Семинар-практикум по аппликации для педагогов
статья по аппликации, лепке (средняя группа)

Андреева Наталья Сергеевна

Одним из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон, является аппликация.

Аппликация может быть:

предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, машина и т.д.);

сюжетной, отображающей совокупность действий, событий ("Наша Родина", "Салют Победы", "Полет в космос", "Птицы прилетели" и т. д.);

декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_po_applikatsii_dlya_pedagogov.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар – практикум для педагогов ДОУ

«Освоение практических приемов работы с дошкольниками

в рамках образовательной области «Художественное творчество»

Андреева Наталья Сергеевна, воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 11 «Вишенка» г. Вольска Саратовской области»

1. Теоретическая часть семинара

Одним из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон, является аппликация.

Аппликация может быть:

предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, машина и т.д.);

сюжетной, отображающей совокупность действий, событий ("Наша Родина", "Салют Победы", "Полет в космос", "Птицы прилетели" и т. д.);

декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Основным материалом для аппликации является бумага (цветная и белая) В качестве фона используется картон. Оборудование, которое требуется для выполнения аппликаций несложно: ножницы, клей, карандаши (раньше на занятиях использовался клейстер и кисти для клея), коробки для обрезков и тряпочка для придавливания наклеенных изображений. Ножницы должны быть не тугими и хорошо наточенными, средних размеров с тупыми закругленными концами. Никогда не забывайте объяснять детям правила работы с ножницами, нельзя:

  • во время занятий играть ножницами;
  • оставлять ножницы раскрытыми;
  • брать в рот.

Словом необходимо соблюдать осторожность при пользовании ими.

Технология работы:

Работа над аппликацией выполняется в определенной последовательности, о которой необходимо всегда помнить и которую следует обязательно соблюдать. Любая аппликация начинается с выбора сюжета, за которым следует составление эскиза к аппликации, подбор бумаги, вырезание деталей изображения, раскладывание их на фоне, наклеивание и наконец, высушивание.

Аппликация с детьми младшего дошкольного возраста носит предметный характер. На этих занятиях ребенок учится наклеивать готовые формы на образец, закрепляет свои знания о геометрических фигурах, умение различать основные цвета, форму предметов, величину, ориентироваться на плоскости листа.

К 4 годам деятельность ребенка становится более сложной и разнообразной. Соответственно усложняется и занятие с использованием техники аппликации. Формируется умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Разрезание по прямой сначала коротких, а затем длинных полос, Составлять из них изображения разных предметов (забор, дерево, скамейка, и т. д.). Дети упражняются в вырезании круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольных путем скругления углов, преобразовывать формы, разрезая их на 2 или 4 части (круг - на полукруги, квадрат - на треугольники и т.д.).

В возрасте 5-6 лет ребенок в состоянии вырезать из бумаги различные формы - прямоугольные, овальные, круглые, составлять декоративные, предметные и сюжетные композиции с натуры и по замыслу. К известным приемом работы с бумагой используются вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенной в двое, из листа, сложенного в несколько раз (снежинки, листочки) вырезание силуэтных изображений по контуру и на глаз, аппликация способом обрывания.

К 7 годам ребенок сознает себя на пороге новой школьной жизни. Познавательная деятельность приобретает более сложные формы, у ребенка развиваются, самостоятельность, организованность и дисциплинированность, умение оценивать и анализировать свои результаты деятельности. На занятиях дети закрепляют освоенные умения и навыки: вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенной в несколько раз, а также по нарисованному контуру, силуэтное выравнивание, объемная аппликация, мозаика, продолжается развитие чувства цвета, колорита, композиции.

Методика проведения занятия по аппликации:

Занятия по аппликации проводится по следующему плану.

  1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, стихи, потешки, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры – драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления, подвижные игры)
  2. Знакомство с предметом, сюжетом, который дети впоследствии будут изображать в аппликации.
  3. Определение последовательности раскладывания, заранее заготовленных деталей для малышей и вырезанных заготовок старшими детьми.
  4. Нанесения клея на заготовки, прикладывания форм к бумаге и наклеивание.
  5. Рассматривание и анализ итоговых работ, которые имеют большое значение. Следует помнить, что для просмотра нужно выставлять на столе, доске все детские работы. Анализ должен проходить при самом активном участии детей. Обсуждение работ надо проводить живо, эмоционально. Важно найти образные, яркие слова, можно использовать стихи, песни. Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои поделки и работу своих товарищей.

2. Практическая часть семинара

Тема: «КРАСНА ДЕВИЦА СИДИТ В ТЕМНИЦЕ»

Цель: формирование практических умений у дошкольников в аппликации.

Задачи: Учить вырезать из прямоугольника морковь, срезая углы, нарезать из бумаги полоски; закреплять умение работать ножницами, наклеивать детали; воспитывать желание помогать животным.

Оборудование: морковь или муляж; бумага красного или оранжевого цвета прямоугольной формы, зеленого цвета – для нарезания полосок; клей, кисти, салфетки; ножницы; игрушка – заяц; лист бумаги для фона.

Предварительная работа: беседа о том, что любят, есть животные; чтение рассказов о животных.

Ход:

1.Создание игровой мотивации.

Воспитатель (держит в руках игрушку – зайца).

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок – сосед.

На пенек зайчата сели

И по 5 морковок съели.

Не наелись досыта,

Просят принести еще полсита.

Да, зайчата так любят морковку, что готовы ее грызть постоянно. Ну что ж, я думаю, надо им помочь и собрать и собрать морковку на огороде. Вы согласны? (Ответы от детей)

2.Показ приемов работы. Выполнение работы детьми.

Воспитатель: Какого цвета у нас будут морковки? (Ответы детей). Правильно для морковок мы возьмем прямоугольник оранжевого (красного) цвета. Но разве морковь имеет прямоугольную форму? (Ответы детей). Нет, морковка имеет треугольную форму. А знаете ли вы, как прямоугольник можно превратить в треугольник? (Ответы детей).

Воспитатель показывает прием преобразования прямоугольника в треугольник.

-        Похож ли получившийся треугольник на морковку? Не совсем? Что же надо еще сделать? (Ответы детей). Правильно, у треугольника надо закруглить углы.

Воспитатель показывает прием скругления углов.

-        Но что же еще есть у морковки? (Ответы детей). Да мы еще не сделали зеленые стебельки. Как мы будем их делать? Какого цвета возьмем бумагу? (Ответы детей). Правильно, мы нарежем полоски зеленого цвета.

Воспитатель показывает прием нарезания полосок.

-        А теперь наклеим наши морковки на лист бумаги, не забывая о том, что клей на детали надо наносить аккуратно, при наклеивании пользоваться салфеткой.

Воспитатель показывает приемы наклеивания деталей аппликации на бумагу.

-        Вот такую морковку для зайчат я собрала в огороде. А у вас какие морковки выросли?

3.        Рефлексия. Выставка работ на стенде.

Воспитатель. Сколько морковок мы собрали для зайчат! Как вы думаете, хватит им на обед? (Ответы детей). Морковь полезна всем, не только зайчатам. В ней много витаминов. Ешьте и вы морковку на обед и будете здоровы, веселы, как наши зайчата.

Давайте, вспомним, как они прыгают после вкусного обеда.

4.        Игровой момент.

Воспитатель декламирует:

Ну – ка, зайка, поскачи, поскачи, Лапкой, лапкой постучи, постучи. Ты на травку упади, упади, Полежи и отдохни, отдохни. Отдохнул, теперь вставай, Прыгать снова начинай!

Дети выполняют движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Музыкально - театральный ринг" (для педагогов детского сада)

Цель: систематизация знаний педагогов по организации музыкального воспитания и театральной деятельности детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум Тема: «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ»

Семинар-практикум Тема: «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ»...

Семинар - практикум по нравственному воспитанию для педагогов по теме: «Как воспитать патриотов? »

Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме «Как воспитать патриотов?»....

Семинар-практикум "ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ"

Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает. Георг Зиммель ...

Семинар - практикум "нетрадиционные виды аппликации"

Материал для воспитателей по нетрадиционным видам аппликации для всех возрастных групп...

Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов «Креативность в работе педагога»

Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов «Креативность в работе педагога» Цель: развитие личности и профессиональных качеств педагогов через развитие творческого мышления...

Семинар-практикум с элементами игры для педагогов ДОО "Психолого- педагогические аспекты общения в системе педагог- ребенок"

Расширение диапазона знаний педагогов о психолого- педагогических основах общения с детьми - дошкольниками...