к собственным, еще не использовавшимся внутренним ресурсам. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. В целом ряде исследований и методических разработок (Т.Н. Доронова, Т.С.Комарова,  А.И.Савенков, Е.А.Флёрина, Н.Б.Халезова, С.Г.Якобсон) показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности. 6 Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Г.Г.Григорьева исследовали значение изобразительной деятельности для развития творческих способностей дошкольников. Они отметили, что при выполнении творческих заданий в изобразительной деятельности у ребенка возникает необходимость комбинировать самостоятельно свои впечатления, находить вариативные решения при выполнении заданий, широко использовать свой опыт.  Однако практический аспект реализации задачи развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности остается актуальным и недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов. Вместе с тем, занятия (в частности по изобразительной деятельности), проводимые с детьми в дошкольных учреждениях по типовым или некоторым альтернативным программам, направленным на познавательное развитие, не способствуют развитию творческих способностей ребенка. Все виды детской деятельности требуют амплификации-усложнения, углубления, обогащения. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества. Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом. Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира. Данные показывают, что каждая система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна предполагать развитие у детей воображения, а также овладения детьми умением находить оригинальные способы для создания художественного образа. Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей предлагаю  использовать нетрадиционную технику работы с пластилином - «Пластилинографию».

Предполагаемые результаты:

 Дети овладеют нетрадиционными способами создания композиций из пластилина, рисования пластилином.

  В работах детей будут преобладать новизна и оригинальность.

  У детей будут хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.

 Дети смогут выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).

 Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: повышенный интерес, творческая активность, самостоятельность, инициатива.

У детей появится повышенный интерес, творческая активность, в работах будут преобладать новизна и оригинальность. Дети свободно смогут экспериментировать с художественными материалами и инструментами, выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога. Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: творческая активность, самостоятельность.

Пальчиковые игры перед лепкой

100

Перед началом лепки рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику. Это позволит разогреть мышцы пальцев рук, подготовить к предстоящей работе, настроить на рабочий лад. Кроме того, пальчиковая гимнастика служит дополнительным способом развития мелкой моторики и является хорошим организационным моментом. Упражнения можно приурочить к тематике занятия.

Ниже описаны примерные пальчиковые игры для детей всех возрастных групп.

Кто же маме помогал?

Пальчиковая игра для детей 2-3 лет
(Руки слегка в стороны.)
Это я!
(Дети показывают на себя пальчиком.)
Кто бельишко постирал?
(Трение кулачков друг о друга). Это я!
(Дети показывают на себя пальчиком.)
Кто же тесто замесил?
(Сжимание и разжимание растопыренных пальцев.) 
Это я!
(Дети показывают на себя пальчиком.)
Кто посуду всю помыл?
(Трение ладошек.)
Это я!
(Дети показывают на себя пальчиком.)
Мамочке-красавице 
Такой помощник нравится!
(Дети обхватывают себя руками.)

Птичий двор

Пальчиковая игра для детей 3-4 лет
Мы пошли на птичий двор 
(Шагают по столу указательный и средний пальцы.)
Посмотреть через забор.
(Ручки перед лицом, ладонями к себе; дети выглядывают из-за ладошек.)
Важно ходит наш петух,
(Имитация кистями походки петуха.) 
Спрятался он за лопух.
(Закрыли глазки руками.)
Зёрнышки клюют цыплята, 
(Постукивание подушечками пальцев по столу.)
И щипаются гусята.
(Дети пальцами показывают щипающее движение.)

Ёжик

Пальчиковая игра для детей 4-5 лет
Ёжик по лесу бежал.
(Руки в замке, пальцы поднимаются и опускаются, имитируя колючки ежа.) Что же он насобирал?
Яблоки,
(Одна рука сжата в кулачок, другая обхватывает кулачок ладонью.)
Грибочки,
(Одна рука сжата в кулачке, ладонь другой руки накрывает кулачок сверху.)
Камушки,
(Кулачки стучат друг о друга.)
Листочки.
(Расслабленные кисти колышутся вверх-вниз.)
Раз, два, три, четыре, пять, 
(Загибание пальцев.)
Нам всего не сосчитать!

Избушка

Пальчиковая игра для детей 5-6 лет
Что за чудо перед нами?
Стоит избушка расписная.
(Дети имитируют крышу над головой.)
Здесь на ставенках — цветочки,
(Ладони сомкнуты вместе, затем раскрываются в 
стороны; руки вместе, ладони разведены, пальцы расставлены в стороны.)
А на крыше — кренделёчки,
(Указательными пальцами дети рисуют восьмёрки в воздухе.)
Из трубы идёт дымок.
(Указательными пальцами дети рисуют петельки в воздухе.)
Вот так чудо-теремок!
(Дети показывают большой палец.)

Скворцы

Пальчиковая игра для детей 6-7 лет
Мы построили скворечню 
Для весёлого скворца.
(Попеременно постукиваем кулачками друг о друга и по столу.)
Мы повесили скворечник 
Возле самого крыльца.
(Сводим руки над головой.)
Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том:
(Попеременно постукиваем кулак о кулак и ладонь о ладонь.)
Мать, отец и скворушки —
Чёрненькие пёрышки.
(Соединяем каждый палец с большим пальцем на 
обеих руках одновременно по 2 раза.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста (2-3 г) по лепке «Крокодил солнце в небе проглотил… » (использование технологии «пластилинография»).

Конспект непрерывной образовательной деятельности  с детьми  раннего возраста (2-3 г) по лепке  «Крокодил солнце в небе проглотил… »...

Технология пластилинографии

quot;Технология пластилинографии"Содержание:1. Пояснительная записка;2. Предполагаемые результаты;3. Пальчиковые игры перед лепкой....

Технология пластилинографии.

1.   Виды пластилинографии;2.   Материалы и инструменты;3.   Методы обучения;4.   Приемы лепки;5.   Цели и задачи;6.   Этапы работы....

Технология пластилинографии.

1.   Виды пластилинографии;2.   Материалы и инструменты;3.   Методы обучения;4.   Приемы лепки;5.   Цели и задачи;6.   Этапы работы....

Технология пластилинографии

Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у  детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы...

Технология "Пластилинография" "Волшебный пластилин" Технология разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г. Н.

Новизна и педагогическая целесообразность состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занят...