Технология пластилинографии
материал по аппликации, лепке

ОРЕХОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у  детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технология пластилинографии183.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технология пластилинографии

Воспитатель:

Орехова Екатерина Сергеевна

Пояснительная записка

Актуальность изучения проблемы творчества в психолого-педагогической науке объясняется, прежде всего, возникшим противоречием между социальным заказом общества на творческую личность, недостаточной разработанностью общих основ, теории и методологии творчества. Необходимость формирования творческих способностей обусловливается тем, что она определяет продуктивную направленность личности, творческую индивидуальность, является базовым детерминантом социального творчества и заключает в себе концептуальные принципы креативного обучения и воспитания. В настоящее время разрабатываются и внедряются программы по развитию творческих способностей, мышления и воображения в воспитательно - образовательную работу дошкольного учреждения, включая в себя игровые приемы, но этот процесс еще остается не на должном уровне. Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. Ориентация психологической помощи на уровень развития дошкольника «выше» текущего, а не на уже имеющиеся возможности, дает ребенку шанс обратиться к собственным, еще не использовавшимся внутренним ресурсам. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. В целом ряде исследований и методических разработок (Т.Н. Доронова, Т.С.Комарова,  А.И.Савенков, Е.А.Флёрина, Н.Б.Халезова, С.Г.Якобсон) показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности. 6 Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Г.Г.Григорьева исследовали значение изобразительной деятельности для развития творческих способностей дошкольников. Они отметили, что при выполнении творческих заданий в изобразительной деятельности у ребенка возникает необходимость комбинировать самостоятельно свои впечатления, находить вариативные решения при выполнении заданий, широко использовать свой опыт.  Однако практический аспект реализации задачи развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности остается актуальным и недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов. Вместе с тем, занятия (в частности по изобразительной деятельности), проводимые с детьми в дошкольных учреждениях по типовым или некоторым альтернативным программам, направленным на познавательное развитие, не способствуют развитию творческих способностей ребенка. Все виды детской деятельности требуют амплификации-усложнения, углубления, обогащения. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества. Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом. Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира. Данные показывают, что каждая система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна предполагать развитие у детей воображения, а также овладения детьми умением находить оригинальные способы для создания художественного образа. Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей предлагаю  использовать нетрадиционную технику работы с пластилином - «Пластилинографию».

Предполагаемые результаты:

 Дети овладеют нетрадиционными способами создания композиций из пластилина, рисования пластилином.

  В работах детей будут преобладать новизна и оригинальность.

  У детей будут хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.

 Дети смогут выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).

 Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: повышенный интерес, творческая активность, самостоятельность, инициатива.

У детей появится повышенный интерес, творческая активность, в работах будут преобладать новизна и оригинальность. Дети свободно смогут экспериментировать с художественными материалами и инструментами, выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога. Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: творческая активность, самостоятельность.

Пальчиковые игры перед лепкой

100

Перед началом лепки рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику. Это позволит разогреть мышцы пальцев рук, подготовить к предстоящей работе, настроить на рабочий лад. Кроме того, пальчиковая гимнастика служит дополнительным способом развития мелкой моторики и является хорошим организационным моментом. Упражнения можно приурочить к тематике занятия.

Ниже описаны примерные пальчиковые игры для детей всех возрастных групп.

Кто же маме помогал?

Пальчиковая игра для детей 2-3 лет
(Руки слегка в стороны.)
Это я!
(Дети показывают на себя пальчиком.)
Кто бельишко постирал?
(Трение кулачков друг о друга). Это я!
(Дети показывают на себя пальчиком.)
Кто же тесто замесил?
(Сжимание и разжимание растопыренных пальцев.) 
Это я!
(Дети показывают на себя пальчиком.)
Кто посуду всю помыл?
(Трение ладошек.)
Это я!
(Дети показывают на себя пальчиком.)
Мамочке-красавице 
Такой помощник нравится!
(Дети обхватывают себя руками.)

Птичий двор

Пальчиковая игра для детей 3-4 лет
Мы пошли на птичий двор 
(Шагают по столу указательный и средний пальцы.)
Посмотреть через забор.
(Ручки перед лицом, ладонями к себе; дети выглядывают из-за ладошек.)
Важно ходит наш петух,
(Имитация кистями походки петуха.) 
Спрятался он за лопух.
(Закрыли глазки руками.)
Зёрнышки клюют цыплята, 
(Постукивание подушечками пальцев по столу.)
И щипаются гусята.
(Дети пальцами показывают щипающее движение.)

Ёжик

Пальчиковая игра для детей 4-5 лет
Ёжик по лесу бежал.
(Руки в замке, пальцы поднимаются и опускаются, имитируя колючки ежа.) Что же он насобирал?
Яблоки,
(Одна рука сжата в кулачок, другая обхватывает кулачок ладонью.)
Грибочки,
(Одна рука сжата в кулачке, ладонь другой руки накрывает кулачок сверху.)
Камушки,
(Кулачки стучат друг о друга.)
Листочки.
(Расслабленные кисти колышутся вверх-вниз.)
Раз, два, три, четыре, пять, 
(Загибание пальцев.)
Нам всего не сосчитать!

Избушка

Пальчиковая игра для детей 5-6 лет
Что за чудо перед нами?
Стоит избушка расписная.
(Дети имитируют крышу над головой.)
Здесь на ставенках — цветочки,
(Ладони сомкнуты вместе, затем раскрываются в 
стороны; руки вместе, ладони разведены, пальцы расставлены в стороны.)
А на крыше — кренделёчки,
(Указательными пальцами дети рисуют восьмёрки в воздухе.)
Из трубы идёт дымок.
(Указательными пальцами дети рисуют петельки в воздухе.)
Вот так чудо-теремок!
(Дети показывают большой палец.)

Скворцы

Пальчиковая игра для детей 6-7 лет
Мы построили скворечню 
Для весёлого скворца.
(Попеременно постукиваем кулачками друг о друга и по столу.)
Мы повесили скворечник 
Возле самого крыльца.
(Сводим руки над головой.)
Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том:
(Попеременно постукиваем кулак о кулак и ладонь о ладонь.)
Мать, отец и скворушки —
Чёрненькие пёрышки.
(Соединяем каждый палец с большим пальцем на 
обеих руках одновременно по 2 раза.)

План:

  1. Виды пластилинографии;
  2. Материалы и инструменты;
  3. Методы обучения;
  4. Приемы лепки;
  5. Цели и задачи;
  6. Этапы работы.

Виды пластилинографии в ДОУ

  • прямая пластилинография — картина оформляется на горизонтальной поверхности (дети скатывают детали из пластилина в форме «шариков», «колбасок», располагают на основе, при этом на подложку может быть заранее нанесён контур рисунка) – начиная со второго семестра первой младшей группы;
  • витражная или обратная пластилинография (пластилиновые детали выкладываются на обратной стороне прозрачного пластика или оргстекла по нанесённым заранее контурам) – дети 5–6 лет;
  • контурная лепка — картина выкладывается жгутиками (тонкими «колбасками») разной толщины (на основу наносится рисунок, жгутиками, выложенными по границам изображения — так ему придаётся объём, затем жгутиками выкладываются внутренние элементы картины) – второй семестр второй младшей группы или средняя группа в зависимости от уровня подготовленности детей, в частности, развития умения скатывать тонкие колбаски или давить пластилин из шприца;
  • многослойная лепка — изображение получается последовательным нанесением слоёв пластилина (из «лепёшек» разного цвета делаем «слоёный пирог» от тёмных оттенков к светлым, сгибаем заготовку по центру или скатываем в «колбаску», разрезаем на детали) – старшие группы;
  • мозаичная техника — выкладывание картины шариками из пластилина разного размера — вторая младшая, средняя группы;
  • модульная лепка — элементы выполняются в разных видах техники («шарики», «колбаски» прямой техники, жгутики контурной и пр.), а затем эти модули собираются в единую композицию;
  • фактурная техника — создание пластилиновых картин разной степени выпуклости (барельеф — изображение выделяется на фоне менее чем наполовину, горельеф — образ проступает над фоном более чем наполовину, контррельеф — рисунок углубляется в фон) – подготовительная группа.

Материалы и инструменты

  • Пластилин. В настоящее время существует большое разнообразие пластилина по качеству и цветовой гамме. Качеству пластилина надо уделить особое внимание. Некоторые виды пластилина очень мягкие и от этого плохо держат заднюю форму, некоторые, наоборот, очень твёрдые – с ним трудно работать, пальцы быстро устают, времени затрачивается на работу больше, учащиеся не получают удовлетворения от работы. Учитывая опыт работы с данным материалом, для пластилиновых картин, я рекомендую использовать «Гамма» (производство г. Москва), он достаточно пластичный, мягкий и податливый для выполнения мелких деталей.
  • Инструменты. Для освоения приёмов лепки пластилином необходимо заготовить инструменты, которые помогут ученику с успехом справиться с поставленными задачами: Деревянная или пластиковая дощечка - в качестве рабочего стола для раскатывания пластилина и лепки мелких деталей. Это набор стеков и пластмассовых ножей, разной конфигурации и размера, для нарезки, обработки пластилиновой массы (стеки – это небольшие пластмассовые или деревянные ножички для вырезания, выравнивания и деталировки изображаемых предметов); Стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой, чтобы пластилин к ним не прилипал); Различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и др. приспособления - для придания поверхности определенной структуры; Пластиковые медицинские или кондитерские шприцы - для выдавливания пластичной массы; Канцелярский нож для резки картона; Копировальная бумага, для перевода рисунка на поверхность картона; Эскиз будущей картины, выполненный в масштабе картона; Простой карандаш; Пластмассовая и металлическая линейка длиной 40 см; Лак для волос «Прелесть», для лакирования готовой картины; Флакончик с растительным маслом для облегчения очистки рук и поверхности от налипания пластилина; Хлопчатобумажная ткань или бумажные салфетки для вытирания рук и рабочего места.
  • Картонная основа для сюжетной картины. Лучше всего подходит многослойный картон от упаковочных коробок, имеющий внутри гофрированный слой. Такой картон не изгибается, а при надавливании немного амортизирует под пальцами, это создает определённый комфорт при намазывании пластилина. Формат картона лучше брать с учётом будущего паспарту и рамы. Припуски на паспарту делать по традиционным канонам.

Методы обучения рисованию пластилином

  • - Наглядный:  Обследование предметов. Образец. Показ способов действия: общий, частичный (воспитателя и ребенка), поэтапный.  Обрисовывание жестом. Анализ детских работ.
  • - Словесный:  Объяснение. Пояснение. Указание. Вопросы к детям. Художественное слово. Поощрение.
  • - Исследовательский:  ребенок проводит исследования: какой цвет картона, пластилина выбрать.
  • - Практический:  индивидуальная работа с детьми и самостоятельная работа детей.

Приемы лепки

-Раскатывание.  Кусочек пластилина кладется между ладонями либо на доску и раскатывается прямолинейными движениями до приобретения цилиндрической формы. Для малышей – самый удобный способ рисования пластилином. Шаблоны изображений можно скачать из интернета либо приобрести в комплекте с набором.http://dopobr73.ru/images/images_preview/0a8a3c886e2b078328c5df85191efdc1_big.jpg

- Скатывание.  Из пластилина скатывается шарик посредством круговых движений ладоней.

-Оттягивание.  Из оттянутого материала можно сконструировать определенный элемент будущего творения.

-Заглаживание.  Гладкий, плоский вид поверхности придается при помощи кончиков пальцев.

-Сплющивание.  Самый популярный метод. Шарик разминается до формы лепешки. Изгибы и углубления получают путем вдавливания.http://zanny.ru/tw_files2/urls_1/21/d-20895/20895_html_367539e3.jpg

 --Прищипывание.  Производится сжатием пальцев в части картины, где создается новая деталь.

Цели и задачи занятий пластилинографией с детьми

  • Развитие  внимания, мышления, памяти, восприятия, речи;
  • Тренировка   ориентации в пространстве, сенсомоторной координации (в работе с пластичным материалом у детей развивается сила рук, их действия становятся более скоординированными и согласованными, а движения пальцев дифференцированными);

Возрастная группа

           Перечень задач

Первая младшая (одно занятие — отработка одного навыка)

  • обучение скатывать «шарики», делать «колбаски» и «блинчики»;
  • освоение приёма размазывания пластилина по шаблонам с крупными элементами;
  • формирование умения работать по образцу (педагог показывает — ребята повторяют).

Вторая младшая

  • развитие умения самостоятельно придумывать сюжеты;
  • освоение основ работы в мини-группах, парах;
  • формирование навыка давать оценку готовому продукту.

Средняя

  • освоение многоцветных образов (малыши учатся выкладывать картины, в которых детали изображаются 2–3 цветами);
  • развитие умения включать в картины крупу, бисер, пуговицы, камешки и пр.;
  • воспитание заинтересованности в групповой работе.

Старшая,
подготовительная

  • обучение поэтапному созданию полностью самостоятельной коллективной творческой работы (обсуждение замысла, подготовка основы и фона, деталей, соединение элементов в цельную картину);
  • отработка разных приёмов пластилинографии, их комбинация в одной картине;
  • развитие речи (ребята учатся давать словесные описания образам, созданным из пластилина).
  • воспитание эстетических представлений (ребята получают базовые знания о сочетаниях цветов, фактур, учатся давать оценку продукту изобразительного творчества), а также развитии усидчивости, дисциплинированности и аккуратности.

Этапы работы над сюжетной картиной:

  • 1.  Вводное занятие, знакомство с инструментами, материалом с организацией рабочего места, работа над эскизом.
  • 2.  Выполнение подготовительных упражнений.
  • 3.  Перевод рисунка на картон и работа с фоном.
  • 4.  Работа над фрагментами основного изображения.
  • 5.  Работа с накладными деталями, завершение работы.
  • 6.  Лакирование. Вырезание паспарту, оформление в раму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми раннего возраста (2-3 г) по лепке «Крокодил солнце в небе проглотил… » (использование технологии «пластилинография»).

Конспект непрерывной образовательной деятельности  с детьми  раннего возраста (2-3 г) по лепке  «Крокодил солнце в небе проглотил… »...

Технология пластилинографии

quot;Технология пластилинографии"Содержание:1. Пояснительная записка;2. Предполагаемые результаты;3. Пальчиковые игры перед лепкой....

Технология пластилинографии

quot;Технология пластилинографии"Содержание:1. Пояснительная записка;2. Предполагаемые результаты;3. Пальчиковые игры перед лепкой....

Технология пластилинографии.

1.   Виды пластилинографии;2.   Материалы и инструменты;3.   Методы обучения;4.   Приемы лепки;5.   Цели и задачи;6.   Этапы работы....

Технология пластилинографии.

1.   Виды пластилинографии;2.   Материалы и инструменты;3.   Методы обучения;4.   Приемы лепки;5.   Цели и задачи;6.   Этапы работы....

Технология "Пластилинография" "Волшебный пластилин" Технология разработана на основе методических разработок автора Давыдовой Г. Н.

Новизна и педагогическая целесообразность состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занят...