КРУЖКОВАЯ РАБОТА В ДОУ "ПЛАСТИЛИНКА"
проект по аппликации, лепке (средняя группа)

Решетникова Светлана Валерьевна

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pd.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ города Омска «Детский сад №336»

Дополнительная образовательная программа

по кружковой работе «ПЛАСТИЛИНКА»

в средней группе №5

Возрастная категория детей: 4 – 5 лет

Воспитатель: РЕШЕТНИКОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА

                                                                                 

                                            

г. Омск 2018г.

Вид проекта: творчески-познавательный, информационный

Продолжительность: долгосрочный  (2 ГОДА).

Проект предназначен для детей с четырех лет, педагогов, родителей

Актуальность темы:  

В последнее время родители очень часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев». Ребенок, у которого высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого моторика достаточно развита, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыка письма.

Прежде чем приступить к созданию проекта, я долго думала о том, с помощью чего можно легко и с большим интересом развивать мелкую моторику у детей моей группы. В интернете нашла интересную статью о рисовании пластилином и решила попробовать.

Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника, которая заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Пластилин мягок, пластичен, имеет обширную палитру цветов, которые, как и краски можно смешивать, накладывать, друг, на друга меняя оттенки цвета. Пластилин можно прилеплять, раскатывать, отщипывать, оттягивать, все эти приёмы мы используем в лепке и эти же приёмы необходимы при работе в технике пластилинография. Основным инструментом в пластилинографии является рука, вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга, а пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в дошкольном учреждении может стать необычным решением задачи, развития мелкой моторики рук дошкольников.

Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику.

Работа с пластилином,  сам процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев. Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца.

Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев,  творческих способностей  дошкольников любого возраста.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов. Чтобы больше времени уделять разработанному проекту, я решила вести в своей группе во второй половине дня занятия по пластилинографии, которые  дают возможность всестороннего развития ребенка.

Цель проекта: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пластилинографию.

Задачи проекта:

  • Формировать умение передавать  образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
  • Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
  • Развивать мелкую моторику, укреплять силу рук, движение обеих рук, глазомер;
  • Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта;
  • Развивать сюжетно – игровой замысел;
  • Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
  • Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;
  • Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца;

Основные принципы:

  • Принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, увлекательной форме соответствующей его возрасту: игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности;
  • Принцип гуманистичности – индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка;
  • Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  • Принцип деятельности – развитие мелкой моторики осуществляется через художественную деятельность – лепку;
  • Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов;
  • Принцип сотрудничества ДОУ и семьи.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный:
  • Изучение методика – педагогическую литературу по данной теме;
  • Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности;
  • Собрать информационный материал к образовательной деятельности. Провести опрос среди родителей: Нужен ли кружок « Волшебный пластилин»? (нетрадиционная техника рисования пластилином – пластилинография).
  1. Основной:
  • Внедрить перспективный план по работе с детьми в образовательную деятельность;
  • Провести консультации для родителей « Пластилинография -  это интересно!», «Все дети любят пластилин», « Как развивать мелкую моторику у детей через пластилинографию», творческая гостиная с родителями на тему «Пластилиновые картинки», разработать рекомендации для родителей по работе и выбору пластилина, консультация для воспитателей «Пластилинография – нетрадиционная техника рисования!»
  1. Итоговый:
  • Разработать методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики через пластилинографию;
  • Оформить выставку работ в группе;
  • Презентация проекта.

Структура проекта:

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились определённые задачи.

ЭТАП

Задача перед ребёнком.

1.

Подготовительный

– Освоить прием надавливания.

– Освоить прием вдавливания.

– Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

– Освоить правильную постановку пальца.

– Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

– Научиться работать на ограниченном пространстве

2.

Основной

– Научиться не выходить за контур рисунка

– Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

– Использовать несколько цветов пластилина

– Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т.д.)

– Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

– Научиться доводить дело до конца

– Научиться аккуратно, выполнять свои работы

– Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

– Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

– Научиться действовать по образцу воспитателя

– Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3.

Итоговый

– Самостоятельно решать творческие задачи.

– Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

– Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН  РАБОТЫ.

Месяц.

Направление работы.

Самообразование.

Дети.

Родители.

09.18 г.

1. Изучение литературы по теме самообразования.

2. Подборка и проведение диагностических методик по теме самообразования.

ОД «Волшебный пластилин» ОД «Пластилиновая страна» (знакомство с пластилином, с основными приемами лепки).

Опрос родителей  нужен ли нам кружок «Пластилинка».

10.18 г.

1. Разработка перспективного плана по теме самообразования.

2. Совершенствование предметно-развивающей среди в группе по развитию мелкой моторики.

3.Продолжить изучение литературы по теме самообразования.

ОД «Пирамидка»,

ОД «Осенний лист».

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики »

11.18 г.

Изучение интернет ресурсов по теме самообразования.

ОД «Цветочки»,

ОД «Цыплята».

Индивидуальные беседы с родителями на тему «Что такое мелкая моторика и почему ее необходимо развивать».

12.18 г.

Работа с методической литературой. Изучение интернет ресурсов по теме самообразования.

ОД «Елочка»,

ОД «Елочная игрушка».

Выставка литературы и наглядного материала для родителей и педагогов по данной теме

01.19 г.

Работа с методической литературой. Изучение интернет ресурсов по теме самообразования. Повышение знаний, сбор материалов.

ОД «Снеговик»,

ОД «Подарок для любимого папочки».

Оформление папки передвижки для родителей «Пластилинография».

02.19 г.

Изучение интернет ресурсов по теме самообразования.

ОД «Елочка»,

ОД «Елочная игрушка».

Представление родителям материала, игр, упражнений, литературы и т.п. по данной теме

03.19 г.

Изучение литературы по теме самообразования. Пополнение предметно – развивающей пространственной среды современным оборудованием.

ОД «Цветы для мамочки»,

ОД «Весна».

Консультация для родителей «Пластилинография – это интересно!»

04.19 г.

Работа с методической литературой.

ОД «Рыбка».

Оформление информационного стенда для родителей

05.19 г.

Подведение итогов. Разработка рекомендаций.

Итоговое мероприятие с родителями «Вот, что мы умеем!»

Выставка детского творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»

Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ «В СТРАНЕ ШАХМАТ»

Представлен годовой план работы по кружковой работе "В стране шахмат" с целями обучения на год, подробным описанием занятий на год обучения...

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

Развитие одаренности детей дошкольного возраста через кружковую работу фольклорного ансамбля "Веснушки" (Из опыта работы)

Выявление одаренных детей по средством кружковой работы и дальнейшее их развитие....