Педагогическая находка. Технологическая карта НОД по ОО "Художественно-эстетическое развитие" (Лепка) на тему "Пиалы для куклы Чинчи.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Хомушку Анджела Дозур-ооловна

Педагогическая находка. Технологическая карта НОД по ОО "Художественно-эстетическое развитие" (Лепка) на тему "Пиалы для куклы Чинчи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx63.98 КБ
Файл samoanaliz_nod.docx15.97 КБ
Файл prezentatsiya_nod_lepka_1.pptx862.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад

«Аржаан» компенсирующего вида для детей с туберкулезной интоксикацией

с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Технологическая карта НОД

по ОО «Художественно-эстетическому развитию»

(Лепка)  в старшей группе

на тему «Пиалы для куклы Чинчи»

Подготовила: воспитатель

I квалификационной категории

Хомушку Анджела Дозур-ооловна

с.Кызыл-Мажалык,

2020г

Конспект НОД по ОО «Художественно-эстетическому развитию»

Образовательная область:  Лепка.

Интеграция видов деятельности: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Тема: «Пиалы для куклы Чинчи»

Тип занятия: изучение нового материала

Вид занятия: интегрированное

Форма занятия: групповое

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Цель: Лепить тувинский узор на пиале посредством пластилинографии.

Задачи: 

Образовательные: Познакомить детей с техникой пластилинографии. Закреплять навыки работы с пластилином на горизонтальной плоскости, приемы лепки: раскатывание между ладонями, соединение частей прижимания.  Познакомить с тувинским узором бараний рог (кошкар мыйызы) и ритмично располагать узор на шаблоне пиалы.  Обучение детей ориентироваться на листе шаблона.

Воспитательные: Воспитывать внимательность, бережное отношение к народному творчеству, аккуратность при выполнении работы.

Развивающие: Развивать способность познавательно - творческому сенсорному развитию, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Планируемые результаты:

Воспроизводит:  украшает узором посуду.  

Понимает: что такое пиала, ее значение.

Применяет: навыки раскатывания, вдавливания, оттягивания.

Предварительная работа: Рассматривание национальных тувинских узоров на предметах быта: посудах, одежде.

Методы и приемы: Словесный – беседа, объяснение, вопросы, пословицы

                                 Наглядный – показ и рассматривание пиал  с узорами на презентации

                                 Практический – физкультминутка, продуктивная деятельность

Применяемые технологии: элементы здоровьесберегающей технологии – дыхательное упражнение, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутка,  ИКТ.

Словарная работа: аяк - пиала, хээ-узор, кошкар мыйызы – бараний рог.

Материалы и оборудования:

Демонстрационный материал: ноутбук, телевизор, кукла в национальном платье, фотографии разных пиал с тувинскими национальными узорами, образцы  элементов  тувинского орнамента,  тувинская мелодия

Раздаточные материалы для каждого ребенка: доски для лепки, пластилины белого цвета, стеки, шаблоны пиал, влажные салфетки.

Этап занятия Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Воспитатель проводит круг радости.

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй ты, здравствуй я,

Здравствуйте мои друзья.

- Подарите свои улыбки доброту, теплоту и хорошее настроение всем присутствующим здесь. 

Дети входят в группу вместе с воспитателем и встают полукругом

1 мин

2

Проблемная ситуация

(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и заходит кукла Чинчи.

- «Здравствуйте дети! Меня зовут кукла Чинчи. Скоро у тувинцев национальный праздник «Шагаа». Я пригласила к себе много друзей и хочу угостить их тувинским чаем с молоком, но у меня не хватает пиал с  красивыми тувинскими узорами. Помогите мне украсить пиалы красивыми тувинскими узорами». 

Дети внимательно слушают куклу Чинчи

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

- Дети, поможем кукле Чинчи украсить пиалы красивыми тувинскими узорами?

- А что такое пиала?

Рассказ воспитателя  о пиале.

Пиала у тувинцев  - символ гостеприимства. В давние времена тувинцы были кочевым народом, переезжали с места на место в поисках сочной травы для своих животных. В степи ставили юрту, в центре юрты выкладывали очаг, в очаге зажигали огонь. На огне готовили пищу, кипятили чай. Уставший путник мог зайти в любую юрту и отдохнуть. Его  встречали как  самого дорогого гостя, усаживали на почетное место и обязательно угощали чаем. Держа пиалу в ладони, хозяйка юрты как бы передавала тепло своей руки гостю, желая ему счастья. И Чинчи тоже угощает нас с горячим чаем.

Артикуляционная гимнастика «Чашечка». 

Широко откройте рот. Язык – лопатку положите на нижнюю губу. Приподнимите края языка, чтобы получилась чашечка.

Язык широкий положи,

Его края приподними

– Получилась пиала,

Почти круглая она.

В рот ее ты занеси

И края к зубам прижми.

- Да, поможем.

- Пиала-это небольшая чашка без ручек, имеющая полусферическую форму.

Дети внимательно слушают рассказ воспитателя

4.

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

- Ребята, давайте представим, что мы пьем горячий чай и подуем на нее.

Дыхательное упражнение «Горячий чай».

- Молодцы!  А теперь все внимательно смотрят на телевизор, и рассмотрим разные виды пиал на презентации.

С помощью ИКТ  рассматривают картинки разных пиал на презентации.

- А сейчас, мы будем украшать пиалы тувинским узором бараний рог (кошкар мыйызы).

- Каким узором украшаем пиалу?

- Давайте все назовем – бараний рог (кошкар мыйызы).

-На какую геометрическую фигуру похожи эти пиалы?

- На что похожа пиала, если перевернуть пиалу вниз?  

В руках у детей пиалы для дыхательного упражнения

- пиалу украшаем тувинским узором бараний рог (кошкар мыйызы)

- Пиалы похожи на круг.

- Если перевернуть ее, она похожа на юрту.

Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика «Помощники».

 Раз, два, три, четыре, пять. (загибают пальчики по одному)

Будем маме помогать. (поочередно стучать ладошками и кулачками) 

Быстро чашки мы помыли, (правая рука ладонью вверх,

Про тарелки не забыли. (левая ее моет и наоборот )

Всю посуду мы убрали, (поочередно стучать ладошками и кулачками) 

Очень сильно мы устали. (встряхивать руками).

5.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

-Посмотрите дети на эту разукрашенную пиалу с узорами с помощью пластилина. Вам нравится?

Воспитатель показывает на доске заранее готовый образец пиалы.

Показ и объяснение воспитателя.

- Сначала разминаем пластилин, пока он не станет податливым.

- Берем кусок пластилина и раскатываем тоненькую колбаску, ориентируемся на листе шаблона, чтобы она была посередине. Потом расположить их по контуру и расплющить в соответствии с замыслом, хорошо присоединив детали. Сделаем на шаблоне пиалы тувинский узор – бараний рог.

Затем заглаживаем изделие пальцами. Вот и пиала с узором.

- А наша гостья, будет за вами наблюдать и помогать в выполнении работы.

Звучит спокойная музыка.

Воспитатель подходит детям индивидуально и подсказывает им в затруднении.

-Ребята, какие у вас красивые пиалы получились украшенные тувинским узором. Чинчи радуется, что вы помогли ему.

Выставка пиалок.

Воспитатель предлагает детям подарить свои пиалы кукле Чинчи. 

Чинчи  благодарит детей и уходит.

Дети сели за столы

- Да

Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

-Ребята, кто к нам в гости приходил?

- О чем просила она?

- Что мы сегодня разукрашивали с помощью пластилина?

- Как называется тувинский узор на пиале?

- Молодцы! Давайте немножко споем тувинскую песню «Аяк шайым»

- кукла Чинчи

- Она просила украсить пиалы тувинскими узорами.

Украшали пиалы узорами

Тувинский узор – бараний рог

Дети поют песню

7.

Рефлексия

- Вам понравилось сегодня заниматься?

- Если вам понравилось, берите улыбающиеся смайлики и прикрепляете на доску.  

- Да

- Дети прикрепляют смайлики на доску.

.

Самоанализ интегрированного НОД

по ОО «Художественно-эстетическое развитие» по разделу «Лепка»

в старшей группе

 на тему «Пиалы для куклы Чинчи»

Тип занятия: интегрированное.

Интегрированное НОД по художественно-эстетическому развитию (Лепка) построено по технологической карте в соответствии с ФГОС,  с учетом индивидуальных и возрастных особенностей старшей группы,  с учетом знаний и умений воспитанников.

Тип занятия: изучение нового материала

Вид занятия: интегрированное

Форма занятия: групповое

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Цель: Лепить тувинский узор на пиале посредством пластилинографии.

Задачи: 

Образовательные: Познакомить детей с техникой пластилинографии. Закреплять навыки работы с пластилином на горизонтальной плоскости, приемы лепки: раскатывание между ладонями, соединение частей прижимания.  Познакомить с тувинским узором бараний рог (кошкар мыйызы) и ритмично располагать узор на шаблоне пиалы.  Обучение детей ориентироваться на листе шаблона.

Воспитательные: Воспитывать внимательность, бережное отношение к народному творчеству, аккуратность при выполнении работы.

Развивающие: Развивать способность познавательно - творческому сенсорному развитию, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Планируемые результаты:

Воспроизводит:  украшает узором посуду.  

Понимает: что такое пиала, ее значение.

Применяет: навыки раскатывания, вдавливания, оттягивания.

Предварительная работа: Рассматривание национальных тувинских узоров на предметах быта: посудах, одежде.

Методы и приемы: Словесный – беседа, объяснение, вопросы, пословицы

                 Наглядный – показ и рассматривание пиал  с узорами на презентации

                 Практический – физкультминутка, продуктивная деятельность

Применяемые технологии: элементы здоровьесберегающей технологии – дыхательное упражнение, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутка,  ИКТ.

Словарная работа: аяк - пиала, хээ-узор, кошкар мыйызы – бараний рог.

Материалы и оборудования:

Демонстрационный материал: ноутбук, телевизор, кукла в национальном платье, фотографии разных пиал с тувинскими национальными узорами, образцы  элементов  тувинского орнамента,  тувинская мелодия

Раздаточные материалы для каждого ребенка: доски для лепки, пластилины белого цвета, стеки, шаблоны пиал, влажные салфетки.

Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Структура занятия соответствует целям и типу занятия. Весь материал построен в логической последовательности. Все этапы взаимосвязаны между собой. Материал целесообразно распределен по времени и этапам занятия.

Вводная часть: Организационный момент и приветствие способствовали созданию психологической комфортности. Настроили детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, дали психоэмоциональную разрядка, создали заинтересованность предстоящей деятельностью.

Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.

Сюрпризный момент – приход куклы Чинчи заинтересовала детей и мотивировала их к дальнейшим действиям  - дети решают помочь кукле Чинчи. Повествование о случившейся беде, (что у нее нет красивых украшенных пиал), подвело детей к сопереживанию и желанию оказать помощь. 

Для решения образовательной задачи были использованы вопросы, направленные на активизацию имеющихся знаний, расширяла представление детей по теме, предлагала выполнить практическое задание. Детям было предложено нарисовать тувинский узор «бараний рог» (кошкар мыйызы) на шаблоне пиалы нетрадиционным способом рисования – пластилинография. В течение практической работы у детей наблюдался интерес к заданию, утомления не наблюдалось.

Интонацией голоса старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу. Активировала каждого ребёнка для участия в анализе выполненных работ. Практическая часть НОД сопровождалась музыкой.

А также на занятии были использованы следующие технологии: ИКТ для показа презентации, элементы здоровьесберегающих технологий – дыхательное упражнение «Горячий чай», артикуляционная гимнастика «Чашечка», физкультминутка «Помощники».

На занятии мною были использованы следующие методы: наглядный, словесный, практический, игровой. Данные методы я старалась раскрыть, используя разнообразные приёмы: вопросы, побуждающие детей использовать в собственной речи операции словообразования; обсуждение; пояснение и др.

Для определения освоения детьми предложенного материала осуществлялся контроль при помощи приемов: вопросов и ответов, обсуждений, уточнений, дополнений, обобщений, наблюдения, поощрения.

На заключительном этапе для закрепления материала, вместе с детьми пели тувинскую песню «Аяк шайым». Была организована выставка детских работ. Каждый ребёнок стремится и хочет на самом деле быть лучше, поэтому не может оценить себя объективно. Для этого я задавала наводящие вопросы, и были предложены смайлики с целью самооценки.



Предварительный просмотр:

Самоанализ интегрированного НОД

по ОО «Художественно-эстетическое развитие» по разделу «Лепка»

в старшей группе

 на тему «Пиалы для куклы Чинчи»

Тип занятия: интегрированное.

Интегрированное НОД по художественно-эстетическому развитию (Лепка) построено по технологической карте в соответствии с ФГОС,  с учетом индивидуальных и возрастных особенностей старшей группы,  с учетом знаний и умений воспитанников.

Тип занятия: изучение нового материала

Вид занятия: интегрированное

Форма занятия: групповое

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Цель: Лепить тувинский узор на пиале посредством пластилинографии.

Задачи: 

Образовательные: Познакомить детей с техникой пластилинографии. Закреплять навыки работы с пластилином на горизонтальной плоскости, приемы лепки: раскатывание между ладонями, соединение частей прижимания.  Познакомить с тувинским узором бараний рог (кошкар мыйызы) и ритмично располагать узор на шаблоне пиалы.  Обучение детей ориентироваться на листе шаблона.

Воспитательные: Воспитывать внимательность, бережное отношение к народному творчеству, аккуратность при выполнении работы.

Развивающие: Развивать способность познавательно - творческому сенсорному развитию, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Планируемые результаты:

Воспроизводит:  украшает узором посуду.  

Понимает: что такое пиала, ее значение.

Применяет: навыки раскатывания, вдавливания, оттягивания.

Предварительная работа: Рассматривание национальных тувинских узоров на предметах быта: посудах, одежде.

Методы и приемы: Словесный – беседа, объяснение, вопросы, пословицы

                 Наглядный – показ и рассматривание пиал  с узорами на презентации

                 Практический – физкультминутка, продуктивная деятельность

Применяемые технологии: элементы здоровьесберегающей технологии – дыхательное упражнение, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутка,  ИКТ.

Словарная работа: аяк - пиала, хээ-узор, кошкар мыйызы – бараний рог.

Материалы и оборудования:

Демонстрационный материал: ноутбук, телевизор, кукла в национальном платье, фотографии разных пиал с тувинскими национальными узорами, образцы  элементов  тувинского орнамента,  тувинская мелодия

Раздаточные материалы для каждого ребенка: доски для лепки, пластилины белого цвета, стеки, шаблоны пиал, влажные салфетки.

Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Структура занятия соответствует целям и типу занятия. Весь материал построен в логической последовательности. Все этапы взаимосвязаны между собой. Материал целесообразно распределен по времени и этапам занятия.

Вводная часть: Организационный момент и приветствие способствовали созданию психологической комфортности. Настроили детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, дали психоэмоциональную разрядка, создали заинтересованность предстоящей деятельностью.

Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.

Сюрпризный момент – приход куклы Чинчи заинтересовала детей и мотивировала их к дальнейшим действиям  - дети решают помочь кукле Чинчи. Повествование о случившейся беде, (что у нее нет красивых украшенных пиал), подвело детей к сопереживанию и желанию оказать помощь. 

Для решения образовательной задачи были использованы вопросы, направленные на активизацию имеющихся знаний, расширяла представление детей по теме, предлагала выполнить практическое задание. Детям было предложено нарисовать тувинский узор «бараний рог» (кошкар мыйызы) на шаблоне пиалы нетрадиционным способом рисования – пластилинография. В течение практической работы у детей наблюдался интерес к заданию, утомления не наблюдалось.

Интонацией голоса старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу. Активировала каждого ребёнка для участия в анализе выполненных работ. Практическая часть НОД сопровождалась музыкой.

А также на занятии были использованы следующие технологии: ИКТ для показа презентации, элементы здоровьесберегающих технологий – дыхательное упражнение «Горячий чай», артикуляционная гимнастика «Чашечка», физкультминутка «Помощники».

На занятии мною были использованы следующие методы: наглядный, словесный, практический, игровой. Данные методы я старалась раскрыть, используя разнообразные приёмы: вопросы, побуждающие детей использовать в собственной речи операции словообразования; обсуждение; пояснение и др.

Для определения освоения детьми предложенного материала осуществлялся контроль при помощи приемов: вопросов и ответов, обсуждений, уточнений, дополнений, обобщений, наблюдения, поощрения.

На заключительном этапе для закрепления материала, вместе с детьми пели тувинскую песню «Аяк шайым». Была организована выставка детских работ. Каждый ребёнок стремится и хочет на самом деле быть лучше, поэтому не может оценить себя объективно. Для этого я задавала наводящие вопросы, и были предложены смайлики с целью самооценки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка) в старшей группе на тему «Пиалы для куклы Чинчи »

Слайд 3

Артикуляционная гимнастика «Чашечка» Язык широкий положи, Его края приподними – Получилась пиала, Почти круглая она. В рот ее ты занеси И края к зубам прижми.

Слайд 4

Дыхательное упражнение «Горячий чай»

Слайд 8

Физкультминутка «Помощники». Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному) Будем маме помогать, (поочередно стучать ладошками и кулачками) Быстро чашки мы помыли, (правая рука ладонью вверх, Про тарелки не забыли, (левая ее моет и наоборот ) Всю посуду мы убрали, (поочередно стучать ладошками и кулачками) Очень сильно мы устали. (встряхивать руками).

Слайд 9

Образец работы

Слайд 10

Выставка работ детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая находка. Технологическая карта творческой гостиной «Путешествие в Волшебный город»

Технологическая карта творческой гостинной "ПУтешествие в Вошебный город"...

Технологическая карта в области Художественно-эстетическое развитие (лепка) для детей второй группы раннего возраста. Тема: Репка и желта, и крепка.

Технологическая картаНаправление: художественно-эстетическое развитие (лепка).Тема: Репка и желта, и крепка.Целевые ориентиры: Стремится к общению со взрослыми и сверстниками, наблюдает за их действия...

Технологическая карта в области Художественно-эстетическое развитие (лепка) для детей второй группы раннего возраста. Тема: Осенний листочек.

Технологическая картаНаправление: художественно-эстетическое развитие (лепка).Тема: Осенний листочек.Целевые ориентиры: Стремится к общению со взрослыми и сверстниками, наблюдает за их ...

Педагогическая находка.Технологическая карта занятия "Наскальные рисунки"

Дети изучают историю появления наскальных рисунков, знакомяться с новым художественным материалом - углём, выполняют рисунки на мятой бумаге (имитация каменной скалы)....

Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) "Воробей. Лепка птицы из пластилина"

Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) "Воробей. Лепка птицы из пластилина"...

Технологическая карта в области Художественно-эстетическое развитие (лепка) для детей второй группы раннего возраста. Тема: Витамины для доктора Айболита

Технологическая карта организованной образовательной деятельности (занятие)Тема: ХЭР Лепка «Витамины для доктора Айболита»Цель: Учить детей скатывать из пластилина шар круговыми ...

Технологическая карта в области Художественно-эстетическое развитие (лепка) для детей второй группы раннего возраста. Тема: Покормим птичек.

Технологическая карта организованной образовательной деятельности (занятие)Тема: ХЭР Лепка «Покормим птичек»Цель: Учить детей скатывать из пластилина маленькие шар...