Совместная образовательная деятельность по развитию изобразительного творчества в младшем дошкольном возрасте
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая, средняя группа)

Османова Хелиса Сейфуллаховна

Разработанная система совместной образовательной деятельности направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста интереса к лепке в процессе работы с разными художественными материалами; формированию простейших формообразующих движений – отделение части от целого, прокатывание продольными движениями ладоней, а самое главное внимание было сосредоточено на поддержку стремления детей замечать изменения в форме комка и придумывать название получившейся фигурке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osmanova_statya_9.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

     

Совместная образовательная деятельность по развитию изобразительного творчества в младшем дошкольном возрасте

Автор статьи Османова Х.С., ГБОУ «Школа № 718»

        Разработанная система совместной образовательной деятельности направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста интереса к лепке в процессе работы с разными художественными материалами; формированию простейших формообразующих движений – отделение части от целого, прокатывание продольными движениями ладоней, а самое главное внимание было сосредоточено на поддержку стремления детей замечать изменения в форме комка и придумывать название получившейся фигурке.

        1 серия совместной образовательной деятельности (далее - СОД). была посвящена «Формированию у детей младшего дошкольного возраста технических приёмов и навыков в лепке».

        Целью данной серии занятий: формирование технических навыков лепки у детей трёх – четырёх лет.

       Для привлечения всех детей к занятию лепкой, работа строилась в форме дидактических игр «Пищащий комочек», «Угадай, на что это похоже?» и различных игр по сенсорному воспитанию.

      На данных СОД мы смогли увидеть, как растет интерес у детей к действиям с глиной. Особый восторг дети проявляли в игре «Пищащий комочек», когда в комочке глины дети с помощью воспитателя могли увидеть цыпленка, мышонка и др.

         Все действие сопровождалось звукоподражанием, что внесло яркость в саму непосредственно образовательную деятельность. При этом внимание детей активизировалось вопросам типа «Кто у тебя там пищит?», «Кто у тебя спрятался в комочке?».

        В занятии «Угадай, на что это похоже?» детей учили видоизменять комок глины путём прокатывания между ладонями. Перед началом лепки было организовано активное обследование предметов в форме цилиндра – палочки, карандашики, и др. Детей при этом учили ненавязчиво обследовать форму, совершать игровые действия с ней.

        В конце образовательной деятельности, анализ деятельности показал, что дети пытаются совершить необходимые движения, чтобы получилась нужная форма. При этом малыши просят поддержки со стороны воспитателя: «А у меня такой?», «Я слепила палочку?». Это подтверждает лишний раз проявление заинтересованности данным процессом.

      На первых СОД лепкой возникла первая проблема, а именно то, что при работе с материалом дети не контролируют силу своих мышечных действий. Либо очень слабо нажимают на глину, либо давят на нее с большой силой.

      Для решения проблемы мы воспользовались рекомендациями Г.В.Пантюхиной, которая пишет, что «для формирования чувственно-двигательного представления о результатах своих действий с глиной во время раскатывания, детям необходимо давать сначала раскатать палочку, уже вылепленную воспитателем». Данная рекомендация нам очень помогла в плане формирования технических навыков у детей.

      Дальнейшая работа строилась на освоении детьми первоначальных технических навыков, т.е. усвоение детьми основных формообразующих движений – прокатывание между ладонями («палочки», «колбаски», «червячки» и т.д.), раскатывание круглых форм («витаминки», «орешки для белочки», «мячики», «яблочки»), расплющивание («блинчики», «лепешки» и т.д.).

      В прцессе образовательной деятельности, помимо развития технических навыков, ставилась задача находить сходство в вылепленных формах с предметами окружающего. Здесь мы обратили внимание на то, что необходимо рассказать ребенку тот или иной способ действия, но и производить движения его рукой, обращая внимание на данное движение и положение руки, что дает возможность сформировать правильное представление о необходимости действий. При этом мы обращали внимание детей на правильный способ работы: а именно, что раскатывать надо ладошками. С первых СОД дети приучались работать аккуратно, не пачкая друг друга, не мешая соседям.

              После образовательной деятельности организовывались игры с готовыми формами. Под руководством педагога строились заборчики для домика, приглашались на «блины» куклы. Необходимо отметить, что для организации игры после непосредственно образовательной деятельности, в самом процессе лепки важно создать игровую мотивацию, чтобы дети заранее знали, для чего они делают ту или иную работу.

      Наблюдая за процессом создания форм, мы увидели, что девочки быстрее овладевают техникой лепки, а мальчиков больше интересуют различные действия с глиной, независимо от работы над тем или иным приемом лепки. Также мы увидели, что в процессе игры у детей совершенствуются представления о различных предметах, дети стремятся к образному обозначению своих форм, меняют названия свои игрушкам в ходе развития сюжета игры: сначала была палочка – теперь это мостик, из червячка появляется колбаска и т.д.

      Таким образом, мы видим, что в процессе формирования первых технических приемов лепки у детей возникает осознанный интерес к данному виду деятельности. Возникает желание и стремление слепить что-либо. Ребенок способен с помощью усвоенных технических приемов лепки создать простейшую форму. Данные СОД показали, что дети по-разному осваивают формообразующие движения. У одних ребят – процесс овладения движениями происходит быстрее, они успевают сделать много «витамин», «орешков», «камушков, у других детей задания вызывают затруднения.

      Важным моментом в лепке является организация активного обследования. При обследовании предмета перед лепкой нам необходимо было заинтересовать детей, вызвать у малышей понимание к данному действию. Для этого мы использовали игру. В ходе игры детям предлагалось совершить определенное действие с объектом, в игре дети брали предмет в руки, рассматривали его. Для этого мы подбирали наиболее интересные для детей предметы, но довольно простые по форме. В процессе наблюдений нам хотелось сосредоточить внимание детей не только на предмет в целом, но и на его отдельные детали. Для этого мы показывали такие свойства предмета, которые малыши сами не заметили бы. Таким образом, мы приучали детей на каждом занятии преднамеренно рассматривать предмет лепки и с помощью воспитателя анализировать.

      После рассматривания и показа способа лепки, дети включались в процесс создания формы. В ходе наблюдения за детьми мы увидели, что у детей, имеющих определенный опыт в лепке процесс создания формы идет быстро. Дети легко справляются с заданием и в ходе непосредственно образовательной деятельности начинают отвлекаться. Этим ребятам мы предоставляли возможность поиграть с полученной игрушкой, или помочь другим ребятам. Другим детям, требовалась индивидуальная помощь, и ребята также справлялись с заданием.

      Таким образом, мы можем отметить, что процесс освоения новым видом деятельности у детей происходит медленно и связан с индивидуальными особенностями развития. Этих детей в ходе образовательной деятельности необходимо поддерживать, помогать им справиться с заданием и хвалить.

      В следующих СОД, которые были посвящены формированию технических навыков более сложного характера, дети знакомились с приемами расплющивания, вдавливания, соединения двух частей между собой. Тематика СОД расширилась, для обследования детям предлагались более сложные предметы и формы, состоящие из двух частей. В данных занятиях у детей продолжали формировать формообразующие движения, а также ставилась задача научить преобразовывать одну форму в другую. Например, из столбика «свернуть» улитку. То есть учили детей приемам скатывания, сплетения. А также знакомили детей со способами соединения двух частей между собой (неваляшки, самолетики, тортики). При лепке сложных предметов детей учили соизмерять части между собой, сравнивать их по форме, размеру.

      Развитию данных процессов восприятия предмета способствовала более детальная организация активного обследования, дидактические игры по воспитанию сенсорной культуры (на различение предметов по форме, величине), игры с конструктором типа «Лего». В ходе анализа обследования предметов перед лепкой мы увидели, что процесс овладения сенсорными эталонами у детей происходит по-разному: большая часть детей – видят различия в форме, размере, соотносят части игрушки по величине. Замечают, что у неваляшки туловище большое, а голова меньше. Несколько детей испытывали трудности в анализе предмета, что сказалось на качестве вылепленных фигурок.

      Для развития творчества в лепке на этапе становления технических навыков проводились СОД, в которых присутствовала вариативность в выборе выразительных средств. Так, во время лепки колобка, когда дети вылепили свои формы, мы обратили внимание детей на то, что колобок может быть разным – грустным, веселым, по-разному выглядеть. Для этого мы дополнили образ колобка различными деталями: с помощью стеки обозначили глаза, рот, носик. При этом все колобки выглядели по-разному. Таким образом, мы добивались выразительности образа и задействовали персонажей в игре после занятия. При этом у детей сложился образ «разного колобка».

      Такие СОД показали, что вся группа детей с большим интересом участвует в процессе образовательной деятельности и игры, даже ребята, затруднявшиеся в выполнении задания, проявили активность и интерес, что способствует развитию творчества и у таких детей.

      Подводя итоги, можно сказать, что что процесс формирования технических навыков у детей происходит постепенно. Дети, в связи с различными темпами развития и индивидуальными особенностями, по-разному приобщаются к новому виду деятельности, осваивают технические приемы и навыки в лепке. Необходимо начинать работу с детьми со знакомства с данным видом деятельности в процессе игры, дидактических заданий, наблюдений в свободное время. Ребенку необходимо познать материал и постоянно акцентировать внимание на выявление образно видения.

        2 серия СОД «Формирование у детей 3-4 лет эмоционально-эстетического отношения к лепке в процессе работы   разными художественными материалами».

        Целью данной серии: формирование эмоционально- эстетического отношения детей к лепке и к художественному материалу.

              Игры с разными материалами, также как пластилин или глина, способствуют развитию детского творчества. Ребята знакомились со свойствами песка, постигали приемы строительства, лепки из него и других материалов, таких как снег, соленое тесто.

              Работа с песком очень благоприятная почва для развития детского творчества в лепке. С этим материалом проявление детского творчества в данной группе оказалось наиболее высоким.  На наш взгляд, ввиду высокой изменяемости формы. У детей развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус. В данном виде деятельности, творчество детей проявилось наиболее широко: мальчики построили целый город из песка с подземными проходами и гаражами для игрушечных машинок. Девочки налепили много разнообразных «блюд и изделий» для магазина и семьи, что свидетельствует о проявлении творчества в работе с песком. Работали с песком во время прогулок.

              Следующим этапом работы по развитию детского творчества была работа с соленым тестом. Нас интересовало, как проявятся умения и навыки детей при работе с данным материалом, и найдет ли свое отражение изобразительное творчество. Так как, материал для ребят был новым, мы предложили ребятам слепить разнообразные «хлебобулочные» изделия для игрового уголка. Дети с энтузиазмом откликнулись на такое предложение. Уже процесс замешивания пластического материала, т.е. самостоятельная его подготовка (совместно с воспитателем) вызвал огромный интерес и не меньшее удовольствие. Ребята вспомнили, какие батоны, бублики, булочки, ели и лепили, кто чего хотел. Творческий подход отразился и в украшении своих изделий. Дети испытывали огромное удовольствие при работе с новым для них материалом. Этот вид работы породил большое разнообразие в проявлении детского творчества. Новый материал вызвал у детей очень много идей, что свидетельствует, по нашему мнению, о том, что необходимо чаще предлагать не только пластилин или глину, но и другие художественные материалы.

              Для развития устойчивого интереса к лепке, используя эффект новизны, мы стали применять в качестве материала импортный пластилин ярких цветов. Данный материал имеет хорошее качество и удобен в работе. Цвет привлекает маленького ребёнка, активизирует его желание лепить.

              Дальнейшая работа строилась на основе применения детских умений в работе с разнообразными материалами. Так, на прогулке зимой, когда снег был достаточно липким, мы предложили детям провести нашу непосредственно образовательную деятельность по лепке на улице, на что дети охотно откликнулись, выйдя на улицу, принялись за дело. При лепке снеговика, детей заинтересовал разнообразный материал для формирования его образа. В процессе скатывания снежных комков, ребята вспомнили, что это снеговик, состоящий из шарообразных деталей. Затем ребята завершили образ снеговика сопутствующими материалами: морковка для носа, ведерко для шляпы, веточки для рук, семечки для глаз. Данный материал для лепки позволил детям проявить свои творческие возможности при работе со снегом. Также ребята вместе с воспитателем слепили разнообразные фигуры из снега, особый восторг вызвала черепаха, которая была нами слеплена. Также дети проявляли фантазию, лепили из комков стены, башни для игр.

              Вся эта деятельность также вызвала большой интерес и удовольствие, которое выражалось на лицах ребят и нежелании оставить эту деятельность.

              Проделанная работа позволила сделать вывод о том, что использование разнообразных материалов для лепки детей способствует развитию детского пластического творчества, позволяет широко применить технические умения, полученные на непосредственно образовательной деятельности по лепке из пластилина, глины, теста, песка, снега, даёт детям представление о том, что выразительный образ можно создать из любого материала, каждая разновидность материала накладывает на работу свои, только ей свойственные особенности.

        3 серия СОД: «Формирование у детей умений применить полученные знания в собственной продуктивной деятельности».

         Целью данной серии было формирование умений продумывать заранее и реализовывать задуманный образ в процессе лепки.

        Работа данной серии была построена следующим образом: главное внимание мы сосредоточили на непосредственную образовательную деятельность, направленную на развитие замысла, на проявление самостоятельности в лепке.

            Благодаря разнообразным методам и приёмам обучения дети приобретали уверенность в использовании способов работы и смогли перейти к лепке по собственному замыслу.

            Такая образовательная деятельность носила не повседневный характер - это были коллективные работы, создание игровых ситуаций, экспериментирование с новым материалом.

        На первой совместной образовательной деятельности детям предлагалось полепить из теста. В работе с детьми было использовано солёное тесто. Так дети уже были знакомы с данным материалом, они очень обрадовались, ведь на этот раз им предлагалось слепить различные угощения для куклы Маши, которая к ним пришла в гости. Дети сами для себя выбрали угощения, которые они будут лепить: Даша. скатав кусочек теста в шар, затем расплющив его, сделала печенье, оно получилось в виде сердца. Саша слепил цилиндр из теста, согнув его, и соединив концы, получила бублик. А Андрей слепил пирожок, расплющив тесто, сложил пополам и соединил края.   Его угощение очень понравилось некоторым детям, они решили позаимствовать эту идею для своих работ.  

        Различные приёмы лепки (скатывание, сплющивание) не демонстрировались, так как дети данными приёмами уже владели.   Все ребята были увлечены «выпечкой» из данного материала, вспоминали и лепили знакомые им угощения: баранки, бублики, калачи, плюшки, блины, различные печения, работы детей были разнообразные, что показывает о развитии творчества у малышей. В начале занятия было отмечено, что наши угощения будут необычными, так как мы их разукрасим, после того как они высохнут, и спустя некоторое время, детям предлагалось разукрасить свои работы. Они выбирали цвет, каким хотели сделать своё угощение. По окончании работы детям было предложено рассмотреть свои изделия, а затем угостить ими куклу Машу.

              Следующая образовательная деятельность была посвящена лепке фигур из цилиндрической формы. Работа была коллективная. Детям предлагалось вылепить при помощи «палок», цилиндров детскую площадку. Перед началом непосредственно образовательной деятельности нами был взят ватман, на котором и расположилась детская площадка. Дети сами проговаривали каким образом можно вылепить цилиндры, и какую постройку для площадки можно сделать из них. Андрей проявил желание построить забор, Ира предложила ему свою помощь. Некоторые дети лепили качели, другие лепили лесенку к горке.

        Изображение разнообразных предметов одной формы поддерживает интерес к лепке и способствует выполнению задач изобразительного характера - малыши постепенно начинают передавать некоторые особенности различных предметов цилиндрической формы, что способствует развитию у детей творчества. После выполнения поставленной задачи, ребята с помощью наводящих вопросов, предложили дополнить работу элементами других, им знакомых форм. Некоторые дети слепили горку, другие скамейку. После выполнения работы, дети придумали сюжет игры, взяли маленькие человеческие фигурки из «Лего» и с удовольствием   обыгрывали его.

              Разнообразные фигуры, полученные у детей, говорят о том, что на этой основе происходит формирование обобщённых умений и развитие способности действовать самостоятельно.

               В дальнейшем мы воспользовались природным материалом в качестве дополнения к основной лепке. Для создания различных форм и изображений из них. Лепили подгруппами. Первой подгруппе было предложено слепить божью коровку, с использованием природного материала-ореховая скорлупа. Трудностей в ходе выполнения работы у детей не возникла. Вторая подгруппа слепила стрекоз. Крылья были из природного материала.  Третья подгруппа слепила цыплят из яиц из «киндера», путем дополнения отдельными деталями. (приложение 3, серия фотографий7) Данная работа у детей вызвала большой интерес. Задачей проведенной работы являлась показать детям, как пластилин можно сочетать с другим материалом.

              На последней непосредственно образовательной деятельности   ребята также лепили из пластилина. В данном занятии детям были предложены к рассмотрению иллюстрации из пособия Лыковой И.А. [40]

              К этому периоду экспериментальной работы дети уже могли исследовать перед лепкой не только объёмные фигуры, но и анализировать плоскостные изображения на картинках и фотографиях. Малышей очень заинтересовали красочные картинки с изображениями различных насекомых, цветочков и т.д.  Каждый ребенок выбрал для себя что он будет лепить. Некоторые дети захотели слепить цветы, некоторые –насекомых. Лада слепила гусеницу, Макар слепил паучка, Тася слепила улитку. Все дети выбирали себе то, что они хотели бы слепить, в итоге получилась   отличная  работа, в которой дети проявили творческие способности и фантазию.

     Вся совместная образовательная деятельность данной серии послужила эффективным средством развития изобразительного творчества в лепке.

Список литературы

1.         Алехин А.Д. Изобразительное искусство. [Текст] / А.Д. Алехин.-М.: Просвещение, 2009.-  160 с.

2.        Бабаева В.В. Эстетическое воспитание дошкольников. [Текст] / В.В. Бабаева- М.: Просвещение, 1982г. – 54 с.

3.        Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. [Текст] / А.В. Бакушинский -М.: Культура и просвещение 1992г.  - 39 с.

4.        Богатеева З.А. Занятия лепки в детском саду. [Текст] / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 2009.-  224 с.

5.        Бельтюкова Н., Петров С., Кард ,В. Учимся лепить. [Текст] / Н. Бельтюкова, С. Петров, В. Кард.-М.: Академия, 2011.- 224 с.

6.        Буре Р.С. Готовим детей к школе. [Текст] / Р.C.  Буре. - М.: Просвещение, 2010

7.        Васильева М., Юнг Т. О развитии творческого потенциала дошкольников. Дошкольное воспитание. [Текст] / М. Васильева, Т. Юнг 2006г. №2  61 с.

8.        Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. [Текст] / Л.А. Венгер, В.С Мухина - М.: Просвещение, 1988г.- 336с.

9.        Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. [Текст] / Н.А. Ветлугина – М.: Просвещение, 1974г. – 175 с.

10.        Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л.С. Выготский- М: Просвещение, 1991г. – 90 с.

11.        Григорьева Г.Г.; «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие», [Текст] / Г.Г. Григорьева- М., 1999г.

12.        Гульянц Э.К., Базик И.Я. Учите детей мастерить. [Текст] / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик.- М.: Просвещение, 2009.-  159 с.

13.        Детское творчество. Сборник научных трудов/под редакцией Кониной М.М., [Текст] / М.М. Конина- М.: МПГУ, 1970г.

14.        Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. [Текст] / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон- М.: Просвещение, 1992г. – 143 с.

15.        Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Игры на занятиях по изобразительной деятельности. [Текст] / Т.Н. Доронова-Дошкольное воспитание 1998г. № 1.

16.        Зеньковский В.В. Психология детства. [Текст] / В.В. Зеньковский – М.: Академия, 1996г – 348 с.

17.        Игнатьев Е.Н. Психология изобразительной деятельности. [Текст] / Е.Н. Игнатьев-М.: Учпедгиз, 1961г. – 175 с.

18.        Казакова Т.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности. [Текст] / Т.Г. Казакова – М.: МГПИ, 1985г. – 75 с.

19.         Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. [Текст] / Т.Г. Казакова – М.: Просвещение, 1980г. – 160 с.

20.        Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. [Текст] / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2009.- 159 с.

21.        Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. [Текст] / Т.Г. Казакова – М.: Просвещение 1985г. – 192  с.

22.        Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей.- 2-е издание, дораб. [Текст] / Т.Г. Казакова– М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996г - 159с.

23.        Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. [Текст] / Т.С. Комарова.- М.: Просвещение, 2009. – 176 с.

24.        Комарова Т.С. Что такое изобразительное творчество ребенка? [Текст]/Т.С.    Комарова- Дошкольное воспитание, 1991г. № 1.

25.        Комарова Т.С. Дети в мире творчества. [Текст] / Т.С. Комарова- М.: Мнемозина, 1995 год – 157 с.

26.        Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Халезова Н.Б. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования [Текст] / Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова; под редакцией Т.С.  Комаровой М.: Просвещение, 1991г. – 256 с.

27.        Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. [Текст] / Т.С. Комарова– 3 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение 1991г. – 176 с.

28.        Комарова Т. С. Детское изобразительное творчество. [Текст] / Т.С. Комарова-М.: Мозаика- синтез, 2005г.-117с.

29.        Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. [Текст] / Т.С. Комарова, А.И. Савенков- М.: Педагогическое общество России, 2000г.

30.        Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. [Текст] / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова- М.: Просвещение, 1981г. – 114 с.

31.        Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду. Пособие для воспитателей. [Текст] / Е.А. Коссаковская – М.: Просвещение, 1972г. – 71 с.

32.        Костарёва Л. Учу детей творить. [Текст] / Л. Костарева- Дошкольное воспитание №2, с 61.

33.        Курочкина Н.А.Сенсорные основы лепки у детей дошкольного возраста.:  [Текст] / Н.А. Курочкина-Сборник статей. Дошкольная педагогика. Научные записки, Т. 340 – Ленинград 1980г.– 275 с.

34.        Курочкина Н.А., Флерина Е.А. О содержании обучения изобразительной деятельности. [Текст] / Н.А. Курочкина, Е.А. Флерина- Дошкольное воспитание, 1986г. № 6.

35.        Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. [Текст] / Г.В. Лабунская – М.: Просвещение, 1965г.– 207 с.

36.        Лабунская Т.В. Изобразительное творчество детей. [Текст] / Т.В. Лабунская-М.: Просвещение, 1985г.– 270 с.

37.        Лилов А. Природа художественного творчества. [Текст] / А. Лилов -М.: 1981г. – 91 с.

38.        Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа [Текст] / И.А. Лыкова – М.: «Карапуз – дидактика», 2007г. – 144 с.

39.        Лыкова И.А.; «Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возрасти» [Текст] / И.А. Лыкова- М.: ТЦ «Сфера» 2000г.

40.        Лыкова И.А., Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества. [Текст] / И.А. Лыкова- М.: «Карапуз» 2004г.

41.        Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию, под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой  1989г.

42.        Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. [Текст] / Н.А. Морева. –М.: Педагогика, 2010. – 320 с.

43.        Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду/под ред. Н.ПСакулиной, [Текст] / Н.П. Сакулина-  М.: Просвещение, 1971г.– 40 с.

44.        Мухина В.С. Детская психология.  [Текст] / В.С. Мухина-М.: Просвещение, 1985г.– 270 с.

45.        Мухина В.С. Психология дошкольника. Под ред. Венгера Л.А.  [Текст] / В.С. Мухина. Под ред. Л.А. Венгера– М.: Просвещение 1975г.– 239 с.

46.        Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2 книгах. Книга 2. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов– М.: Просвещение: Владос, 1994г.– 496 с.

47.        Орен Р. Секреты пластилина. [Текст] / Р. Орен. – М.: Просвещение, 2010. – 109 с.

48.        Психология. Словарь/под ред. Петровского А.В., Ярошевского [Текст] / А.В. Петровского, Ярошевского- М.М.: Политиздат, 1990г.– 484 с.

49.        Психология процессов художественного творчества/под ред. Мейлах Б.С. [Текст] / под ред. Б.С. Мейлах 1980г.– 326 с.

50.        Сакулина Н.П. и Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду (пособие для воспитателей). [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С., Комарова-М.: Просвещение 1973г.– 203 с.

51.        Скопинина О.А. Проблема развития детского изобразительного творчества в лепке в художественно-педагогических трудах Н.Б.Халезовой. Развитие дошкольного образования. [Текст] / О.А. Скопинина в художественно-педагогических трудах  Н.Б. Халезовой- М., 1998г.

52.        Стрелкова Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок. [Текст] / Л. Стрелкова -Обруч, 1996г.  4.

53.        Халезова Н.Б. Лепка в детском саду. [Текст] / Н.Б. Халезова- М.: Просвещение 1986г.

54.        Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. [Текст] / Н.Б. Халезова– М.: Просвещение 1984г.– 112 с.

55.        Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. [Текст] / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина.- М.: Просвещение, 1986г.– 144 с.

56.        Хананова И. Соленое тесто. [Текст] / И. Хананова. – М.: Аст – Пресс Книга, 2011. – 104 с.

57.        Художественное творчество и ребенок. [Текст] / Под. ред. Н.А.Ветлугиной.– М.: Педагогика 1972г.–287 с.

58.        Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. [Текст] /  Под.ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение 1984г.– 112 с.

59.        Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. [Текст] / Е.А. Флерина- М.: Учпедгиз, 1956г.

60.        Фрулькин А. Лепили самые маленькие. [Текст] / А. Фрулькин.- Дошкольное воспитание, 1975г.№ 1

61.        Этнов С. В. Лепим из соленого теста. [Текст] / С.В. Этнов. – М.: Карапуз, 2010

62.        Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. [Текст] / Е.А. Янушко. – М.: Мозаика – синтез, 2005г.– 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непосредственной образовательной деятельности по развитию сенсомоторных способностей детей младшего дошкольного возраста. Тема: "По следам озорного котенка"

Вашему вниманию представлен конспект занятия на развитие сенсомоторных способностей у детей второй младшей группы...

Конспект совместной образовательной деятельности по сказке «Колобок» с детьми младшего дошкольного возраста

Цель: Развитие двигательной активности и активной речи детей.Задачи:- Закрепить знание сказки «Колобок», отвечать на вопросы по содержанию сказки, выполнять игровые упражнения.- Тренировать в ход...

Конспект совместной образовательной деятельности «У нас в гостях Мишутка» (младший дошкольный возраст)

Задачи:1.     Развитие зрительного восприятия (цвет, величина, форма)2.     Развитие целенаправленного внимания3.     Развитие мышления и ре...

Конспект образовательной деятельности по развитию технического творчества детей старшего дошкольного возраста "Изобретаем транспорт специального назначения"

Актуальность:Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ...