Перспективное планирование студии "Пластилиновое чудо"
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке

Карле Валентина Николаевна

Перспективное планирование студии "Пластилиновое чудо". Студия расчитана на 2 года обучения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_studii_plastilinovoe_chudo.docx763.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательное и воспитательное значение лепки  огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Так, средствами искусства, обращаясь к чувствам ребенка, мы можем с раннего детства формировать его нравственное отношение к окружающему, закладывая тем самым моральные основы его будущей человеческой личности.

Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.

Программа «Пластилинография» сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое решение в условиях кружка «Пластилиновое чудо». Открытие в себе неповторяемой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в творчестве и в общении. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа.

Цель:

  • развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией.
  • формирование и развитие        художественно-творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности, создание необходимых условий для самоопределения и самореализации личности ребенка.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

  • Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
  • Обучать специальным технологиям работы с пластилином:

-выдавливанию пластилина из шприца;

-пропускания пластилина через ситечко,

-украшению различными материалами (бисером, пайетками, перьями).

Закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

  • Дать теоретические знания и формировать у обучающихся практические приемы и навыки работы с пластилином.

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.
  • Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.
  •  Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывающие:

•        Содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
  • Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
  • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.

Программа «Пластилиновая фантазия» предназначена для детей 4-5 лет и рассчитана на 2 года обучения. Обучение проводится со всей группой присутствующих детей.

Расписание кружка: 2 раза в месяц, каждый второй и четвертый четверг месяца.

Главной особенностью программы является то, что в ней успешно совмещены 2 любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение. Ведь практически все дети дошкольного и младшего школьного возраста любят рисовать и лепить, но часто стесняются своей неумелости.

Особенностью программы «Пластилиновое чудо»  является еще и то, что даже не обладая очень высокими способностями изобразительной деятельности, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь, получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Ребенок растет уверенным, спокойным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач каждого педагога.

Структура занятия:

  1. беседа;
  2. самомассаж рук, пальчиковая гимнастика;
  3. дидактические игры;
  4. изготовление картины;
  5. релаксация;
  6. анализ работы.

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

•        Словесные (беседа, рассказ, инструктаж);

  • наглядные (демонстрация, показ образцов, схем, иллюстраций);
  • практические (конкретные трудовые задания и упражнения);

•        репродуктивные (получение детьми знаний и способов деятельности по аналогии (образцу);

•        проблемно-поисковые (самостоятельный творческий подход к делу);

  • методы работы под руководством педагога;

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании учебного курса воспитанники объединения:

  1.  Овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения.
  1. Будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.
  2. Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки.
  3.  Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина  игрушки и картины.
  4. Научатся украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами.
  5.  Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.

10.        Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.

11.        Получат навыки совместной работы.


Список детей студии «Пластилиновое чудо»

  1. Аверьяков Артем
  2. Весельева Саша
  3. Гусаров Кирилл
  4. Давыдова Вика
  5. Карле Даша
  6. Колмыков Саша
  7. Матола Лиза
  8. Медова Варя
  9. Макаренко Юля
  10. Подпругин Леша


План работы кружка «Пластилиновое чудо»

(1 год обучения)

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Октябрь

1,2

«Воздушные шары»

1.Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.C:\Users\Оленька\Desktop\фото кружка\IMG_0011.jpg

     2. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней.

     3. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

     4. Развивать эстетическое и образное восприятие.

Октябрь

3,4

«Созрели яблочки в саду»

(выдавливание веточек из шприца)

     1. Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева.

     2. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.

     3. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева).

     4. Развивать образное восприятие.

C:\Users\Оленька\Desktop\фото кружка\IMG_0014.jpg

Ноябрь

1,2

«Петушок»

  1. Закрепить представление детей о зимующих птицах, их особенностей.
  2. Развивать умения и навыки работы в технике пластилинография –   отщипывание, скатывание колбасок и шариков пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Познакомить с приемом «соединение двух цветов»; 
  3. Развивать речь через художественное слово, расширять словарный запас, творческое воображение, развивать интерес к наблюдению за птицами.
  4. Способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию, социализации детей;C:\Users\user\Desktop\карле\студия Пластилиновое чудо\c5a2758395154ffff77caba878be6c7a.jpg.jpg
  5. Развивать мелкую моторику рук;
  6. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к пернатым друзьям.

Ноябрь

3,4

«Бусы для Люси»

(украшение бисером)

     1. Закрепить умение детей лепить предмет. Состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке. Чередуя по цвету. Украшать бусинки бисером.

     2. Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на равные части при помощи стеки.

     3. Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.

     4. Закреплять знания о цвете, развивать чувство ритма.

C:\Users\Оленька\Desktop\фото кружка\IMG_0047.jpg

Декабрь

1,2

«Барашек»

     1. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание им помочь.

     2. Учить передавать образ барашка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему приплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы.

     3. Учить наносить рисунок отпечатыванием.

     4. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

C:\Users\user\Desktop\карле\студия Пластилиновое чудо\237a49f81411fdb2a14c6a8a406bdc23.jpg.jpg

Декабрь

3,4

«Салют»

(выдавливание из шприца и ситечка)

  1. Учить выдавливать пластилин из шприца, получая при этом длинные колбаски.
  2. Учить выдавливать пластилин через металлическое ситечко
  3. Создать атмосферу праздника. 

Январь

3,4

«Черепаха»

     1. Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.

     2. Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.

     3. Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.

     4. Воспитывать бережное отношение к живым существам.

Февраль

1,2

«Кактус в горшочке»

  1.   Развитие у детей представлений о том, как растения приспосабливаются к климатическим условиям места обитания.
  2. Развивать практические умения и навыки детей при создании образа посредством пластилинографии.
  3. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности.

Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную ему форму. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином  C:\Users\Оленька\Desktop\фото кружка\DSCN0280.jpg 

Февраль

3,4

«Рыбка»

(украшение пайетками)

     1. Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.

     2. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

          4. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (чешую), используя декоративные пайетки.

Март

1,2

«Самолет летит»

     1. Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.

     2. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей.

     3. Дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами), используя знакомые приемы лепки: раскатывание, сплющивание.

     4. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости – пластилинографии.

Март

3,4

     1. Учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разные по величине.

     2. Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.

     3. Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела (цыпленок гуляет, цыпленок клюет).

     4. Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе.

C:\Users\Оленька\Desktop\фото кружка\DSCN0211.jpg

Апрель

1,2

«Одуванчики – цветы, словно солнышки желты»

(выдавливание через ситечко)

  1. Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе.
  2. Учить создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином.
  3. Развивать пространственные представления, композиционные навыки.
  4. Вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной литературы.

Апрель

3,4

«Улитка, улитка, выпусти рога»

     1. Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.

     2. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

     3. Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали.

     4. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик), используя знакомые предметы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы.

Май

1,2

«Радуга-дуга»

     1. Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук.

     2. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.

     3. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.

     4. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга).

Май

3,4

«Бабочки»

(украшение бисером и пайетками)

     1. Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки.

     2. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.

     3. Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – рисование пластилином, расширять знания о возможностях данного материала.

     4. Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.


План работы кружка «Пластилиновая фантазия»

(2-й год обучения)

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Октябрь

1,2

«Яблоки поспели»

  1. Развивать у детей интерес к изобразительной, художественной деятельности.
  2. Подводить детей к созданию выразительного образа посредством объема и цвета.
  3. Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
  4. Закрепить умение аккуратного использования пластилина в своей работе.

Октябрь

3,4

«Чудо-плоды»

  1. Сформировать у детей обобщенное представление об овощах: растут на грядках, полезны людям, уточнить способы их переработки.
  2. Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых овощей, передавая их природные особенности, цвет.
  3. Создавать лепную картину с выпуклым изображением, когда изображаемые объекты выступают над поверхностью основы.
  4. Развивать мелкую моторику рук.

Ноябрь

1,2

«Консервированные фрукты»

  1. Обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особенностях.
  2. Развивать композиционные умения. Равномерно располагать предметы по всему силуэту.
  3. Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цвета, величины предметов и изображения мелких деталей фруктов.
  4. Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов работы с пластилином: раскатывания, сплющивания.

C:\Users\Оленька\Desktop\фото кружка\DSCN0130.jpg

Ноябрь

3,4

«Червячок в яблочке»

  1. Способствовать пониманию детей связи между  средой обитания и конкретных живых существ.
  2. Закреплять умения работать пластилином, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах.
  3. Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина.
  4. Развивать творческое воображение детей, учить их внимательно всматриваться в окружающий мир.

C:\Users\Оленька\Desktop\фото кружка\DSCN0156.jpg

Декабрь

1,2

«Уточка с утятами»

1. Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.

2. Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную.

3. Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придумывать им нужную форму (хвост утенка).

4. Развивать чувство формы и композиции.

Декабрь

3,4

«Рыбки в аквариуме»

  1. Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.
  2. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином.
  3. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал.
  4.  Развивать детское творчество при создании и реализации замысла, как источник, доставляющий радость ребенку и всем окружающим его людям.

Январь

3,4

«Золотая рыбка»

  1. Формировать элементарное восприятие художественного слова и искусства.
  2. Продолжать закреплять навыки работы с пластилином на плоскости, создавая изображение в полуобъеме.
  3. Добиваться выразительности и необычности исполнения сказочного образа посредством включения в его оформление элементов бросового материала.
  4. Развивать аккуратность в работе с пластилином.

Февраль

1,2

«Ежик»

  1. Развивать у детей познавательный интерес к природе, представления о зависимости существования конкретного животного от условий окружающей среды.
  2. Расширить познания детей о возможностях пластилина: им можно не только лепить, но и рисовать.
  3. Закрепить навыки работы с пластилином: создание полуобъемного контура и дальнейшее его заполнение исходным материалом для целостного восприятия объекта.
  4. Развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала.

Февраль

3,4

  1. Развитие у детей представлений о том, как растения приспосабливаются к климатическим условиям места обитания.
  2. Развивать практические умения и навыки детей при создании образа посредством пластилинографии.
  3. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности.
  4. Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную ему форму. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

Март

1,2

«Букет для мамы»

  1. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.
  2. Развиватьумение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные.
  3. Закреплять умение детей выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.
  4. Формировать композиционные навыки.

Март

3,4

«Душистый снег»

  1. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.
  2. Учить детей изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина.
  3. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание. Сплющивание, сглаживание.
  4. Развивать мелкую моторику рук.

Апрель

1,2

«Одуванчики – цветы, словно солнышки желты»

  1. Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе.
  2. Учить создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином.
  3. Развивать пространственные представления, композиционные навыки.
  4. Вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной литературы.

Апрель

3,4

«Радуга-дуга»

1. Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук.

2. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.

3. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.

4. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга).

Май

1,2

 «Полевые цветы»

  1. Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, формировать реалистические представления о природе.
  2. Учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно-творческой деятельности. Используя нетрадиционную технику изображения – рисование пластилином.
  3. Побуждать детей передавать разнообразие природных форм полевых цветов.
  4. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции работы и внесения дополнения в рисунок по теме работы.

Май

3,4

«Бабочки»

1. Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки.

2. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.

3. Совершенствовать умение детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – рисование пластилином, расширять знания о возможностях данного материала.

4. Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.

Всего занятий:

В месяц – 2;

в год – 15


Список литературы:

  1. Богуславская З. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего возраста. - М.: Просвещение, 1991.
  2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1997.
  3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Детский дизайн. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
  4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. –М.: Аст; СПб: Сова, 2006.
  6. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов-на –Дону: Издательсво «Феникс», 2003.
  7. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. –М.: ООО издательство Астрель: издательство Аст, 2004.
  8. Фролова Г. А. Физкультминутка. Дмитров: Издат. Дом «Карапуз», 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)

Перспективный  план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....

Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".

“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла».      Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”.    П...

Перспективное планирование 1 мл. гр. на 2011-2012 уч. год Перспективное планирование. По программе под редакцией М. А . Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.Комаровой. Комплексные занятия.

Перспективное  планирование 1 мл. гр.на 2011-2012 уч. годПерспективное планирование.По программе под редакцией М. А . Васильевой, В. В. Гербовой,Т. С.Комаровой. Комплексные занятия....

календарно-тематическое планирование "Рождественское чудо"

календарно-тематическое планирование "Рождественское чудо"...