ПРОЕКТ «Приобщение детей к истокам русского народного искусства посредствам нетрадиционных техник художественно-творческой деятельности»
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Незамаева Анна Николаевна

Проект "Приобщение детей к истокам русского народного искусства посредством нетрадиционных техник художественно-творческой деятельности" для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_dekorativno-prikladnomu_iskusstvu.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Василек» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

ПРОЕКТ

«Приобщение детей к истокам русского народного искусства посредствам нетрадиционных техник художественно-творческой деятельности»

Подготовила:

воспитатель первой

 квалификационной категории

Незамаева А.Н.

2016 г.

1 этап. Целеполагание

Актуальность

В наше беспокойное время полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Как быть нам, педагогам, чтобы этого не произошло?

Наверное, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т.е. воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Вопрос о том, как, какими методами воспитывать нравственность. Мы предлагаем познакомить детей с нашими русскими народными традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором.

Однако в настоящее время дети мало интересуются народным искусством, большую часть их времени занимает просмотр мультфильмов и боевиков. Чтобы привлечь внимание, вызвать интерес детей к народным промыслам, мы решили использовать нетрадиционные методы художественно - творческой деятельности и с помощью их обучить детей приемам декоративного рисования, лепки, аппликации. При этом точное повторение всех элементов не главное, т.к. наша задача не подготовить будущих мастеров хохломской, гжельской или другой росписи, а приобщить ребенка к истокам народного искусства; дать возможность, усвоив некоторые навыки, составить узор, расписать вылепленного коня, барышню и почувствовать радость творчества.

Целесообразность

Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного искусства, показать приёмы работы, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Был разработан проект по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

Тема работы с детьми, выбранная мной, является актуальной и целесообразной в данное время. В совместной деятельности я помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением - передачей образа, отвечающим эстетике наших дней.

Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: творческий

По времени проведения: средней продолжительности (три месяца)

По числу участников проекта: групповой

Участники проекта: дети, родители, воспитатель старшей разновозрастной группы.

Цель:

Приобщение детей к истокам русского народного искусства через нетрадиционные техники художественно - творческой деятельности.

Для реализации цели решается следующий комплекс задач:

Обучающие задачи:

  1. Познакомить   детей    с    истоками    искусства    мастеров,    краткой историей.
  2. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
  3. Формирование общественных умений и знаний:

• умение различать стили наиболее известных видов декоративно - прикладного искусства (Хохлома, Городец, Дымково, Гжель), понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов.

• Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

  1. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах с помощью нетрадиционных способов изодеятельности;
  2. Формирование у детей устойчивого желания к дальнейшему совершенствованию полученных навыков.

 Развивающие задачи:

  1. Развитие креативного мышления детей посредством ознакомления их с различными нетрадиционными методами и приемами художественной деятельности;
  2. Развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность;
  3. Развитие творческого потенциала;
  4. Развитие активности, самостоятельности, общения;
  5. Развитие устойчивого внимания, наблюдательности, аккуратности;
  6. Развитие интереса к наследию прошлого, путем ознакомления с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства.

 Воспитательные задачи:

  • Формирование способности к анализу, самооценке при выполнении работ;
  • Воспитание коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению;
  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям народной культуры;
  • Формирование потребности вносить красоту в окружающую среду, в различные виды творческой деятельности, в учение, труд, досуг, во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на следующие принципы:

- Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.

- Принцип доступности и  систематичности обучения.

- Принцип связи обучения с жизнью.

- Принцип наглядности.

- Принцип целенаправленности.

- Принцип связи обучения с другими видами деятельности ребёнка.

- Принцип индивидуального подхода.

- Принцип построения программного материала от простого к сложному.

Ожидаемые результаты:
К концу реализации проекта дети:

  • Запоминают и узнают знакомые народные игрушки и росписи.
  • Замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.).
  • С помощью средств выразительности создают образ  композиции.
  • Оценивают то, что получилось.
  • Отмечают выразительность формы, линий, цветового сочетания, симметричность декоративного узора.
  • У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

(Для определения результатов осуществляется диагностика, тестирование, наблюдение).

2 этап. Разработка проекта

  1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
  2. Подобрать методическую и художественную литературу по теме.
  3. Подобрать иллюстрации с изображением предметов русского народного декоративно - прикладного искусства, приобрести гжельскую и хохломскую посуду, дымковские игрушки, матрешки,  аудиозаписи, подобрать русские народные подвижные игры, дидактические игры по декоративно-прикладному творчеству.
  4. Подготовить материал для продуктивной деятельности детей.
  5. Составить перспективный план мероприятий.

Программа включает в себя ряд блоков

  • Дымковская роспись
  • Городетская роспись
  • Гжельская роспись
  • Хохломская роспись
  • Матрешка

Формы занятий: индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, коллективные, интегрированные.

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно - прикладным искусством:

  • Беседы;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Выставки изделий русского декоративно-прикладного искусства;
  • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;
  • Экскурсии;
  • Дидактические игры по декоративному рисованию;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Заучивание песен, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
  • Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
  • Использование физминуток;
  • Создание книг по декоративно-прикладному искусству;
  • Конкурсы

Формы работы с родителями

  • Консультации
  • Фотоэкспозиции
  • Выставки детских работ
  • Папки – передвижки
  • Открытый показ образовательной деятельности
  • Конкурсы
  • Мастер – класс
  • Викторина
  • Участие в оформлении мини-музея по народным промыслам

Формами подведения итогов реализации программы являются

  • выставки детских работ;
  • открытый показ образовательной деятельности для родителей;
  • участие в развлечении.

Программа состоит из следующих типов занятий:

  • изучение, усвоение нового материала;
  • закрепление и совершенствование знаний, умений, навыков;
  • самостоятельное применение знаний, навыков, умений для достижения собственных целей.

3 этап. Реализация проекта

Знакомить детей с русским народным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Образовательная область

Форма работы

Познавательное развитие

- Экскурсия в музей «Варварин дворик»

Рассказ о дымковской игрушке.

-НОД «Сине-голубое чудо Гжели»

Рассказ об истории промысла. Рассматривание гжельской посуды.

-НОД «Золотая хохлома»

Рассказ об истории промысла, особенностях хохломской росписи.

Рассматривание изделий в музее детского сада.

- НОД «Веселый Городец»

Рассказ об истории промысла.

- Экскурсия на Лавровскую фабрику художественной росписи

«Русская народная игрушка»

Знакомство детей с промыслами, изготовлявшими игрушки. Просмотр презентации «Русская матрешка».

Речевое развитие

- Экскурсия в библиотеку.

-Чтение стихов о Дымкове, русских потешек, которыми можно озвучить дымковские игрушки.

 -«Сочинение сказки о желтой розе».

-Чтение и пересказ русской народной сказки «Снегурочка».

-Чтение стихов о Хохломе.

- Разучивание стихов о Городце, Хохломе, Гжели, дымковской игрушке.

-Чтение и пересказ сказки К. Паустовского «Дремучий медведь».

-Рассказывание сказки «Мужик и медведь».

-Придумывание сказок по мотивам русских народных игрушек.

- Разучивание пословиц и поговорок о труде.

Физическая культура

Подвижные игры:

- «Обыкновенные жмурки»,

- «Палочка - выручалочка»,

- «Филин и пташки»,

- «Горелки»,

- «Ловишка»,

«У калинова куста»,

«Ручеек» и т.д.

Художественно-эстетическое

Музыка

- Русский хоровод

- Игра «Оркестр»

- Танец Матрешек

- Игра «Карусель»

- Игра «Плетень»

Художественное-творчество

Рисование

Лепка

Аппликация

Дидактические игры:

- «Выложи узор» -конструктор из макарон,

- «Четвертый лишний»,

- «Найди пару»,

«Собери целое» и т.д.

Экскурсия на Лавровскую фабрику

 участие в мастер-классе по росписи новогоднего шара.

НОД

• «Золотая Хохлома» - рисование пальцем

• «Бело-голубое чудо» - рисование штампами

• «Развеселая Дымка» - рисование пальцем и ватной палочкой

• «Городец молодец» - рисование с помощью трафаретов

• «Русская матрешка» - рисование + аппликация из квиллинга

• «Дымковский конь» и «Дымковская барышня» - пластилинография

• «Натюрморт из чайной посуды. Гжель.» -пластилинография

• «Хохломская кружка» -объемная лепка (ленточным способом)

• «Хохломская посуда» -пластилинография

• «Городец - удалец» -лепка из соленого теста

• «Веселые матрешки» -пластилинография + аппликация из  макарон.

•«Дымковский петушок» - мозаика, выполненная обрыванием

• «Гжельская посуда» - квиллинг

• «Хохломская посуда» - квиллинг

• Городецкий петушок- аппликация из макарон

•  «Матрешки»-  аппликация  из зерен

4 этап. Подведение итогов

Этот этап призван обобщить и систематизировать знания и умения детей, полученные в течение всего цикла проекта, посвященного народным промыслам.

  1. Итоговая беседа «Россия моя мастеровая».
  2. Выставка детских работ.
  3. Семейная викторина для детей и взрослых «Народные промыслы».
  4. Открытый показ образовательной деятельности для родителей «Русский сувенир».
  5. Интегрированное развлечение «Веселая ярмарка».

Литература

1.Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. М.: Издательство Скрипторий 2003,2008.

2.Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно - прикладным искусством. М.: Издательство Скрипторий 2003,2007.

3.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Часть 2.- М.: Издательство Скрипторий 2003,2007.

4. Давыдова Г.Н. Пластилинография. М.: Издательство Скрипторий 2003,2007.

5.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера,2005.

6.Белоусова JI.E. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. СПб: Детство-Пресс,2004.

7.Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе д/с: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж. ТЦ Учитель,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс. «Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры посредством художественного творчества»

Цель мастер – класса: познакомить детей с праздником Светлой Пасхи: обычаем красить яйца и обмениваться ими, печь куличи, украшать праздничный стол. Вызвать интерес к самостоятельной творческой деятел...

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредствам устного народного творчества и искусства» (Средний возраст)

Развитие творческих способностей у взрослых и детей по средствам приобщения к декоративно-прикладному искусству русского народа, художественной литературы, русских народных праздников, малого фольклор...

ПРОЕКТ « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде,...

Мастер класс для родителей «Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры посредством художественного творчества»

Мастер класс для родителей «Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры посредством художественного творчества»...

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством плетения из лыка традиционной и обрядовой куклы»

1.  Формировать представления детей о традиционных и обрядовых куклах,    изготовленных из лыка.2.  Дать детям некоторые сведения о промысле, содержании, назначении...

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...