Рабочая программа по технологии 1-4 классы
рабочая программа по аппликации, лепке

В документе представлена рабочая программа по технологии 1-4 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Технология» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

- Программы. Технология Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой. – М.: Просвещение, 2014 г., УМК «Перспектива»,

Цели изучения технологии в начальной школе:

  • приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

  • духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;

  • формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;

  • формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;

  • развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

— внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

— умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

— коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);

— первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;

— первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;

— творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В программе на изучение технологии отводится:

В 1 классе - 33 ч

Во 2 классе - 34 ч

В 3 классе - 34 ч

В 4 классе - 34 ч

Согласно учебному плану МБОУ Школы №108 «Взлёт» г.о Самара на изучение предмета отводится: в 1-4 классах по  1ч. в неделю.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Программа:  Технология Роговцевой Н.И., Богдановой Н.В. – М.: Просвещение, 2014 г.

Учебники:

Технология 1 класс:   Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Шипилова, С.В. Анащекова. – М.: Просвещение, 2014

Технология. 2 класс: Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Шипилова, С.В. Анащекова.– М.: Просвещение, 2015

Технология. 3 класс: Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Шипилова, С.В. Анащекова. – М.: Просвещение, 2016

Технология. 4 класс: Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Шипилова, С.В. Анащекова. – М.: Просвещение, 2017

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия разных народов.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.

Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая

  • др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.

Практика работы на компьютере

Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее.

  1. В начальной школе учащиеся могут использовать любые доступные в обработке экологически безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные, синтетические и др.), а также материалы, применяемые в декоративно-прикладном творчестве региона, в котором проживают школьники.

представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение

  • техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю

России.

  1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  1. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  1. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  1. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

  1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  1. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  1. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  1. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии

  • целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  1. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

  1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда
  • жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

  1. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

  1. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;

  1. Использование  приобретённых  знаний  и  умений  для  творческого  решения  несложных

конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

  1. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

1

Как работать с учебником. Я и мои друзья

1

2

Материалы и инструменты. Организация рабочего места.

1

3

Человек, природа, техника. Профессии. Организация рабочего места.

1

4

Природный материал. Изделие: «Аппликация из листьев».

1

5

Пластилин. Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».

1

6

Пластилин. Изделие «Мудрая сова».

1

7

Растения в жизни человека. Выращивание растений. Изделие: «заготовка семян».

1

8 - 9

Проект «Осенний урожай». Изделие. «Овощи из пластилина».

2

10

Бумага. Изделие «Закладка из бумаги».

1

11

Насекомые. Пчёлы. Изделие «Пчелы и соты».

1

12

Дикие животные. Проект «Дикие животные». Изделие: «Коллаж «Дикие животные»»

1

13

Новый год. Проект «Украшаем класс к Новому году».

1

14

Украшение на елку. Изделие: «Украшение на елку»

1

15

Домашние животные. Изделие: «Котенок».

1

16

Такие разные дома.

1

17-18

Посуда. Проект «Чайный сервиз». Изделия: «чашка», «чайник», «сахарница».

2

19

Свет в доме. Изделие: «Торшер».

1

20

Мебель. Изделие: «Стул»

1

21

Одежда ткань, нитки. Изделие: «Кукла из ниток»

1

22-23

Учимся шить. Способы пришивания пуговиц. Изделия: «Закладка с вышивкой», « Медвежонок»

2

24

Передвижение по земле. Изделие: «Тачка».

1

25

Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями»

1

26

Питьевая вода. Изделие: «Колодец»

1

27

Передвижение по воде. Проект: «Речной флот», Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»

1

28

Использование ветра. Изделие: «Вертушка»

1

29

Полеты птиц. Изделие: «Попугай»

1

30

Полеты человека. Изделие: «Самолет», «Парашют»

1

31

Способы общения. Изделия: «Письмо на глиняной дощечке» «Зашифрованное письмо»

1

32

Важные телефонные номера, правила движение. Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы.

1

33

Компьютер.

1


2 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ 1(Ч)

1

Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником

1

ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ (23 Ч)

2

Земледелие. Практическая работа. Выращивание лука

1

3

Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. Изделие: «Корзина с цветами»

1

4

Работа с пластилином. Изделие: «Семейка грибов на поляне»

1

5

Работа с пластичным материалом (тесто пластика). Изделие: игрушка из теста

1

6 - 7

Посуда. Работа с пластичными материалами. Проект «Праздничный стол»

2

8

Народные промыслы. Городец. Изделие: разделочная доска «Городецкая роспись»

1

9

Народные промыслы. Дымка. Изделие: «Дымковская игрушка»

1

10

Народные промыслы. Матрёшка. Изделие: «Матрёшка»

1

11

Работа с пластичными материалами. Изделие: пейзаж «Деревня»

1

12

Значение лошади в жизни человека. Изделие: «Лошадка»

1

13

Домашние птицы. Изделие: «Курочка из крупы»

1

14

Работа с бумагой. Конструирование. Проект: «Деревенский двор»

1

15

Традиции празднования Нового года. Изделие: «Новогодняя маска»

1

16

Особенности деревянного зодчества. Изделие: «Изба»

1

17

Традиции оформления русской избы. Изделие: «Домовой»

1

18

Внутреннее убранство избы. Проект: «Убранство избы». Изделие: «Русская печь»

1

19

Внутреннее убранство избы. Ткачество. Изделие: «Коврик»

1

20

Внутреннее убранство  избы. Мебель. Изделие: «Стол и скамья»

1

21

Национальный костюм и особенности его украшения. Изделие: «Русская красавица»

1

22

Создание национального костюма (мужского и женского). Изделие: «Костюмы для Ани и Вани»

1

23

Работа с ткаными материалами. Шитьё. Изделие: «Кошелёк»

1

24

Работа с ткаными материалами. Шитьё. Изделие: «Салфетка»

1

25

Рыболовство. Вода и её роль в жизни человека. Изделие: композиция «Золотая рыбка»

1

26

Работа с бумагой. Аппликация. Проект: «Аквариум»

1

27

Работа с бумагой. Полу объёмная аппликация. Изделие: «Русалка»

ЧЕЛОВЕК И ВОЗДУХ (3 Ч)

28

Работа с бумагой. Оригами. Изделие: «Птица счастья»

1

29

Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование. Изделие: «Ветряная мельница»

1

30

Использование ветра. Работа с фольгой. Изделие: «Флюгер»

1

ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ (4 Ч)

31

Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном. Изделие: «Книжка-ширма»

1

32-33

Поиск информации в Интернете. Способы поиска информации. Практическая работа: «Ищем информацию в интернете»

2

34

Подведение итогов за год. Организация выставки изделий. Презентация изделий. Выбор лучших работ.

1

3 класс

№ Урока

Тема урока

Кол-во часов

ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ 1(Ч)

1

Как работать с учебником

1

ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ (21 Ч)

2

Архитектура. Основы черчения. Изделие: объемный проект дома.

1

3

Городские постройки. Изделие объемная модель башни из проволоки.

1

4

Парк. Композиция из природный материалов. Изделие: макет городского парка.

1

5-6

Проект «Детская площадка». Создание тематической композиции, презентация результатов проекта, его защита.

2

7-8

Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Правила безопасности работы с иглой. Техника выполнения стебельчатого шва.

2

9

Изготовление тканей. Технологический процесс производства тканей. Изготовление гобелена по образцу.

2

10

Вязание. Приемы вязания крючком.

1

11

Одежда для карнавала. Выкройка. Работа с тканью, изготовление костюма.

1

12

Бисероплетение. Виды бисера и изделий.

1

13

Кафе. Знакомство с работой кафе. Работа с бумагой, конструирование модели весов.

1

14

Фруктовый завтрак. Приготовление блюда по рецепту и определение его стоимости.

1

15

Колпачок-цыпленок. Свойства синтепона. Изготовление колпачка для яиц.

1

16

Бутерброды. Приготовление холодных закусок по рецепту.

1

17

Салфетница. Особенности сервировки стола. Изготовление салфеток для украшения праздничного стола с использованием симметрии.

1

18

Магазин подарков. Виды магазинов и профессий.

1

19

Золотистая соломка. Работа с природными материалами. Изготовление аппликации из соломки.

1

20

Упаковка подарков. Правила упаковки и художественного оформления подарков.

1

21

Автомастерская. Работа с картоном. Создание объемной модели грузовика из бумаги.

1

22

Грузовик. Работа с металлическим конструктором.

1

ЧЕЛОВЕК И ВОДА (4 Ч)

23

Мосты. Изготовление модели висячего хвоста.

1

24

Водный транспорт. Виды водного транспорта. Работа с бумагой.

1

25

Океанариум Работа с текстильными материалами. Изготовление мягкой игрушки.

1

26

Фонтаны. Изготовление объемной детали фонтана из пластичных материалов.

1

ЧЕЛОВЕК И ВОЗДУХ (3 Ч)

27

Зоопарк. Искусство оригами.

1

28

Вертолетная площадка. Профессии: летчик, штурман, авиаконструктор. Конструирование модели вертолета.

1

29

Воздушный шар. Создание предметов быта. Внеклассная деятельность «Украшаем город».

1

ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ (5 Ч.)

30

Переплетная мастерская. Книгопечатание. Переплет листов в книжный блок.

1

31

Почта. Способы общения и передачи информации. Заполнение бланка почтового отправления.

1

32-33

Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль».

2

34

Афиша. Программа Microsoft Office Word.создание афиши и программки на компьютере.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Игровые технологии развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка       Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количес...

Рабочая программа по технологии "Пейп- арт"

Развитие познавательной активности у детей особенно актуально на современном этапе, так как она способствует развитию  детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые...

Рабочая программа "Народные игры" - 1-2 класс

Рабочая программа спортивной секции спортивно - оздоровительной направленности для обучающихся 1-2 класса...

Рабочая программа "Спортивные игры" - 3-4 класс

Рабочая программа спортивной секции спортивно - оздоровительной направленности для обучающихся 3-4 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса объединения «Волшебный мир оригами»

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответству...

Приложение к рабочей программе "Здоровьесберегающие технологии "Забота о здоровье"

1.     Пояснительная запискаПо данным РАМН РФ, в последнее десятилетие отчётливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Поэтому проблема сохранени...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс школа 21 века

Рабочая программапо изобразительному искусству       (указать предмет, курс,) (2 класс)(указание класса)...