Мастер-класс Тема: «Развитие положительной эмоциональной сферы ребенка через занятия тестопластикой»
учебно-методический материал по аппликации, лепке

Мастер-класс Тема: «Развитие положительной эмоциональной сферы ребенка через занятия тестопластикой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №23 «Кораблик» г.Волжска Республики Марий Эл

                                   Мастер-класс

        Тема: «Развитие положительной    

        эмоциональной сферы ребенка

          через занятия тестопластикой»

        Разработала и провела:

        воспитатель ДОУ №23 «Кораблик»

        Ветлужских О.П.

        

г.Волжск, 2017г.

Цель: Создание условий для активизации творческого потенциала педагогов через технологию тестопластики.

Задачи:

1.Раскрыть актуальность тестопластики.

2.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике приема тестопластики, как одного из средств развития положительной эмоциональной сферы ребенка.

3.Развивать творческую активность педагогов.

Ожидаемый результат:

Воспитатели дошкольных учреждений будут использовать технологию лепки из соленого теста в различных образовательных областях для снижения гиперактивности и импульсивности у детей любого возраста.

Теоретическая часть.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поговорить о таком замечательном, интересном и увлекательном занятии, как тестопластика. Что же такое тестопластика? Искусство лепки из соленого теста называется тестопластикой. Лепка из соленого теста- это одно из самых популярных художественных занятий. Мука и соль- природные экологически безопасные продукты, при соединении которых получается чудесный материал для лепки и моделирования- пластичный, легкий, безвредный и очень комфортный.

Когда- то давным-давно, в старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды, обжигали их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.                                                                     Когда главным символом Рождества стала елка, бедняки изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания малышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.

Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.                                                                                            Вот почему соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость и взрослым, и детям.                                                                                                   Ребенок  не только видит то, что сделал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безискусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками.

Значение занятий тестопластикой неоспоримо велико. Тестопластика выполняет следующие функции:

-Коррекционно- развивающую- развитие и коррекция всех психических функций( восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.                                                                                                                                    –Обучающую- расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умение видеть необычное в предмете исследования.                                                                       – Коммуникативную- развитие умения позитивного общения и сотрудничества.                                                                                                                               –Релаксационную- преобразование деструктивных форм энергии в социально- адаптивную форму деятельности, снятие психо- эмоционального напряжения.                                                                                                                                           –Воспитательную- развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.                                                              Таким образом, тестопластика способствует всестороннему развитию личности и является здоровьесберегающим компонентом в работе педагога.

В детском саду уже четвертый год я веду кружок по лепке из соленого теста «Юный дизайнер». В этом учебном году я работаю с детьми подготовительной группы. Часть детей уже посещали кружок в четырехлетнем возрасте, но интерес детей к лепке не пропал. Они с нетерпением ждут очередного занятия. С удовлетворением видишь «горящие» глаза детей, то как они лепят и радуются результатам своего труда.                                                                                                                            

На первых этапах я знакомлю детей с тестопластикой,  как видом народно-прикладного искусства, ее историей, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с тестом. Замешиваю тесто в присутствии детей. Даю возможность принять участие детям: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте.        Сначала дети учатся  лепить и украшать плоские фигурки, декоративные пластины, сердечки. Для раскатывания используем скалочки, а для вырезания- формочки для печенья, различные крышечки. Затем учимся лепить объемные формы при помощи деревянного стержня, фольги. С детьми постарше выполняем коллективные работы: тематические и по сюжетам русских народных сказок. На этих занятиях анализирую степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые усвоили.                                                                                          

Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание. Для этого используются краски- гуашь, акварель, фломастеры. Работы приобретают яркость, выразительность. Чтобы разнообразить работу с тестом, предлагаю такой прием – украшение сырых изделий мелким бисером, бусинками, крупой, макаронными изделиями.

Чтобы повысить интерес к результатам своего труда, использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку.

  Систематическая работа по лепке из соленого теста является стимулирующей для общего развития ребенка,    появляется мотив достижения успеха, интерес к достижению деятельности. Появляется способность понимать свои эмоциональные состояния, а так же представления о способах выражения собственных эмоций. Правильно организованная работа может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников,  но значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Положительное переживание воодушевляют ребенка в его творческих поисках и смелых начинаниях.

На наших занятиях всегда  присутствует атмосфера раскованности, свободы, что развивает в детях общительность, чувство взаимопомощи, уверенности в себе, внутреннее раскрепощение, т.к. работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно.  Процесс лепки и общение в коллективе одновременно способствуют развитию положительной эмоциональной сферы ребенка.

Сейчас я предлагаю вам через соприкосновение с соленым тестом снять напряжение, тревогу и получить положительный эмоциональный настрой.

              (Приглашаются желающие)

-Отгадайте загадку:  Ну-ка, кто из вас ответит:

                                       Не огонь, а больно жжет,

                                       Не фонарь, а ярко светит,

                                       И не пекарь, а печет?

- Солнышко всегда приносит нам радость, возвращает землю к жизни, нежно греет, ярко светит, поднимает нам настроение. «Мое солнышко!»,- нежно называет мама своего малыша. Я предлагаю вам слепить солнышко из соленого теста, чтобы оно радовало вас и ваших близких.                                       -Перед работой разомнем наши пальчики:

                    - Тесто ручками помнем, (сжимаем и разжимаем пальчики)

                     -Сладкий  тортик испечем, (как будто мнем тесто)

                     - Середину смажем джемом,

                      А верхушку сладким кремом(круговые движения ладошками по      

                      плоскости стола)

                    - И кокосовою крошкой

                     Мы присыплем торт немножко(сыплем «крошку» пальчиками

                     обеих рук)

                     - А потом заварим чай,

                     - В гости друга приглашай!

- Для рук мы разминку сделали. Чтобы тесто было пластичным в работе, его тоже необходимо размять.

                  (Подготавливают соленое тесто к работе)

Перекладывание и сжимание теста в ладошках.

Катание колобка в ладошках.

Катание колобка на столе.

Сплющивание колобка в лепешку.

По лепешке побежали «паучки».

Пришли «мышки», стали норки рыть.

 Налетели «гуси», стали тесто щипать.

Пришел «медведь», стал тесто топтать.

Скатывание лепешки в колбаску.

Заворачиваем колбаску в «улитку».

«Улитка» спряталась в домик- получился колобок.

-Теперь наше тесто готово к работе, начинаем лепить.

                               (презентация, пошаговое выполнение )

-Какие замечательные солнышки у вас получились! Я получила большое удовольствие от общения с вами! Уважаемые коллеги, я хочу чтобы и вы поделились своими впечатлениями.

Рефлексия. (При положительном ответе участники поднимают карточку с изображение солнышка).

- Понравился ли вам мастер- класс?

- Послужило ли сегодняшнее занятие лепкой средством пополнения запасов впечатлений, положительных эмоций?

-Желаю Вам удачи

И творческих идей,

Терпения в придачу

И плодотворных дней!

-Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему «Развитие воображения и речи дошкольников через игровые технологии»

Это открытое мероприятие проходило после занятия «Весна-красна идёт» весной 2012 года, оно сопровождается одноимённым фотоальбомом на моей странице.Представленные игры проводились с детьми разных возр...

Развитие эмоциональной сферы ребенка через театрализованную деятельность.

Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человеч...

Мастер - класс на тему:"Развитие познавательных способностей у дошкольников через использование песочной терапии"

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников - один из важнейших вопросов воспитания и развития ребёнка раннего возраста. От того, как будут развиты у ребёнка пощнават...

«Развитие психо-эмоциональной сферы ребенка через музыкально-игровую деятельность».

Музыка занимает особое место в развитии и воспитании детей раннего возраста. Это связано с тем, что она воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка....

Мастер-класс по теме: «Развитие логического мышления старших дошкольников через использование дидактических игр»

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логическо...

Мастер-класс на тему: «Развитие опытно-исследовательской деятельность дошкольников через сказку»

Мастер-класс на тему:«Развитие опытно-исследовательской деятельность  дошкольников через сказку»...