Главные вкладки

    Конспект занятия по художественно -эстетическому развитию в старшей группе. Пластилинография "Весёлые матрёшки"
    план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

    Леонова Марина Александровна

    На занятии дети учатся отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике - пластилинографии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию  в старшей группе.

    Пластилинография на тему:

    «Весёлые Матрёшки»

    Цель деятельности: закрепить и обобщить знания детей о кукле Матрёшке.

    Программное содержание:

    1.Воспитывать интерес к народной игрушке.

    2.Познакомить с историей создания русской матрешки.

    3.Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике – пластилинографии.

    4.Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора.

    Предварительная работа: игры с Матрёшками.

    Материал для занятия: плотный картон с силуэтом матрешки, набор цветного пластилина, стека, салфетка, игрушки-Матрешки различной росписи, сундучок

    Ход занятия

    1. Организационная часть.

    На столе педагога стоит сундучок.

    Педагог: Дети, в моём волшебном сундучке спряталась загадка, если вы ее разгадаете, то я вам покажу отгадку.

    В деревянной Машеньке

    Внутри кукла Сашенька.

    Открой куклу Сашеньку,

    А там - крошка Дашенька.

    А в сестрице Дашеньке

    Есть малютка Пашенька.

    Дети: Матрешка

    Педагог: Правильно угадали, получайте отгадку.

    Воспитатель из сундучка достаёт матрешку и раскрывает её.

    Педагог: Дети, а вы знаете, как появилась матрешка, кто ее придумал и сделал? Тогда послушайте, это вам будет очень интересно узнать.

    Веселая игрушка – расписная матрешка – родилась очень давно. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин и нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной не было похожего наряда: у одной сарафан красный, а у другой – синий с цветочками, у третей малиновый платочек с белыми горошинами. А назвали красавицу Матрешей, старинным русским

    Именем  Матрёна, Матрёша, Матрёшечка – ласково называли девушек.

    Так родилась матрешка – разъемная деревянная кукла.

    Фигурка матрёшки вырезана из деревянного бруска, она разнимается на две части и так может в ней быть до 10-12 куколок. Сначала делают самую маленькую фигурку, обрабатывают шкуркой.  Чтобы поверхность была гладкой, и было легче расписывать.
    -У меня в сундучке прячутся другие матрешки.

    Воспитатель выставляет на стол разные виды матрешек.

    Педагог: Эти матрешки приехали из разных мест и внешне отличаются: загорские матрешки – толстобокие в разноцветных передничках, в красных, синих, зеленых платочках;

    семеновские – в цветастых фартуках, в желто-красных полушалках;

     у полхово - майдановских матрешек по желтому фону малиновые ягоды да цветы раскиданы.

    У каждого из мастеров, сделавших этих матрешек, свой, не похожий на другие, стиль в оформлении матрешек, свой подбор цвета. Но, несмотря на это, все матрешки имеют в чем-то схожесть. Чем похожи все матрешки?

    Дети: У каждой матрешки платочек на голове, под которой убраны волосы, яркая и красочная одежда.

    Педагог: Правильно. Если внимательно рассмотреть узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: бутоны, цветы, ягоды, листики.

    Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимется, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать с собой.

    Физкультурная минутка «Матрешки» (движения по тексту)

    Хлопают в ладоши

    Дружные матрешки.

    На ногах сапожки,

    Топают матрешки.

    Влево, вправо наклонись,

    Всем знакомым поклонись.

    Девчонки озорные,

    Матрешки расписные.

    В сарафанах ваших пестрых

    Вы в похожи, словно сестры.

    Ладушки, ладушки,

    Веселые матрешки.

    2. Практическая часть.

    Педагог: Сегодня мы с вами будем изображать матрешку, только необычным способом –будем раскрашивать разноцветным пластилином. Так матрешек еще никто не украшал. Эта техника называется –пластилинография. У вас уже есть изображения матрёшки, только его необходимо сделать ярким и цветным. Для этого мы будем прикладывать пластилин к изображению, и размазывать, не выходя за контур.

    Педагог: Что мы сможем вылепить?
    Дети: Цветочки и ягодки, листики.
    Педагог: Давайте вспомним, как мы на предыдущих занятиях делали цветы и листья?
    Нужно раскатать колбаску из пластилина нужного цвета, разделить стекой на равные части, скатать из них шарики, разложить шарики - лепестки вокруг серединки, сплющивая каждый до блинчика, листики – это овалы, которые тоже плющим, прожилки рисуются стекой. Раскатать тонкие колбаски - веточки, разложить по обе стороны веточки шарики - ягодки.

    Мастера, скорей за дело

    Украшай матрёшек смело

    Выбирай любой узор,

    Чтобы радовал он взор.
    Изготовление поделки по образцу, под руководством педагога. 

    Во время работы провести разминку для рук, сидя за столами: «Я в ладоши хлопаю»

    Я в ладоши хлопаю

    Я в ладоши хлопаю

    И ногами топаю.

    Ручки разотру,

    Тепло сохраню.

    Ладошки, ладошки,

    Утюжки-недотрожки.

    Вы поглядите ручки,

    Чтоб играли лучше,

    Вы поглядите ножки,

    Чтоб бежали по дорожке.

    3. Заключительная часть.

    Педагог: Получились настоящие русские матрешки, этими работами можно украсить нашу группу, и у вас всегда будет хорошее настроение. А матрешкам так понравилось, как вы увлеченно работали, что они решили остаться и позволить с собой поиграть. Можно будет с увлечением расставлять и собирать матрешек, придумывая разные истории из жизни их дружной семьи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе- лепка "Наш пруд"

    Цели и задачи:·                    Закреплять название  и строение птиц.·...

    Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию в старшей группе на тему «Что нам осень принесла ?»

    Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию в старшей группе расширяет представление детей об окружающем мире, развивает любознательность, стремление к познанию, развивает представление ...

    Конспект занятия по художественному- эстетическому развитию в старшей группе " Новогодняя елочка"

    Приобщение детей к главному празднику - Новому году и обучение рисованию елочки ( ствол, ветви) . Развивать художественное восприятие и фантазию при украшении новогодней елочки....

    Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Тема: «Картинки осени».

    Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи....

    Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Моя Родина- Россия".

    Конспект занятия по рисованию приуроченный к Дню Народного единства....

    Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"

    Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"...

    Конспект занятия по художественно — эстетическому развитию в старшей группе «Что нам осень принесла?»

    Развивать детское творчество. Обобщить представления детей об осени. Вызвать положительный эмоциональный отклик на явления природы и передавать своё отношение через художественное творчество....