Самообразование
материал по аппликации, лепке (средняя группа)

Вдовкина Елена Валерьевна

Самообразование (Аппликация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2019-2020.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ГОРОД КАЛИНИНГРАД»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда детский сад № 129

Россия, 236029, Калининградская область,                                                               Электронная почта: 1292014@mail.ru

Пос. А. Космодемьянского, ул. Алданская 22в                                                                            73-60-53; 73-60-54; 73-60-58

План самообразования 

Тема: «Развитие творческих способностей детей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»

Воспитатель: Вдовкина Елена Валерьевна

/средняя группа 4-5 лет/

2019-2020год

Цель: развивать творческие способности детей посредством нетрадиционных техник аппликации. Повышение своего уровня знаний.

Задачи:

 В своей работе я ставлю следующие задачи

-Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

-Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

-Улучшить общую двигательную активность;

-Содействовать нормализации речевой функции;

-Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

-Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

В работе использую формы работы:     

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, сложившегося в коллективе микроклимата и требования администрации образовательного учреждения, определяет свою задачу самосовершенствование и саморазвитие. И организация самообразования педагога может быть представлена в виде следующих этапов.

 «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое» (Л.С.Выготский)

                                           Актуальность аппликации

Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Поэтому нужно с самого детства уделять малышам должное внимание по развитию мелкой моторики. Это помогает решить сразу несколько задач. Во-первых, способствует развитию интеллекта у детей, а во-вторых, готовит ребенка к более быстрому овладению навыком письма. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребенка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем. Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.

                                       

                       Организация занятий по аппликации

При хорошей организации занятий по аппликации у человека мелкая моторика будет развиваться гораздо быстрее. Для этого необходимо выполнение определенных условий. Первое, что нужно – это создать развивающую среду, во-вторых, подобрать специальные методы и наконец, в-третьих, отобрать наиболее эффективные приемы при работе с аппликацией.

                               В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:

1.  Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.

2.  Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.

3.  Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания.

4.  Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.

5. Формировать чувство формы, пропорций, композиции.

Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного. 

Различные материалы вызывают у детей стремление изучить, исследовать их возможности на практике. Один  и тот же предмет, изображенный разными материалами, в разной технике зрительно будет восприниматься по иному, так как каждый материал имеет свой язык выразительности, различные цвета, формы, фактуры разнообразных материалов и особенности их движения в пространстве, обогащают зрительный и тактильный опыт ребенка, стимулируют желание применить их на практике.

 В своей работе я учу детей выполнять аппликации из различных видов материалов.

                         АППЛИКАЦИЯ ИЗ КРУЖКОВ БУМАГИ.

 Аппликация из кружочков цветной бумаги очень нравится детям. Так как работы, выполненные с помощью этого вида мозаики, красивые интересные. Так как понадобиться большое количество кружочков, то делать их лучше, пользуясь приемом складывания бумаги гармошкой и одновременно вырезая несколько кружочков. Для детей среднего дошкольного возраста кружочки вырезает воспитатель.

                           АППЛИКАЦИЯ ИЗ КОМОЧКОВ БУМАГИ.

 Предлагаемый вид работы интересен и необычен. Для этого вида работы лучше подойдет тонкая цветная бумага, так как она легче будет скатываться в комочки.

Комочки скатывать можно двумя способами:

1. От листа цветной бумаги произвольно отрывается небольшой кусочек и скатывается в комочек.

2. Лист цветной бумаги разрезается на полоски шириной 3 см, а  затем разрывается приблизительно на одинаковые части, из которых складываются комочки. При использовании этого способа получаются комочки одинаковой формы.

 Цветные комочки надо приклеивать на клей ПВА плотно друг к другу, чтобы между ними не оставалось пустого места.

 При аккуратном выполнении работы будут объемными и красивыми.

        АППЛИКАЦИЯ (МОЗАИКА) ИЗ МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ

 В продаже имеются макаронные изделия разных форм, что позволяет создавать оригинальные работы. Работу можно выполнять двумя способами: макаронные изделия приклеивать на клей ПВА или на пластилин. Начинать оклеивание следует с контура. После выполнения работы ее можно раскрасить акварельными красками или гуашью. Красиво смотрятся работы, покрытые лаком для ногтей.

 

                           АППЛИКАЦИЯ ИЗ ВАТЫ

 Работы из ваты получаются объемными и очень красивыми. Выполнению данного вида работ предшествует подготовительный этап, на котором дети заготавливают ватные шарики.  Для этого необходимо отрывать вату равномерными небольшими кусочками и скатывать в шарики. Если шарики плохо скатываются, руки можно немного смочить водой. Шарики лучше приклеивать, используя клей-карандаш. Не следует смазывать сразу всю работу, так как клей быстро сохнет. После приклеивания ваты работу можно раскрасить гуашью.

                              АППЛИКАЦИЯ ИЗ КОНФЕТИ
Описание работы:
1.  Нарисуйте, например, контур бабочки.
2.   Предложите ребенку кисточкой, а если у него нет навыка работы с ней, то губкой, нанести клей по всей поверхности рисунка.
3. Дайте густо посыпать весь лист бумаги конфетти.
4. Стряхните  лишнее с листа бумаги (можно просто перевернуть лист "вниз головой").
5. Вместе удивитесь возникшей перед вами бабочкой.
Как вы поняли, работать в этой технике можно с детьми любого возраста.

                        ПУШИСТАЯ АППЛИКАЦИЯ
Аппликация из скрученных салфеток - простой и доступный для любого возраста вид творчества, способствующий развитию мелкой моторики детей.
Для работы понадобятся бумажные салфетки различных цветов, контурный рисунок будущей аппликации (для этого удобно распечатать на бумаге для принтера детские раскраски), клей ПВА, цветной картон-основа аппликации. 
 Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик. 
 Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА. 
 Сначала аппликация выполняется на принтерной бумаге, на которой распечатан рисунок. Готовая аппликация должна хорошо высохнуть, после чего рисунок вырезается и наклеивается на фон - цветной картон. 
 Окончательная отделка панно зависит от фантазии автора: в зависимости от тематики работу можно декорировать природными материалами, нитками, ракушками, стружкой ит.п. 
 Отдельные детали композиции можно выполнить из цветной бумаги - простой или бархатной.

План работы по самообразованию

Сентябрь

 

-Составить план работы на 2019-2020 учебный год, найти и изучить литературу, подготовить материал для работы.

Октябрь

      -Составить картотеку по аппликации с использованием нетрадиционных  приёмов и материалов

-Игра – беседа «Условия безопасной работы» (Повторить правила и условия безопасной работы с разным материалом и ножницами.)

            -Обогащение развивающей среды.

-Аппликация из кружков бумаги.

Ноябрь

-Консультации для родителей:

«Развитие творчества у детей дома»

-Подбор аппликационного материала.

Декабрь

-Знакомство детей с техникой аппликации из салфеток

-Рассматривание фотоиллюстраций с изображением готовых работ

-Вызвать положительный эмоциональный настрой.

-Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью.

-Аппликация из конфети.

Январь

-Знакомство детей с техникой аппликации «Волшебные нитки» «Работа с различными видами ниток в технике аппликации»

 -Проведение выставки работ.

-Развивать у детей познавательную активность в процессе использования нетрадиционных материалов.

Февраль

-Знакомство детей с Аппликацией из крупы

-Рассматривание фотоиллюстраций с изображением готовых работ

-Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью.

Март

-Консультация для родителей: «Аппликация как вид художественной деятельности детей дошкольного возраста.»

-Знакомство детей с обрывной аппликацией.

           -Освоение способа обрывной аппликации

           -Аппликация из комочков бумаги (коллективная работа)

Апрель

-Аппликация из разных техник

-Совершенствовать технику аппликации: самостоятельно

Май

-Копилка советов для родителей «Мастерим вместе с детьми дома»

-Выставка для родителей

-Отчёт о проделанной работе за учебный год,

-Выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки

Итоговая работа: Пушистая аппликация.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Изучение методической литературы по теме:

 Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб. : «Паритет», 2003. – 144 с.

Гусакова М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М. : Просвещение, 2000.

Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми») .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...