Конспект интегрированного занятия в средней группе: "Крещенский вечерок".
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Колесникова Оксана Владимировна

1.Беседа: "Что такое крещение".

2.Презентация.

3.Игра: 2Прялица"

4.Рассписывание башмачка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreshchenie.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия  в средней группе по ознакомлению с окружающим миром  на тему: «Крещенский вечерок» 

Программные задачи:

- Прививать детям чувство любви и уважение к культурным ценностям и традициям русского народа;

- Приобщать детей к культуре русского народа;

Формировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте;

- Развивать внимание, восприятие, память, мышление;

- Воспитывать интерес к событиям культурно- исторического календаря.

Оборудование:

Картинки (иллюстрации) по обряду крещения, фотографии из семейного альбома по обряду крещения«бумажные» капельки воды на каждого ребенка, чаша с водой; гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки, пеналы на каждого ребенка; силуэты башмачков на каждого ребенка.

Воспитатель вносит чашу с водой.

Воспитатель:

- Вечерок крещенский – вечерок особыйКрещение – последний день зимних Святок. Сегодня я была в церкви, взяла воды освященной. Окроплю я святой водой и помещение, и гостей наших, и всех ребятишек. Окроплю на счастье, на добрую долю.

- Вы не один раз слышали слова «крестная»«крестный».

- А кто может пояснить, что обозначают эти слова(Ответы детей)

- У кого есть крестная мать и крестный отец? (Рассказы детей)

- А почему у одних есть крестные, а у других их нет?

Воспитатель:

Правильно, у тех, кого крестили в церкви, есть крёстные: крёстный отец, крёстная мать. Кого не крестили в церкви, у того нет крёстных родителей. Ни в каком возрасте не поздно принять крещение.

Воспитатель показывает картинки (иллюстрации) по обряду крещения.

Воспитатель:

- Давно – давно в этот день совершил обряд крещения Иисус Христос в водах Иордан, когда ему было тридцать лет. Желающих крестьян принять крещение было много, и Иисус Христос вместе со всеми вошел в святую воду. Едва Иисус вышел из воды, как над ним разошлись небеса, и увидел Он летящую голубку.

Крещение на Руси праздновали широко и торжественно. Люди несли кресты, иконы, звонили в колокола, пели молитвы (церковные песни).

И по древней традиции в этот день на Руси совершались крёстные ходы. Ход совершали на реки, водоёмы, озёра с совершением чина великого крещения. Впереди священники, за ними толпа людей – все идут на лёд, к воде.

Начинается «погружение креста». Как только «крёстный ход» уходил, некоторые смельчаки – раздевались и лезли в прорубь, в ледяную воду. В старые времена молодые и крепкие парни хотели таким образом показать свою удаль молодецкую.

Воспитатель:

- Как называют таких людей, которые в зимнее время любят купаться в «проруби»? («моржами»)

Воспитатель:

- Когда купание прекращалось, женщины набирали из проруби святую воду, несли её ведрами домой. Этой водой поили скотину, чтобы здоровей была и лучше размножалась. И с тех давних пор считается, что крещенская вода полезная и лечебная. Святую воду хранили до весны. Весной ей окропляли (брызгали) коровники и улья. Даже ценился и крещенский снег. Его собирали в большие кучи. А затем растапливали и использовали в хозяйстве.

Крещенский вечер – время для гадания: не терпелось девушкам узнать своё будущее.

Поэт В. А. Жуковский писал:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок

Сняв с ноги, бросали.

А затем девушки выбегали, искали, куда упал башмачок и как он лежит. В какую сторону смотрит башмачок - оттуда надо ждать и жениха, если башмачок лежит носком к хате, не выйти замуж ещё целый год.

Воспитатель:

- Сейчас я предлагаю всем ребятам встать в круг, взяться за руки. Мы с вами поиграем в русскую народную игру, которая называется «Прялица». В середине круга станет «жених», а мы с вами будем ходить по кругу, приговаривая:

Прялица, кокорица моя.

С горя выброшу на улицу тебя;

Стану прясть да попрядывать,

На беседушку поглядывать.

После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается

(другой «жених» выбирает себе «невесту»)

Воспитатель:

- А сейчас я предлагаю подойти к своим столам и украсить башмачок дымковской росписью. (Дети выполняют работу.)

Воспитатель:

- Молодцы! Красивые получились башмачки.

Воспитатель приглашает детей встать в круг.

Воспитатель:

- До самой Масленицы продолжались гуляния на Руси. С размахом играли свадьбы. Мороз, много снега, с песнями под гармонь мчались на тройках с колокольчиками по зимним дорогам весёлые компании. Радовался жизни русский народ.

В давние времена сложились народные приметы, которые и поныне не утратили своего значения. А теперь ребята, вспомните эти приметы. (Дети называют приметы.)

Дети:

«Снега на Крещение надует – хлеба прибудет»;

«Крещение под полный месяц – к большой воде»

«Метель на Крещение – к хорошему роению пчёл»;

«Собаки много лают – будет много зверья и дичи».

Воспитатель:

- А как вы понимаете эти приметы? (Дети отвечают.)

- А давайте вместе с вами по приметам постараемся предугадать, чего ожидать нам в будущем. (Дети размышляют.)

Воспитатель:

- А теперь ребята, давайте с вами вспомним, о чём мы говорили?

- А зачем люди набирают и хранят «крещенскую воду»?

- А как называлась русская народная игра, в которую мы с вами играли?

- А какой росписью расписали башмачок?

- Какие элементы росписи вы использовали в рисование?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель:

- Молодцы! А на память от нашего занятия получите «освященные» капельки воды. (Воспитатель дарит детям бумажные капельки воды.)

Дети отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Святочный вечерок"

Комплексное познавалельное занятие с элементми фольклорного развлечения. На этом развлечении дети пяти лет  знакомятся, а дети шести лет закрепляют знания о русском народном празднике "Святки"; Д...

Конспект интегрированногозанятия по изобразительной деятельности на тему:«Полхов – майданские матрешки»

Программное содержание: Закреплять знания детей об истории рождения русской деревянной матрёшки. Умение различать разнообразие видов данной игрушки: Сергиев – Посадская (Загорская) матрёшка, Полхо...

Конспект интегрированногозанятия по изобразительной деятельности на тему:«Полхов – майданские матрешки»

Программное содержание: Закреплять знания детей об истории рождения русской деревянной матрёшки. Умение различать разнообразие видов данной игрушки: Сергиев – Посадская (Загорская) матрёшка, Полхо...

Конспект Педагогической гостинной" Раз в крещенский вечерок"

Цель работы:  личностное и профессиональное развитие педагогов.       Задачи:1.  Развитие ценностных ориентаций, мотивов и профессиональных потребностей педагог...

Конспект "Раз в январский вечерок"

Конспект "Раз в январский вечерок"...

Конспект зимнего досуга во 2 младшей группе. «Раз в январский вечерок…»

Знакомить с культурными традициями и фольклором русского народа. Расширять представление о зиме. Знакомить родителей с играми и развлечениями. Создавать радостное настроение от совместной деятельности...

Конспект занятия " Сказочный вечерок"

Конспект встречи в старшей группе "Сказочный вечерок"Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поприветствуем друг друга с игрой «Ласковый дождик». Давайте встанем дру...