Дополнительная общеразвивающая программа по аппликации для детей 3-4 лет «Волшебный кружок»
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Дополнительная общеразвивающая программа по аппликации для детей 3-4 лет "Волшебный кружок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7»

Принято:   Утверждено:

на педагогическом совете                            заведующий МБДОУ №7

Протокол №                                                             _____________Р.И. Элоян

от «  » ______  2018г.                          

Дополнительная общеразвивающая программа

по аппликации

для детей 3-4 лет

«Волшебный кружок»

Составитель:

Долгова Е.С.

г. Ленинск-Кузнецкий

2018

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………….….3

Нормативно правовая база……………………………………..…….……….4

Возрастные особенности…………………………………...............................5

Цель и задачи программы……………………..………………………………5

Срок реализации программы……….………………………………………...6

Формы обучения и методы образовательной  деятельности……………….6

Требования к предметно-развивающей среде……………………………….6

Требования к педагогу………………………………………………………..6

Ожидаемые результаты……………………………………………………….6

Критерии диагностики………………………………………………….…….7

Учебный план………………………………………………………………....8

Учебно-тематический план…………………………………………………..8

Содержание программы……………….…………………………………….10

Пояснительная записка

   В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев».

   Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.

   Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.

   Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами

   Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

При создании программы опирались на нормативные документы:

-   Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Мин.обр.науки России от 17.10.2013 №1155.

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. "Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе"

- Д.Н.Колдина. «Апппликация с детьми 3-4 года».

- http://www.maam.ru.

Возрастные особенности:

К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах; рассматривает пейзажи.

Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объемное изображение – в лепке, силуэтное – в аппликации, графическое – в рисовании). Он передает образы предметов с помощью цветной бумаги. Эти материалы должны быть у ребенка всегда под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.

Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии.

Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и ее качество. Он стремится как можно аккуратнее наклеить предмет, а после занятия полюбоваться на свою работу, рассказать, какой цвет он выбрал, что может делать этот предмет, и какая у него получилась аппликация.

Цель: Развитие художественно – творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством аппликации.

Задачи:

1. Учить основным приемам аппликации (обрывание, сминание, скатывание в комок).

2. Учить создавать простейшую композицию.

3. Учить составлять из заготовленных геометрических элементов узоры на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге, чередуя их по цвету, форме и величине;

 4. Развивать у детей интерес к художественной деятельности.

 5. Развивать мелкую моторику рук.

  6. Воспитывать навыки аккуратной работы с бумагой и клеем.

Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы – сентябрь 2018г – май 2019г.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 3 – 4года

Режим работы образовательной деятельности: 1 раз в неделю, во вторую половину дня, продолжительностью 15 минут.

Методы и приёмы: Наглядный, практический, словесный, метод сотворчества, игровых и творческих ситуаций.

Требование к предметно-развивающей среде

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного процесса. Доступность  материалов (цветная бумага, кисти, клей, картон, салфетки) на каждого ребенка.

Требование к педагогу

Педагог осуществляет дополнительное образование детей, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав участников кружка.  Особенностью работы педагога дополнительного образования также является выявление творческих способностей детей, поддержка их развития. Педагог владеет методами работы с бумагой.

Предполагаемые результаты:

1. Владеет основными приемами аппликации (обрывание, сминание, скатывание в комок).

2. Умеет  создавать простейшие композиции.

3. Умеет составлять из заготовленных геометрических элементов узоры на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге, чередуя их по цвету, форме и величине;

 4. Умеет аккуратно работать с бумагой и клеем.

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду.

Формы и методы контроля:

-мониторинг уровня знаний (2 раза в год);

-метод наблюдения (на занятиях);

Критерии  педагогической диагностики по разделу  «Аппликация»

Высокий уровень:

  • Умеет правильно держать  ножницы и пользоваться ими.
  • Самостоятельно  режет  по прямой.
  • Вырезает круг из квадрата, плавно срезает и закругляет углы.
  • Аккуратно наклеивает  изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
  • Подбирает цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
  • Составляет изображения из различных  геометрических фигур.

Средний уровень:

  • Ребенок недостаточно хорошо владеет ножницами, навыками вырезания, разрезания по прямой.
  • Допускает ошибки при наклеивании  изображения предметов из частей, составлении узора из  различных геометрических фигур.
  • Требуется  незначительная помощь со стороны педагога.

Низкий уровень:

  • Ребенок слабо владеет различными приемами резания бумаги.
  • Допускает  грубые ошибки при создании изображения предметов из частей, составлении узора из  различных геометрических  фигур.
  • Ребенку необходима постоянная поддержка и стимуляция деятельности со стороны педагога.

Учебный план

Наименование

Количество занятий в месяц

Количество занятий всего

1

Аппликация

4

34

Всего:

34

Учебно-тематический план

Месяц

Тема

  всего (мин.)

теория

Практика

Сентябрь

Яблочко румяное

5

10

Сентябрь

Ягода рябина

5

10

Сентябрь

Рыбки в аквариуме

5

10

Сентябрь

Цыплята

5

10

Октябрь

Ромашки

5

10

Октябрь

Мухомор

5

10

Октябрь

Разноцветный дождик

5

10

Октябрь

Гроздь винограда

5

10

Ноябрь

Осенние деревья

5

10

Ноябрь

Цветной зонтик

5

10

Ноябрь

Первый снег

5

10

Ноябрь

Мороженое

5

10

Декабрь

Бусы для елочки

5

10

Декабрь

Шарф для куклы

5

10

Декабрь

Шарик для елочки

5

10

Декабрь

Елочка

5

10

Январь

Северный мишка

5

10

Январь

Зимний город

5

10

Январь

Снеговик

5

10

февраль

Покормим птичку

5

10

февраль

Пирамидка

5

10

февраль

Самолеты

5

10

февраль

Солнце в тучках

5

10

Март

Мимоза

5

10

Март

Неваляшка

5

10

Март

Одеяльце

5

10

Март

Пасхальное яичко

5

10

Апрель

Ледоход

5

10

Апрель

Большие и маленькие яблоки

5

10

Апрель

Чашки трех медведей

5

10

Апрель

Березка

5

10

Май

Улитка

5

10

Май

Жучки

5

10

Май

Одуванчики

5

10

Диагностика

2ч50мин

5ч40мин

Содержание программы

«Аппликация»

  1. «Яблочко румяное»

Развивать навыки аккуратного намазывания клея на заготовку для работы, составлять изображение предмета из бумаги способом обрывания.

  1. «Ягода рябина»

Развивать умения детей создавать аппликацию из бумажных шариков, упражнять в аккуратном наклеивании на основу, развивать самостоятельность.

  1. «Рыбки в аквариуме»

Развивать умения детей создавать изображение рыбки из геометрических форм.

  1. «Цыплята»

Учить детей собирать целое из частей и наклеивать детали методом накладной аппликации

  1. «Ромашки»

Учить детей собирать целое из частей и наклеивать детали методом накладной аппликации

  1. «Мухомор»

Развивать навыки аккуратного намазывания клея на заготовку для работы, составлять изображение предмета из бумаги.

  1. «Разноцветный дождик»

Учить детей аккуратно приклеивать готовые заготовки на картон;

знакомить с цветами спектра;учить пространственному освоению листа.

  1. «Гроздь винограда»

Развивать умения детей создавать аппликацию из бумажных шариков, упражнять в аккуратном наклеивании на основу, развивать самостоятельность.

  1. «Осенние деревья»

Закреплять знания детей об осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени; учить детей аккуратно работать с бумагой и клеем; поддерживать желание доводить начатое дело до конца развивать мелкую моторику; воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

  1. «Цветной зонтик»

Учить детей аккуратно приклеивать готовые заготовки на картон;

знакомить с цветами спектра; учить пространственному освоению листа.

  1. «Первый снег»

Формировать у детей понятие о явлениях природы; учить детей работать с ватой и аккуратной работе с клеем; развивать моторику.

  1. « Мороженое в стаканчике»

Учить детей последовательно выполнять работу; развивать у детей цветовое восприятие, мелкую моторику рук; продолжать формировать навыки аппликации.

  1. «Бусы для елочки»

Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к предстоящему празднику средствами художественного  слова;  упражнять детей в наклеивании кружков разной величины; продолжать формировать навыки аппликации.

  1. «Снеговик»

Учить детей работать с ватными дисками; закреплять умение детей располагать круги в соответствии их размера (от большего к меньшему);учить аккуратно работать с клеем.

  1. «Шарик для елочки»

Развивать у детей творческую активность; мелкую моторику рук, продолжать учить детей аккуратно работать с клеем; развивать усидчивость, желание добиваться хорошего результата.

  1. «Елочка»

Учить детей составлять аппликацию из полосок цветной бумаги с частичным наложением друг на друга; развивать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

  1. «Северный мишка»

Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине. Продолжать учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение правильно располагая их по величине; упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска.

  1. «Воротник для снегурочки»

Учить детей отрывать от салфетки кусочки и сминать их в комочки; учить детей аккуратно обмакивать комочки в клей; воспитывать интерес к аппликации.

  1. «Домики в снегу»

Учить детей составлять коллективную аппликацию. Закрепить навыки работы с ватными дисками. Воспитывать самостоятельность и доброжелательное отношение к друг другу. Учить использовать пространство.

  1. «Покорми птичку»

Закреплять умение детей скатывать салфетки в комочки; активизировать речь, развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать заботу о птицах зимой. Продолжать учить аккуратно работать с клеем.

  1. «Самолеты»

Учить детей составлять коллективную сюжетную композицию. Закреплять умение сопровождать движениями слова стихотворения. Развивать точность и координацию движений.

  1. « Пирамидка триколор»

Учить детей приклеивать детали в определенной последовательности. Закреплять умение работать с бумагой и клеем. Развивать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

  1. «Солнышко в тучках»

Учить детей работать с рваной бумагой; развивать воображение, чувство цвета, аккуратность в работе с клеем.

  1. «Мимоза»

Учить детей обрывать салфетку, сминать в комочек и наклеивать в нужном месте на листе бумаги. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание радовать.

  1. «Неваляшка»

Учить детей создавать изображение из частей круглой формы, располагать изображение в центре листа посредством последовательного уменьшения формы.

Закреплять умение аккуратно набирать клей на кисть, намазывать готовые формы, прижимать детали салфеткой.

  1.  «Одеяльце»

Учить чередовать детали аппликации по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета.

  1. «Пасхальное яичко»

Продолжать учить детей создавать композицию по замыслу. Учить наносить клей на детали и наклеивать их на заготовку. Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного. Воспитывать аккуратность 

  1. «Ледоход»

Учить детей обрывать салфетку, сминать в комочек и наклеивать в нужном месте на листе бумаги.

  1. «Большие и маленькие яблоки»

 Учить наклеивать круглые предметы. Закреплять представление о различии предметов по величине; правильные приемы наклеивания;воспитывать самостоятельность в выполнении задания;

  1. «Чашки трех медведей»

Учить детей располагать и наклеивать предметы в определенной последовательности (по размеру).

  1. «Березка»

Закреплять знания детей о времени года, учить выделять особенности внешнего вида дерева, воспитывать любовь к природе, развивать навыки работы с бумагой, учить использовать различные материалы в аппликации.

  1. «Улитка»

Учить детей собирать целое из частей и наклеивать детали методом накладной аппликации; доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров. Развивать мелкую моторику пальцев.

  1. «Жучки»

Продолжать учить детей составлять коллективную композицию; доводить изделие до нужного образа с помощью фломастеров.

  1. «Одуванчики»

Учить детей составлять коллективную композицию, располагать предметы на листе в нужном месте. Развивать доброжелательное отношение к друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа «Счастливый малыш» для детей 4-5 лет

Новизна данной программа заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие всех сторон психики ребенка на протяжении всего дошкольного возраста....

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования для детей 6 - 7 лет "Бумагопластика"

Программа «Бумагопластика» является адаптированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе пособий: И.А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и разв...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства – «Теремок»

laquo;… театр — единственный учитель нравственности,поведения, возвышенных идеалов, который никогда не наскучит ученику …театр — ценнейшее дополнение к любому воспитате...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год

Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...

Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Программа предназначена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Целью программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляц...

Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной программе (дополнительной общеразвивающей программе) «Букварёнок» (1-ый год обучения) на тему: «Волшебный цветок Мудрой Совы»

Данный конспект составлен с целью обобщить  и закрепить знания  детей старшей группы, по пройденному материалу, за учебный год.В игровой форме дети  закрепляют умение проводить звуковой...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...