НОД по лепке в старшей группе на тему «Декоративная посуда».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Алексеева Наталья Сергеевна

НОД по  лепке в старшей группе на тему «Декоративная посуда».

Н.С. Алексеева,

МБДОУ Выездновский

детский сад №1,

воспитатель

Цель: Обобщать  и закреплять знания детей о посуде и способах ее изготовления.

 Задачи: 

  1. Учить творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки. Украшать готовое изделие углубленным рельефом при помощи стеки, или налепами. Закреплять навыки аккуратной лепки.
  2. Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать посуду для лепки и придумывать узор для украшения); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий.
  3. Воспитывать интерес к истории, предметам посуды; прививать у детей понятие о необходимости труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp._po_lepke_v_starsh.gr_posuda.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по  лепке в старшей группе на тему «Декоративная посуда».

Н.С. Алексеева,

МБДОУ Выездновский

детский сад №1,

воспитатель

Цель: Обобщать  и закреплять знания детей о посуде и способах ее изготовления.

 Задачи: 

  1. Учить творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки. Украшать готовое изделие углубленным рельефом при помощи стеки, или налепами. Закреплять навыки аккуратной лепки.
  2. Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать посуду для лепки и придумывать узор для украшения); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий.
  3. Воспитывать интерес к истории, предметам посуды; прививать у детей понятие о необходимости труда.

Методы:

  1. Словесный (беседа, объяснение,  художественное слово, напоминание).
  2. Наглядный (презентация, выставка декоративной посуды).
  3. ТРИЗ  - игра «Как помочь Федоре?»

Технологии:

- ИКТ (презентация «Старинная посуда», «Способы лепки посуды»).

- здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, танец «Веселей шагать всем вместе»).

Образовательные области:

Приоритетная: «Художественно – эстетическое развитие»

В интеграции:

Физическое развитие:

- Способствовать формированию правильной осанки во время образовательной деятельности.

-Способствовать снятию напряжения с глаз.

Социально-коммуникативная деятельность:

-Знакомство с трудом гончаров, народных умельцев, воспитание патриотических чувств, умение общаться, договариваться друг с другом.

- Закреплять  правила пользования глиной, стекой и др. художественным материалом.

Речевое развитие:

-Малые формы фольклора (пословицы, загадки), чтение отрывков сказки К. Чуковского «Федорино горе».

-Способствовать формированию умения работать коллективно, отвечать на вопросы педагога, давать необходимые пояснения к своему ответу.

Познавательное развитие: происхождение названий старинной посуды и знание их характерных особенностей.

Художественно-эстетическое развитие:

Музыкальная деятельность (пение песни «Белая береза», прослушивание музыки: русские народные наигрыши, мелодия «Красный сарафан»).

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, художественная деятельность, чтение художественной литературы, двигательная, продуктивная.

Предварительная работа:

- экскурсия в музей детского сада «Народное творчество в быту»,

- экскурсия в гончарную мастерскую,  участие в мастер-классе «Лепка из глины»,

-лепка посуды разными способами на занятиях и в самостоятельной деятельности,

 -беседы о видах посуды,

-  беседы «Декоративно-прикладное искусство», «Способы лепки посуды»;

- просмотр презентаций о народных промыслах декоративно-прикладного искусства, «История создания посуды», «Виды посуды», «Посуда из глины»,

  -рассматривание глиняной посуды и иллюстраций с её изображением, рассматривание иллюстраций с изображением ярмарки, гончарной мастерской, рассматривание декоративной посуды для анализа ее форм и украшений,

-чтение художественной литературы: русская народная сказка «Лиса и кувшин»,  Бр. Гримм « Горшочек каши», К. Чуковский «Федорино горе» и др.,

- чтение стихотворений, загадок, пословиц о посуде, о труде;

В ходе НОД дошкольникам были предложены следующие материалы и оборудование: пластилин, глина, стеки разных видов (трубочки для коктейля, корпусы от шариковых ручек, стержни от шариковых ручек, ложечки и ножи от игрушечной посуды и т.д.), вода, доски, салфетки (бумажные, влажные), фартуки.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (лепка чашки, вазы, самовара); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Результат: В ходе НОД были задействованы все дошкольники, в процессе дошкольники проявили воображение, творчество, фантазию. Поставленные задачи были выполнены.

На будущее я планирую усложнить способы и приёмы лепки, используемые дошкольниками, а также способы украшения изделий, побуждать их создавать коллективные композиции.

Ход НОД:

Восп.: Ребята, отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живёт

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится

Грусть тоска её боится

Что это? (улыбка)

-Подарим друг другу улыбки, улыбки нашим гостям и продолжим занятие.

В это время посуда, нанизанная на леску, вывозится из зала. Выбегает Федора.

Восп.: Федора, что у тебя случилось?

Федора:- Вот бедная я, одна,

И плачу, и плачу я.

Села бы я за стол,

Да стол за ворота ушёл

Сварила бы я щи,

Да кастрюлю пойди - поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы

Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Помогите вернуть мне посуду домой!

Восп.: Ребята, поможем Федоре?

Дети: Да!

-Восп.: Назовите сказку, из которой к нам пришла бабушка Федора?

Восп.: Кто автор сказки?

Восп.: Ребята, почему убежала посуда от Федоры?

Восп.: Ребята, мы с вами много знаем о посуде. Скажите мне, для чего человеку нужна посуда?

Дети: Чтобы есть, хранить продукты и еду, для украшения интерьера и т.д.

Восп.: Из каких материалов изготавливали посуду раньше?

Дети: Из глины, дерева, чугуна.

Восп.: Назовите преимущества такой посуды.

Дети: была сделана из экологически чистых материалов, не вредила здоровью, в нейне портились продукты.

Восп.: Назовите недостатки такой посуды.

Дети: - Глиняная- могла разбиться.

 -Чугунная-тяжелая, некрасивая.

            - Деревянная - недолговечна, нельзя приготовить пищу на огне.

            -Стеклянная - легко бьется.

Восп.: А какие новые материалы для изготовления посуды появились в наше время?

Дети: В настоящее время появился пластик.

Восп.: Назовите преимущества пластиковой посуды.

Дети: Небьющаяся, разноцветная, радует глаз, улучшает аппетит, легкая, можно взять в поход.

Восп.: Назовите недостатки такой посуды.

Дети: Посуда из пластика загрязняет окружающую среду, выделяет вредные, токсичные вещества, продукты нельзя долго хранить, нельзя приготовить пищу на огне.

Федора: Ребята, а теперь я хочу проверить, знаете ли вы названия посуды, которую использовали раньше, и для чего она была нужна? (показываются слайды с изображением старинной посуды – крынки, чугуны, глиняные горшки).

Федора: Да, много посуды здесь, хорошо вы ее знаете. Как жаль, что она от меня убежала. Как же мне вернуть посуду?

Восп.: Ребята, подумайте, как можно помочь Федоре?

Дети (рассуждают):

-Можно принести из группы.

-Из чего же мы будем есть в группе?

-Купить в магазине.

-Но у нас нет денег.

-Вылепить!

-Да, действительно, лепить мы умеем!

Восп.: Ребята, а как же называются мастера, которые изготавливают посуду из глины?

Дети: Гончары.

Восп.: А вы хотите отправиться в гончарную мастерскую?

Дети: Да!

(Все исполняют танец «Веселей шагать всем вместе»)

Восп.: Как мы уже с вами знаем, у каждого гончара есть свои секреты по изготовлению посуды. Секрет изготовления глиняной посуды передавался от отца к сыну.То есть со временем посуда стала настоящим украшением стола, а потом и жилища человека. Появились причудливые изящные вазы, кувшины разнообразных форм и размеров, т.е. появилась декоративная посуда.

-Давайте рассмотрим некоторые изделия поближе. Вот перед вами разные виды посуды: вазы, кувшины, конфетницы, чаши. Нравятся они вам? Чем именно?

(Ответы детей)

-Ребята, а как вы думаете, каким способом вылепили эту вазу? А эту сахарницу? и т.д.

(Выслушиваю ответы детей, дополняю, добавляю, еще раз повторяю способы лепки: вдавливание, выбирание, ленточный способ.)

-Сегодня вы, как настоящие мастера гончарного дела, будете создавать декоративную посуду, применяя известные вам способы лепки.

-А какими способами мы будем украшать наши изделия?

Дети: налепами, тиснением, прорисовывать узор стекой.

Восп.: Дети, как я вам говорила, настоящие мастера – умельцы сушат и закаливают свою посуду в специальной печи. Как называют такую печь?

Дети: Печь для обжига изделий из глины называют муфельной.

Восп.: Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться.

Ребята, проходите к своим рабочим местам и приготовьтесь к работе.                                                    Для начала разомнем наши руки.

Пальчиковая гимнастика.

Эй, ребята, не ленись,

На разминку становись,

(замок, пальцы движутся)

Мы посуду всё лепили,

(сжать, разжать кулаки)

И водою руки мыли,

(растереть ладошки)

Чашки, блюдца в ряд стоят,

(ладошки кверху, сгибаем пальцы по одному)

И на солнышке блестят.

(фонарики)

-Рассаживайтесь за столы и приступайте к работе. Подумайте, какую посуду вы хотели бы вылепить, и какой способ нужно для этого использовать.

(Ответы детей, совет, подсказ воспитателя)

(Во время работы звучит русская народная музыка)

-Ребята, не забывайте пользоваться водой.

 -Держите спину ровно, чтобы у вас была красивая осанка.

Восп.: Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах. Назовите мне их.

Дети:

Умелые руки не знают скуки.

Терпение и труд все перетрут.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Восп.: В старину все люди умели работать и отдыхать, а во время работы они пели песни. (Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла», дети подпевают).

 Помощь, подсказ, напоминание, что перед налепами или прорисовкой необходимо тщательно загладить поверхность.

Восп.: А сейчас я хочу загадать вам загадки:

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. 
Самовар. 

Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Чайник. 

Носит воду 
Хозяину в угоду;
При нем живет,
Пока не упадет. 
Чашка.

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри!
Сахарница. 

В земле я родился,
В огне закалился. 
Горшок.

Восп.: Кто закончил, ставьте свои работы на поднос. Организуется выставка посуды.

После работы воспитатель предлагает детям вымыть руки и рассмотреть изделия вылепленные детьми, отметить наиболее удачные.

-Посмотрите, какие замечательные у нас получились изделия. Когда они подсохнут, мы их раскрасим знакомыми нам элементами росписей и подарим Федоре.

Федора: - Спасибо вам, ребята!

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

– А теперь давайте на минуту закроем глаза и постараемся вспомнить самые интересные моменты занятия, что вам понравилось больше всего?

(Ответы детей)

Федора: Ребята, какие вы помощники! Ай да молодцы! Я очень рада, что вы помогли мне вернуть посуду.

В: Федорушку посуда прощает

И сладким чаем нас угощает!

Список использованной литературы:

  1. Казакова Т.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников» Москва «Просвещение» 1980 г.
  2. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности» Москва Мозаика Синтез 2010г.
  3. Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду» Москва «Просвещение» 1984 г.
  4. Швайко Г.С. Занятия по изобразительному творчеству в детском саду. [Текст]/ Г.С. Швайко. - Москва - Владос, 2000.-174с. 
  5. Штейне Н.Ф. Занятия по изобразительной деятельности с детьми 6 - 7 лет. Конспекты занятий. [Текст]/ авт. - составитель Н.Ф. Штейне. – Волгоград: ИТД Корифей, 2012. – 128с.
  6. Яковлева Т. Н. Искусство для детей. Методическое пособие. [Текст] /авт – составитель Т.Н. Яковлева. Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке в подготовительной группе. Тема: «Декоративная посуда»

1.     Продолжать учить изображать декоративную посуду, передавая особенности формы и росписи.2.     Творчески подходить к выполнению работы и са...

Конспект образовательной деятельности по ИЗО в старшей группе на тему "Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи".

В данном материале представлено описание образовательной деятельности по декоративному рисованию в старшей группе на тему "Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему:<<Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи>>

Данный материал поможет формировать у детей представление о Дымковской росписи, закрепить умение создавать декоративную композицию в жанре Дымковской росписи....

Конспект НОД в старшей группе на тему «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи» «Дымковская Барышня»

Приоритетная область: «Художественно-эстетическое развитие».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Соц...

Методическая разработка занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе " на тему Столовая посуда".

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением " Столовая посуда".  В занятии представылены дидактические игры по развитию речи по данно...

ОД в старшей группе по теме "Чайная посуда"

Тема: «Чайная посуда»Цель: расширение представлений детей о чайной посуде посредством организации беседы, рассматривании наглядного материала и дидактический игры.Задачи: Образовательные: ...