«Техника декупаж как средство формирования навыков художественного труда у детей старшего дошкольного возраста». Опыт работы
опыты и эксперименты по аппликации, лепке (старшая группа)

Басинская Светлана Владимировна

Декупаж – достаточно новая и интересная техника. Техника декупажа является одним из видов аппликации. Основной и доступный материал для декупажа являются однослойные и трехслойные бумажные салфетки с рисунками, позволят дошкольникам выразить практически любую художественную идею.

 

  Цель моего опыта– обучение технике декупаж для формирования  навыков  художественного труда у детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детского сада № 3 «Солнышко» города Стародуба

«Техника декупаж как средство формирования навыков художественного труда у детей старшего дошкольного возраста».

Опыт работы

Воспитатель: Басинская Светлана Владимировна

                             2019 год


Тема: «Техника декупаж как средство формирования навыков художественного труда у детей старшего дошкольного возраста».

«Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, рисунка, фантазии и творчества».

В. А. Сухомлинский.

Художественный труд является одним из наиболее доступных и интересных видов деятельности в детском саду. Художественно - продуктивная деятельность, создаёт условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что- то красивое, необычное.

Художественный труд – это деятельность, направленная на создание конкретного полезного и художественно оформленного продукта, в процессе которого ребёнок  исследует свойства различных материалов: бумагу, ткань, поролон, листья, фольгу, перья и т.д., преобразует их в конкретный продукт.

По мнениям ученых А.Г. Ковалёва и Н.Н. Подъякова, эффективным средством формирования навыков развития творческого потенциала дошкольников, являются продуктивные виды деятельности, в частности художественный труд.

Именно сейчас, в век современных технологий, общество, как никогда нуждается в творческих, смелых, инициативных личностях, что и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Поэтому тема формирования навыков художественного труда у детей  старшего дошкольного возраста, используя технику декупаж, является актуальной.

Декупаж – достаточно новая и интересная техника. Техника декупажа является одним из видов аппликации. Основной и доступный материал для декупажа являются однослойные и трехслойные бумажные салфетки с рисунками, позволят дошкольникам выразить практически любую художественную идею.

  Цель моего опыта– обучение технике декупаж для формирования  навыков  художественного труда у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:

1) учить детей создавать поделки и оформлять их технике декупаж;

2) развивать воображение и художественный вкус; мелкую моторику пальцев рук;

3) воспитывать эстетический вкус, самостоятельность, аккуратность в работе и доводить начатое дело до конца;

4) содействовать формированию творческой, всесторонне развитой личности.

В своей работе я использовала парциальную программу Лыковой И.А. «Художественный труд в детском саду», которая включена в раздел основной образовательной программы нашего дошкольного учреждения в часть, формируемую участниками образовательного процесса. На основании этого, мною была разработана дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности по развитию мелкой моторики рук для детей старшего дошкольного возраста с использованием техники декупаж.

Новизна моего опыта: использование техники декупаж в непрерывной образовательной деятельности и в дополнительном образовании как средство формирования навыков художественного труда у детей старшего дошкольного возраста.

 Свою работу я начала с детьми старшей группы. Все воспитанники моей группы занимались непрерывной образовательной деятельностью и посещали занятия детского объединения «Умелые ручки».

Я провела обследование детей по методике Т.С. Комаровой, которая характеризует уровни выполнения задания и получила следующие результаты:

Исходный уровень развития художественно - творческих способностей детей

2017 год (сентябрь)

группа

низкий

средний

высокий

Старшая группа

5 чел. – 22%

 12 чел. – 55%

 5 чел. – 23%

- низкий уровень: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.

- средний уровень: проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями.

- высокий уровень: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания,  владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, проявляет самостоятельность, инициативу и творчество. 

Свою работу по формирования навыков, используя технику декупаж, я разделила на два блока:

1 блок – работа с бумагой и салфетками

  • Поделки из различных видов бумаги
  • Декупаж

2 блок – работа с бросовым материалом

  • . Оформление поделок из коробок, втулок в технике декупаж
  • Украшение готовых форм (баночек, дисков, пластиковых стаканчиков и тарелочек)  в технике декупаж

При работе с техникой декупаж я использовала  прямой или классический вид декупажа, он является базовой и наиболее распространённой техникой, которая лежит в основе всех остальных видов- это аппликация мотивов на различные поверхности.

  Каждый блок включает в себя три этапа работы:

1 этап - знакомство со свойствами материалов (поролоновая губка для тампонирования поверхности, ножницы, клей, салфетки для декупажа, кисти).

2 этап - обучение приемам оформления (Выбирание из цветной салфетки, понравившиеся небольшие фрагменты и вырезание их или аккуратно обрывание по контуру; разделение салфетки на слои, далее работа только с самым верхним, красочным слоем, наклеивание).

3 этап - изготовление поделок и применение их.    

Поделки мы изготавливали во время непрерывной образовательной деятельности (НОД), в совместной деятельности, на детском объединении  «Умелые ручки».

Следуя принципу «от простого к сложному» свою работу начала на непрерывной образовательной деятельности  с детьми в старшей группе. Сначала я познакомила детей с историей декупажа, затем проводила знакомство с материалами и техникой выполнения работы: единственное отличие техники декупажа от аппликации в том, что клей наносится сразу поверх салфеточного фрагмента, уже расположенного на украшаемом предмете. Работая с детьми  при изготовлении поделок, мы отражали тематику праздников, событий, традиций.

    На непрерывной образовательной деятельности

 по теме:

* «Ваза для мамы» дети из картона изготовили вазы, а затем украсили их аппликацией в технике декупаж. (Вазы были подарены мамам на День матери).

* «Изготовление фоторамок в технике декупаж» - дети изготовили рамки, вырезав их из картона, а затем украсили их в технике декупаж.( Фоторамки были подарены папам)

        На тематической неделе к Новому году  вместе с детьми были изготовлены часы и украшены в технике декупаж. (Часы украшают группы)

        В кружке «Умелые ручки» были изготовлены: обложки для журнала и  блокнота, открытки для Нового года.(Подарили воспитателям и детям средней группы)

В подготовительной группе работа в технике декупаж немного усложнилась: дети учились правильно покрывать поверхности и наносить объёмные контуры для украшения.

• «Декорирование стеклянной баночки в технике «Декупаж»» - грунтование стеклянной баночки и декорирование баночки с помощью салфеток и клея  и «Декорирование тарелочек».

• «Новогодняя игрушка на диске» - декорирование диска

• «Карандашница в стиле декупаж» - декорирование жестяной баночки

• «Пасхальные яйца в технике декупаж» - дети декорировали деревянное яйцо с помощью салфеток и клея.

В группе с детьми была оформлена выставка, поделок «Декупаж своими руками», оформлен уголок по изодеятельности.

Важным условием обеспечения эффективной работы по формированию навыков художественного труда в технике декупаж  является тесное сотрудничество с родителями и педагогами. Проводила с родителями консультации, мастер-класс «Декорирование горшочных кашпо», участвовала в родительском собрании  с сообщением на тему: «Декупаж для взрослых и детей».

Осуществляла работу с педагогами:

-консультации

- мастер-класс «Вторая жизнь бросовым материалам»

Работа по данной теме дала определенные позитивные результаты:

-- У воспитанников сформировался художественный труд и позитивный интерес к этой деятельности.

-- Результативные участия в выставках в детском саду, ярмарках, организуемых фондом «Ванечка», оформление цветочных кашпо в детском саду; изготовление подарков для малышей и украшений к Новому году.

Это говорит о том, что у детей достаточно сформировались навыки художественного труда, с использованием техники декупаж.

--Дети научились декорировать изделия в технике декупаж: работать с салфетками, клеем, закрепив практические знания и умения.

Итоговая диагностика  показала хорошие результаты:

воспитанники овладели техникой декупаж,  у них развился интерес к изготовлению и оформлению поделок в данной технике, и дальнейшему их применению.

уровень

2017 год (сентябрь)

Старшая группа

2018 год (март)

Подготовительная

группа

высокий

 8 чел. – 37%

10 чел. – 59%

средний

 11 чел. – 50%

12 чел. – 41%

низкий

 3 чел.– 13%

-

Я считаю, что моя работа дала положительную динамику.

Техника декупаж является эффективным средством по формированию навыков художественного труда  у детей старшего дошкольного возраста.

Представленный опыт работы имеет практическую значимость, его могут использовать коллеги и родители.

Я работала с детьми в классической технике декупажа, в дальнейшем с детьми я планирую работать с другими видами декупажа: объёмным, художественным, обратным.

Обратный декупаж обычно применяют для декорирования прозрачных стеклянных предметов. В этом случае вырезанный рисунок клеится на обратную сторону стекла. Обрабатываемая поверхность должна находиться перед лицевой стороной картинки.
Художественный декупаж, который также называют дымчатым, предполагает комбинацию различных техник и эффектов для создания цельного полотна. Фон предмета полностью объединяется с приклеиваемым мотивом и переход между ними практически не заметен.
Объёмный декупаж — это техника, предполагающая использование специальной пасты, кусочков ткани или натуральных материалов (мелких камей, яичной скорлупы) в процессе декорирования.
Декопатч — это сочетание декупажа и печворка. При этом для декорирования используются не просто отдельные мотивы, а множество фрагментов бумаги. Они полностью заполняют поверхность предмета, создавая эффект лоскутного одеяла.

Главным критериям эффективности работы для меня – устойчивый интерес воспитанников в технике декупаж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приема моделирования в работе по формированию навыков связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. (из опыта работы)

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь....

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

С целью формирования представлений о правилах игры в футбол у детей старшего  дошкольного возраст, развитиюнавыков коллективного поведения, а также для использования этого вида спорта не только к...

опыт работы учителя-дефектолога по теме "Формирование навыков количественного счета у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровых обучающих ситуациях посредством развивающих пособий"

Обобщенный опыт работы по методической теме: "Формирование навыков количественного счета у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровых обучающих ситуациях посредством развивающих пособий...

Изучение возможностей формирования навыков межличностного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста средствами игровых упражнений коммуникативной направленности».

laquo;Изучение возможностей формирования навыков межличностного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста средствами игровых упражнений коммуникативной направленности».Жизнь каждого ...

Цветовой круг как средство развития чувства цвета детей старшего дошкольного возраста -опыт работы

Мы каждый день взаимодействуем с цветами - выбирая палитру нового интерьера, расцветку платья, тон макияжа или лака для ногтей, мы ищем подходящий к обстановке или атмосфере оттенок. В торговых павиль...

«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)

laquo;Использование  квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного воз...