Программа художественно –эстетической направленности дополнительной образовательной услуги тестопластика «Колобок»
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

Соколова Яна Александровна

В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей - соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название - "Тестопластика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_testoplastike.docx42.28 КБ
Файл tematicheskoe_planirovanie.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                 

                                                                   

Программа  художественно –эстетической направленности

дополнительной образовательной услуги

тестопластика «Колобок»

(с 2 до 3 лет)

На 2019-2020 гг.

             

                                                                              Руководитель

                                                                                                        Соколова Яна Александровна

г. Комсомольск - на – Амуре

2019год

Содержание

1.

Пояснительная записка

4

2

Цели и задачи программы

4

3

Условия проведения кружка по тестопластике

5

4

Принципы построения программы

5

5

Методы и приемы

6

6

Перспективный план работы

7

7

Работа с родителями

11

8

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы

12

9

Особенности и технологии лепки из соленого теста

14

Литература

20

1. Пояснительная записка.

Характеризуя актуальность темы, считаю нужным отметить, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Лепка  -  один из видов творческой деятельности. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

Лепка - одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.

Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.

В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей - соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название - "Тестопластика".

Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода.

Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.

Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства:

  • способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления. чтобы получить желаемый результат;
  • стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
  • активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
  • совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
  • имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.

• развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

         Занятия лепкой с точки зрения психологии получаются эмоционально- разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.

Кроме того, занятия лепкой развивают коммуникативные навыки детей.

Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.

Цель программы:     

Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

 Задачи, которые стоят перед педагогом.

1. Познакомить детей с особым материалом – тестом, обогащать опыт ощущения и восприятия (сенсорный опыт); познакомить с его свойствами: пластичностью, вязкостью, цельностью массы.

2. Опытным путем осваивать приёмы лепки, основные элементы формообразования : месить, прихлопывать, ставить отпечатки, открывать и отщипывать кусочки, снова соединять вместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубления пальчиком, протыкать дырочки остриём карандаша и т.д.

3. Учить видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнить похожие по форме предметы (апельсин и яблоко, мяч и арбуз, бублик и колечко, карандаш и кисточка).

4. Синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и обеих рук. Активизировать развитие мелкой моторики рук, подготавливать руки детей к работе с более тугими материалами – пластилином, глиной

5. Создавать простейшие формы:

- раскатывать цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладони;

- раскатывать шар (колобок) круговыми движениями ладоней;

- и слегка видоизменят их – преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр – в пластинку), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, печенье, пряники, конфеты, червячки, карандаши и др.).

6. Стимулировать эмоциональный и речевой контакт с взрослым; стимулировать развитие понимания речи и активной речи детей.

Количество занятий: 1 занятие в неделю длительностью 10-15 минут

2. Возрастные особенности детейС 2 до 3 лет

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.

Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно- образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.

3. Приёмы и методы организации занятий

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:  

   игра, труд, учение, общение, творчество.  Форма организации деятельности: групповая.

Педагогические приёмы:

  • формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);
  • организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание,  

      требование);

  • стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка,  взаимооценка и т.д.);
  • сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в  увлекательном процессе образования;
  • свободного выбора.

4. Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

 

Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов являются:

Устойчивый интерес к тестопластике.

Возрастающий уровень его авторских работ.

Повышение уровня самостоятельности при выборе материалов и способов успешной реализации замысла,  технических  навыков и умений.

Окрепшая  моторика рук.

Ребенок  способен:

самостоятельно выбирать и использовать необходимые инструменты для работы;

соединять детали разными способами в готовое изделие;

аккуратно использовать материалы;

соблюдать правила безопасной работы;

украшать интерьер помещения своими работами и др.

Диагностика овладения ребенком навыков в лепке из соленого теста осуществляется педагогом методом наблюдения за практической работой детей на занятиях по тестопластике

Уровни усвоения программы

Высокий уровень - ребенок владеет основными приемами лепки из соленого теста, максимально точно передает форму, строение, пропорции предметов. Эмоционально относится к процессу создания поделки. Пытается лепить самостоятельно, без помощи взрослого.

Достаточный уровень – ребенок в основном владеет основными приемами лепки из соленого теста, но немного искажает форму, строение, пропорции предметов. В реализации замысла проявляет самостоятельность, творчество, инициативу, получая при этом эстетическое наслаждение от результатов своей деятельности. В процессе работы обращается я за помощью к педагогу.

Низкий уровень – характеризуется у ребенка слабо выраженным желанием лепить. Не удается передать в лепке форму, строение, пропорции предметов. При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы не может действовать без помощи взрослого

5. Средства реализации программы

  1. Рабочие столы, стулья
  2. Тесто (мука, соль, вода);
  3. Стеки, скалки;
  4. Различные детские печати;
  5. Карандаши;
  6. Скорлупки орехов, семян;
  7. Пробки;
  8. Ситечки;
  9. Краски (медовые);
  10. Пищевые красители;
  11. Клеёнки;
  12. Салфетки;
  13. Игрушки для показа и обыгрывания;
  14. Формочки для теста;
  15. Мелкие предметы (горох и т.д.).
  16. Раковина для мытья рук

                        6. Условия реализации программы

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  • Педагог для ребенка, а не ребенок для педагога
  • Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск
  • Нет пределов совершенствования
  • Учёт психофизических особенностей детей
  • Создание атмосферы успеха.

Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для педагога и  детей, места хранения оборудования и незаконченных работ.

 Рабочие места. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами.  Дети лепят на столах на рабочей доске. Доска делает поверхность формы ровной и  гладкой, чего нельзя достичь руками.

Список литературы.

1.        И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду (Ранний возраст) М. 2007 Г. «Карапуз – Дидактика»).

2.        Ш. А. Лыкова «Из солёного теста» (Лепим с мамой).

3.        О.В. Корчинова «Детское прикладное творчество» (Ростов – на Дону: «Феникс», 2005г.).

4.        УНТ для детей (потешки, загадки).

5.        Чуковский «Муха – Цокотуха» (отр.).

6. Доронова Т. Н. Якобсон С. Г. Обучение детей 2 - 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М.: Просвещение, 1992г.

7. Кискальд И. Солёное тесто. М.: АСТ - пресс книга,  2003г.

8. Романовская А. Л. Поделки из соленого теста. М.: АСТ ,2006г.

9. Фирсова А. Чудеса из соленого теста. М.: Айрис Пресс, 2010 г.

10. Хананова И. Соленое тесто. М.: Аст Пресс, 2012 г.

11.Чаянова Г. Л. Солёное тесто. М.: Дрофа --- плюс. 2005г.

ПРИЛОЖЕНИЕ  1

Приготовление теста

Рецепт №1

200 гр. муки

200 гр. соли

вода.

Рецепт №2

200 гр. муки

200 гр. соли

1-2 ч. л. обойного клея

вода

Рецепт №3

100 гр. пшеничной муки

100 гр. ржаной муки

400 гр. соли

2 ст. л. обойного клея

вода.

Рецепт №4

200 гр. муки

200 гр. соли

1 ст. л. растит. масла

вода.

Цветное тесто

  1. Пищевые красители
  2. гуашь.

 

\

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тексты потешек

Колобочек – Колобок

У него румяный бок.

И хорош он, и пригож,

И на солнышко похож!

Положили Колобок

Остудиться на окошко,

Колобок с окошек – скок!

Покатился по дорожке.

Ай, качи – качи – качи!

Глянь – баранки, калачи!

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару из печи –

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам остались Бараночки!

И. Друмникова

«Три каравая»

Я слепил три каравая –

У меня ведь именины.

Всю семью я угощаю

Караваем из глины.

Я слепил три каравая

М несу домой:

Этот - маме,

Этот – папе,

Этот – мне.

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, Синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому:

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Ладушки – ладушки!

Пекла баба оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше – два,

Паше - два.

Ване – два,

Тане – два.

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

Пьём парное молоко

Тут и куры:

- Ко – ко – ко!

Пробуют оладушки

Ой, ладушки – ладушки.

 

Вышла курица рябая

- Я к вам прямо из сарая.

Я не ела, не пила.

Я яичко вам снесла,

Не пора ли обедать?

Двери отперли, и вот

Маша всех к столу зовёт.

Пса Арапку,

Кошку – царапку,

Курочку – рябку.

Собачке - в миске,

В блюдечке – киске,

Курочке – несушке

Пшено в черепушке,

А Машеньке в тарелке

В глубокой, не мелкой.

Вокруг печки хожу

Да похаживаю

Я на печку гляжу,

Да поглядываю.

Вот поднялся пирог,

Пирожок медовый

Зарумянился пирог

Из муки из новой.

 

Пирожки мы испекли

С разною начинкой;

И с капустой,

И с морковью,

С луком и с картошкою.

Из остатков теста

Кренделя мы слепим.

Лады – лады – ладушки

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала

Детишкам давала

Саше – две, Яну – две,

Соне – две, Ане – две

Хороши оладушки

 У нашей бабушки.

- Заинька, угощали ль тебя?

- Серенький, угощали ль тебя?

- Угощали, угощали, милый мой:

Катюшка – то – блинами.

А Лизонька – пирогами.

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошёл котик на улочку,

Купил котик булочку.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

Месяц

Неделя

Вид деятельности

Название темы

Программное содержание

Октябрь

1 занятие

Лепка - экспериментирование

«Вишенки для белочки»

Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (вишенки) и лёгкое сплющивание. Развитие чувства формы и мелкой моторности.

2 занятие

Лепка - экспериментирование

«Подкова счастья»

Упражнять детей в раскатывание теста прямыми движениями ладоней, учить аккуратности; продолжать учить выполнять движения вслед за воспитателем

3 занятие

Лепка

«Грибочки для ежика»

Лепка грибочков. Раскатывание комочков теста круговыми движениями ладоней для получения шарообразной формы (шляпки грибочка) и лёгкое сплющивание. Развитие чувства формы и мелкой моторности

4 занятие

Лепка предметная

«Пирамидки для малышей».

Учить лепить пирамидку из дисков разной величины с верхушкой в виде конуса или шара. Развивать чувство формы, величины.

5 занятие

Лепка предметная (картинки из теста)

«Подсолнух»

Умение с помощью нажима стекой делать рельефную поверхность. Катаем шарик, сплющиваем его между ладонями.

Ноябрь

 

6 занятие

Лепка из солёного или сдобного теста

«Поросенок»

Продолжаем учить формообразующему движению скатывание шара, учим соединять несколько частей (шаров), создавая образ поросенка. Продолжаем учить  украшать изделие бусинами, природным материалом (семечки).

7  занятие

Лепка с элементами рисования

«Мышка – норушка»

Учить лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа, заостренную мордочку, бусинки – глазки, ниточка – хвостик. Развивать чувство формы.

8  занятие

Лепка с элементами рисования

«Чудо-дерево».

Закрепить технические навыки и приемы лепки из теста. Лепить из частей, делить кусок на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей

поделке.

9  занятие

Лепка предметная

«Светофор»

Учим детей лепить светофор; учим из колбаски путем сплющивания делать корпус светофора, из шаров делать огни светофора. Продолжаем учить соединять части, для создания законченного образа светофора.

Декабрь

 

 

10  занятие

Лепка из солёного или сдобного теста

"Снежинка"

Продолжать знакомить со свойствами теста, соединять детали водой. Упражнять в умении раскатывать длинные, тонкие, ровные полоски. Украшать поделку с помощью стеки или бисера. Вызвать желание придумать свой узор.

11  занятие

Лепка

Рождественские колокольчики

Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, научить детей украшать предмет, используя различные элементы для украшения, развивать цветовосприятие.

12  занятие

Лепка

«Нарядим нашу ёлочку»

Вызвать у детей желание нарядить ёлку к празднику. Учить раскатывать из цветного  теста  и делать колечки, составлять из них гирлянду.

13  занятие

Лепка предметов

«Вот такая ёлочка»

Создание образа ёлочки в сотворчестве с воспитателем. Раскатывание жгутиков из  теста зелёного цвета и прикрепление к стволу. Развитие мелкой моторики рук.

Январь

14  занятие

Лепка с элементами рисования

«Вкусное печенье»

Получение силуэтных изображений из теста: выдавливание (вырезание) формочками для выпечки. Обведение и украшение форм пальчиками. Развитие тактильных ощущений.

15  занятие

Лепка с элементами рисования

Совушка

Учить приёмам лепки из целого кусочка  теста полой формы, дополнять лепку бумажной пластикой.

16  занятие

Лепка предметная

«Снеговик»

Продолжаем учить формообразующему движению скатывание шара, учим соединять несколько частей (шаров), создавая образ снеговика. Продолжаем учить  украшать изделие бусинами, природным материалом (семечки).

Февраль

 

17  занятие

Лепка

"Валентинка"

Изготовление символа сердца с использованием шаблона. Учимся оформлять изделие, дополняем мелкими деталями (бисер, блестки). Развивать фантазию, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию, речь.

18  занятие

Лепка

Картина для пап «Корабли плывут по морю»

Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей; развивать мелкую моторику рук.

19  занятие

Лепка - экспериментирование

Декоративная тарелка

Учить лепить декоративные тарелки с центрическим орнаментом, используя приемы раскатывания между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивания краев; украшать шариками, дисками, жгутами.

20  занятие

Лепка предметная

«Клоун»

Развивать умение скатывать шар из  теста круговыми движениями ладоней и дополнят образ деталями – глаза, рот, нос, колпак и пуговицы.. Воспитывать положительное отношение к процессу лепки

Март

21 занятие

Лепка предметная

«Вот какие у нас сосульки!»

Продолжение освоения способа лепки предметов в форме цилиндра, развивать навык лёгкого сдавливания кончиками пальцев. Моделирование сосулек разной длины и толщины.

22 занятие

Лепка - экспериментирование

Подарок маме.

Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося на всю поверхность предмета. Развивать чувство композиции.

23 занятие

Лепка предметная

Черепаха.

Развивать у детей познавательный интерес к природе.

Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую

моторику.

24 занятие

Лепка предметная

«Вот такие ножки у сороконожки»

Продолжать учить детей раскатывать «колбаску» прямыми движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки в сотворчестве с педагогом; прикрепление «ножек» к туловищу, вылепленного воспитателем.

Апрель

25 занятие

Лепка с элементами рисования

Первая весенняя бабочка

Продолжать учить скатывать шар и сплющивать его, придавая форму подноса, учить раскатывать из маленьких шариков теста колбаски, вытягивать концы и сглаживать их,  придавая форму.

26 занятие

Лепка предметная

«Птички - невелички».

Учим раскатывать тесто скалкой, вырезать формой для теста силуэт птички; продолжаем учить наносить стекой узоров в виде точек и палочек; украшать изделие бусинами (глазки, клюв).

27 занятие

Лепка

«Мышка норушка»

Учим лепить конусообразную форму и создавать образ мышки: заострить мордочку, использовать дополнительные материалы (для ушек – семечки, для глаз – бисер).

28 занятие

Лепка из соленого теста

Стрекоза

Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей скатывать и расплющивать тесто, лепить из частей, делить кусок на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику, создавая изображение в полуобъёме.

Май

29 занятие

Лепка с элементами рисования

Ромашка.

Учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида растений; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке.

30 занятие

Лепка - экспериментирование

Гроздь винограда

Закрепляем умение скатывать из теста шарики; продолжаем учить детей вытирать руки салфетками по окончании работы.

31 занятие

Лепка предметная

Рыбки

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, вырезать стеками по картонному шаблону рыбок разной формы, с помощью дополнительных материалов (бусины, макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавать выразительный образ.

32 занятие

Лепка с элементами рисования

Подводное царство

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, украшать работу с помощью дополнительных материалов (бусины, блестки макароны, горох, крупа, фасоль, пуговицы) создавая подводное царство.
  2. Развивать чувство композиции, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

33 занятие

Лепка предметная

Цыпленок

  1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста, обмазывать грецкий орех, обкатывать в пшене, соединять детали и получать выразительный образ цыпленка; дополнять различными материалами.
  2. Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Акварелька», программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования. Занятия проводятся в игровой  занимательной форме, с испол...

Дополнительная образовательная услуга художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

С целью развития познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста  была разработана и внедрена программа по дополнительной ...

Программа дополнительной образовательной услуги "Лукоморье" ( художественно-эстетической и нравственно-патриотической направленности) Для детей дошкольного возраста 5-6 лет На 2016-2017 учебный год

Рабочая программа кружка "Лукоморье" на 2016-2017 учебный год, по изучению русской литературы и нравственно-патриотическому воспитанию....

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...