Программа дополнительного образования
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Программа разработана с целью  построения воспитательно-образовательного процесса с учетом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов через организацию дополнительных (платных) образовательных услуг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка № 5 «Ромашка»

Принята на педагогическом совете

МБДОУ  ЦРР – д/с  № 5 «Ромашка»

Протокол №4  от 30.08.2019 года

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ  ЦРР –

 д/с  № 5 «Ромашка»

__________И.А. Михеляйнен  

 ПРОГРАММА дополнительного образования

кружка «Тестопластика -2»

(платные образовательные услуги)

                                                                    Руководитель: Муштаева О.Д.

                                                                      Воспитатель  МБДОУ ЦЦР-

                                                              -д/с № 5 «Ромашка».                                                      

     

х. Северин

2019-2020 учебный год

Содержание

Введение.

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка………………………………………...3

1.1.1.Цели и задачи рабочей программы………………………….4

1.1.2.Принципы и подходы ..………………………………………5

1.2.Планируемые результаты………………………………………5

1.2.1.Целевые ориентиры…………………………………………..6

2.Содержательный раздел………………………………………….6

2.1.Описание образовательной деятельности…………………….6

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы……….………………………………………………….7

3. Организационный раздел

3.1. Модель года, недели, расписание, график занятий………….10

3.2. Модель воспитательно-образовательного  процесса.

3.2.1. Перспективное планирование на текущий год………….....11

3.3.  Список используемой литературы…………………………...12

        

                                                                         

Введение.

Программа разработана с целью  построения воспитательно-образовательного процесса с учетом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов через организацию дополнительных (платных) образовательных услуг.

Рабочая программа кружка «Тестопластика» определяет содержание и организацию образовательной деятельности в МБДОУ ЦРР-д/с № 5 «Ромашка» в части программы, формируемой участниками образовательных отношений.

 Направлена на создание условий для развития творческих способностей детей  в возрасте от 6 до 7 лет.

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция.

Соленое тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.

Процесс овладения определенными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

Дети очень любят лепить. Зачем современному ребенку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объемные                   (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку.

Занятия с соленым  тестом  дает уникальную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. У каждого ребенка появляется возможность создать свой удивительный мир.

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Тестопластика»  для  детей в возрасте от 6 до 7 лет разработана для создания условий обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала ребенка,  рассчитана на один год.

     Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года № 26  «Об утверждении САНПиН  2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций»;

- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ ЦРР-д/с № 5 «Ромашка».

Рабочая программа разработана на основе методического пособия «Соленое тесто» К.В. Силаевой.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей.

 Настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребенок-  не только рождает идею, но и сам является ее реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Все это реально, если он прошел курс определенной учебы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.

 Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

1.1.1. ЦЕЛИ и  ЗАДАЧИ программы:

Цели:

1)образовательные:

      расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.

2) развивающие:

развитие познавательных интересов через ознакомление с народной      игрушкой,

     раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие                    памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат;

раскрытие личности ребенка в творческом его развитии

3) воспитательные:

ценностно-ориентационная компетентность: воспитывать умение ценить, уважать достояние народа через декоративно-прикладное творчество;

информационно-познавательная компетентность: воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки, к малым скульптурным жанрам;

регулятивно - поведенческая компетентность: воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми;

коммуникативная компетентность: учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению;

культурно-социальная компетентность: приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

 1.1.2. Принципы:

Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением;

последовательности и систематичности;

личностно-ориентированный подход;

культурного обогащения (амфликации) содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей;

взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.

1.2. Планируемые результаты.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребѐнка:

повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

синхронизирует работу обеих рук;

развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;

формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

1.2.1. Целевые ориентиры (возможные достижения)

Для каждого ребѐнка конкретным показателем его успехов является:

 возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуально и педагогом;

скорость выполнения заданий и четкость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения;

коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях;

оригинальность предлагаемых художественных решений;

окрепшая моторика рук.

К концу обучения дети освоят рецепты приготовления соленого теста, теоретические основы цветоведения и светотени, смогут  лепить по представлению отдельные предметы и натюрморты, фигуры человека, животных и птиц бытовые украшения.

2. Содержательный раздел.

2.1. Описание образовательной деятельности.

Содержание работы ориентировано на построение воспитательно-образовательного процесса с учетом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей через организацию дополнительных (платных) образовательных услуг.

Содержание  программы опирается на возрастные особенности и индивидуальные способности детей.

Программа разработана для детей 6-7 лет.

Сроки    реализации        программы    дополнительного    образования

«Тестопластика» - 1 год,  36 занятий.

Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность  не более  30 минут.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы

Формы работы:

Совместная деятельность с педагогом.

Формы организационной деятельности с детьми:

непосредственно-образовательная деятельность.

Формы занятий:                                                                                             традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, мастерская.

           Для выполнения поставленных задач программой предусмотрено четыре основных вида занятий: лепка, художественная роспись, декорирование изделий из соленого теста, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основные виды занятий связаны между собой, дополняют друг друга и проводятся в течении всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов детей.

По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития. 

Структура занятия

1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).

2. Объяснение, показ приемов лепки.

3. Лепка детьми.

4. Физ. пауза.

5. Доработка изделия из дополнительного материала.

6. Рассматривание готовых работ.

 

Организация учебного процесса:

При организации игр-занятий, воспитателю необходимо помнить следующие правила:

1. Не мешать ребенку творить.

2. Поощрять все усилия ребенка и его стремление узнавать новое.

3. Избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

4. Начинать с самого простого, доступного задания, постепенно усложняя его

5. Поддерживать инициативу детей.

6. Не оставлять без внимания, без поощрения даже самый маленький успех ребенка.

Способы лепки

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе) .

2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Приёмы лепки

Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.

Технологии:

Игровое обучение

Педагогика сотрудничества

Методы:

Наглядные (показ, образцы поделок, иллюстрации);

Словесные (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)

Практические

Методические приемы:

- показ технологических приемов.
- рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.
- рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.
- игровые приемы (приход героя и др.)
- упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Метод
 - способ деятельности.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  1. словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.)
  2. наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
  3. практический (выполнение  работы и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  1. объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию
  2. репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
  3. частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
  4. исследовательский - самостоятельная творческая работа детей.

Формы подведения итогов:  презентация творческих работ.

Техническое оснащение:
- дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, кусочки меха).
- инструменты для лепки (стеки, печатки, турнет для лепки, колпачки от фломастеров и др.).

Средства: мука пшеничная, ржаная; крахмал; соль «Экстра», клей ПВА, гуашь в наборе, кисточки в наборе, лак ПФ, растворитель для лака – уайт-спирт, наждачная бумага, цветная бумага, картон, ножницы, формы и трафареты изделий и их частей, рамки для работ.

Тесто для лепки

Мука - 300г (2 чашки)

Соль – 300г (1 чашка)

Вода – 200мл.

Способы приготовления теста

Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния. Как обычное тесто. Тесто для лепки должно быть довольно крутым.

Преимущества солёного теста

- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

-легко отмывается и не оставляет следов;

- безопасно при попадании в рот, один раз попробовав;

- тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!

- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

- можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;

- краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;

- поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века;

- с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.

 3. Организационный раздел

3.1. Учебный план, расписание и график занятий.

Учебный план

кружка «Тестопластика»

(платные дополнительные услуги)

на 2019-2020 учебный год

МБДОУ ЦРР-д/с № 5 «Ромашка»

Название кружка

Количество занятий

в неделю

в месяц

в год

«Тестопластика»

1

4

36

Расписание и график  занятий

кружка «Тестопластика»

(платные дополнительные услуги)

на 2019-2020 учебный год

МБДОУ ЦРР-д/с № 5 «Ромашка»

Название кружка

День недели

Время проведения

«Тестопластика»

вторник

15.30-16.00

3.2. Модель воспитательно-образовательного процесса.

3.2.1. Перспективный план                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...