статья " Творческая мастерская как средство развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в технике тестопластики."
статья по аппликации, лепке

Маргарита Анатольевна Иванова

Занятия тестопластикой – прекрасная возможность включить в занятия с детьми с ОВЗ пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами. Занятия лепкой из теста помогают  детям с ОВЗ развивать не только мелкую моторику рук, но образное мышление и ориентировку в пространстве, приобщить детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи; способствовать развитию чувства эмпатии - сопереживания, желания нести радость окружающим.

Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Во-первых, лепка из теста помогает развивать у ребенка все, что так необходимо ребенку в школе: усидчивость, аккуратность, терпение; ловкость рук и точность глазомера. Во-вторых, раскрыть творческий потенциал ребенка, уметь самовыражаться через изготовление подделок из соленого теста, а также получать радость и эстетическое удовольствие от своих работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая мастерская как средство развития изобразительных умений детей с ОВЗ в технике тестопластики.

                                                        Тот, кто сохраняет возможность

                                                                     видеть красоту, никогда не стареет.

                                                                                                                  Кафка

В системе общего образования особое место занимает первая ступень обучения дошкольное детство, в которой закладывается фундамент будущих знаний.

Значение и функции дошкольного учреждения в системе непрерывного образования определяются не только преемственностью его с другими звеньями образования, но и, в первую очередь, непреходящей, неповторимой ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребенка. В связи с этим основной функцией первой ступени является формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой коммуникативной готовности дошкольника к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром.

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство - источники особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, лепку, музицирование и т.д. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем. Занятие лепкой способствуем развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Еще одна специфическая черта лепки - ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. В детском саду чаще всего для лепки используют глину или пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал - тесто.

Человек издавна научился готовить из муки и воды - лепить лепешки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине. А на праздники сами печем пироги, своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок и украшаем их немыслимыми завитками. А произведения прикладного искусства из этого материала - совсем другое дело. Более высокохудожественное. Соленое тесто - чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада.

Лепить из теста - доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию изобразительного творчества дошкольников. Тесто по своему составу более теплое, более податливое, а как это важно для детских неумелых ручек, работа с тестом захватывает все внимание ребенка, будит воображение, фантазию

1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

3. Синхронизирует работу обеих рук;

4. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

Педагогический аспект художественно-творческого развития дошкольников излагается в трудах Н.А. Ветлугиной, А.А. Грибовской, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, О.П. Радыновой, Е.А. Флёриной, Н.Б. Халезовой, Т.Я. Шпикаловой, И.А. Лыковой и др.

Таким образом, тестопластика позволяет не только развивать  мелкую моторику рук ребенка с ОВЗ, его зрительное восприятие, но и творческое восприятие. Воспитывает у дошкольника  усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца. Помогает приучить его к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте, а также сформировать умение работать в коллективе.

Поэтому дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из соленого теста. Задача взрослых - педагогов, воспитателей, родителей - облегчить этот путь изучения нового материала, освоить основные приемы работы с ним, вызывать у детей желание работать с соленым тестом, пытаться передать свои впечатления в работе по лепке из соленого теста, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру.

Литература:

Силаева К., Михайлова И. Большая книга поделок «Соленое тесто» – М.: ЭКСМО, 2004. – 223 с. Смирнова И. А. Наш особенный ребенок – Спб.: КАРО, 2006. – 176 с.

Яровая Т. А., Головенко Е. И. Развитие моторики по средствам тестопластики у детей ОВЗ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2.1. — С. 32-33.

Фирсова А. Чудеса из соленого теста – М: Айрис-пресс, 2008. – 32 с. Хананова И. Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 104 с.


Яровая Т. А., Головенко Е. И. Развитие моторики по средствам тестопластики у детей ОВЗ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2.1. — С. 32-33. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2187/ (дата обращения: 11.02.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Ручной труд как средство развития мелкой моторики"

Ручной труд как средство развития мелкой моторики.     Сейчас в образовательной среде всего мира принято говорить о раннем развитии младенцев. Имеется ввиду дока...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством техники тестопластики»

Методическое пособие поможет родителям, работникам дополнительного образования, специалистам образовательных учреждений построить свою работу от простого к сложному....

Педагогическая статья на тему: «Пластилинография - средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это ...

Статья: « Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста»

Пальчиковые игры - это один из способов развития  детей. В этой статье я расскажу о том, чем полезны игры, как играть в пальчиковые игры, а также об их видах....

статья "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи у детей раннего возраста"

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их становление требует адеква...

Статья: Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики детей  старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показа...